logo search
шпоры

2. Кадровая политика организации

Кадровая политика - набор конкретных правил, пожеланий и ограничений, реализующихся как в процессе непосредствен­ных взаимодействий между сотрудниками, так и во взаимоот­ношениях между работниками и организацией в целом.

Цель кадровой политики - обеспечение оптимального ба­ланса процессов обновления и сохранения численного и качест­венного состава кадров в соответствии с потребностями самой организации, требованиями действующего законодательства и состоянием рынка труда.

Типы кадровой политики

Выделяют два основания для группировки типов кадровой политики:

1. Уровень осознанности тех правил и норм, которые лежат в основе кадровых мероприятий. По данному основанию выделяют следующие типы кадровой политики:

2. Степень открытости организации по отношению к внешней среде при формировании кадрового состава. По данному основанию выделяют следующие типы кадровой политики:

При пассивной кадровой политике руководство часто не имеет выраженной программы действий в отношении собственного персонала. Кадровая работа сводится к рутинному функ­ционированию или ликвидации негативных последствий.

Для такой организации характерно, отсутствие прогноза кадровых потребностей, средств оценки труда и персонала, ди­агностики кадровой ситуации в целом.

При реактивной кадровой политике руководство предпри­ятия осуществляет контроль за симптомами негативного со­стояния в работе с персоналом, предпринимает попытки проанализировать их причины и следит за возникновением конфликтных ситуаций. Кадровые службы таких предприятий, как правило, располагают средствами диагностики текущей ситуа­ции и оказания адекватной экстренной помощи.

О превентивной кадровой политике можно говорить тогда, когда руководство имеет обоснованные прогнозы развития си­туации и при этом не имеет средств влияния на наличную си­туацию. Работники кадровой службы располагают как средст­вами диагностики персонала, так и методикой прогнозирования кадровой ситуации на среднесрочный период. ,

При активной кадровой политике руководство имеет не только прогноз, но и средства воздействия на ситуацию, а кад­ровая служба способна разработать целевые кадровые програм­мы, а также осуществлять регулярный мониторинг ситуации и корректировать исполнение программ в соответствии с пара­метрами внешней и внутренней среды.

Открытая кадровая политика характеризуется тем, что ор­ганизация прозрачна для потенциальных сотрудников на любом структурном уровне. Новый сотрудник может начать работать как с самой низовой должности, так и с должности на уровне высшего руководства. Кадровая политика открытого типа может быть адекватна для новых организаций, ведущих агрессивную политику завоевания рынка, ориентированных на быстрый рост и стремительный выход на передовые позиции в своей отрасли.

Закрытая кадровая политика характеризуется тем, что ор­ганизация ориентируется на включение в свой состав нового персонала только с низшего должностного уровня, а замещение вакансий высших должностных позиций происходит только из числа сотрудников организации. Кадровая политика закрытого типа характерна для компаний, ориентированных на создание определенной корпоративной атмосферы, а также работающих в условиях дефицита кадровых ресурсов.

Особенности реализации кадровых процессов при открытой и закрытой кадровой политике

Кадровый про­цесс

Открытая политика

Закрытая политика

Набор персонала

Ситуация высокой конку­ренции на рынке труда

Ситуация дефицита рабо­чей силы

Адаптация пер­сонала

Возможность быстрого включения в конкурентные отношения, внедрение новых для организации подходов, предложенных новичками

Эффективная адаптация за счет института наставни­ков, высокой сплоченности коллектива, включение в традиционные подходы.

Обучение и раз­витие персонала

Часто проводится во внешних центрах, способ­ствует заимствованию нового опыта

Часто проводится во внут­рикорпоративных центрах, способствует формирова­нию единого взгляда, адаптированию к специфике работы организации

Продвижение персонала

С одной стороны, возмож­ность роста затруднена за счет постоянного притока новых кадров, с другой - вполне вероятна «головокружитель­ная карьера» за счет высокой мобильности кадров

Предпочтение при назна­чении на вышестоящие должности всегда отдает­ся заслуженным сотруд­никам, проводится плани­рование карьеры

Мотивация и стимулирование

Предпочтение отдается стимулированию труда (прежде всего материаль­ному)

Предпочтение отдается мотивации (удовлетворе­ние потребности в ста­бильности, безопасности, социальном принятии)

Внедрение ин­новаций

Постоянное инновацион­ное воздействие со сторо­ны новых сотрудников

Инновационное поведение необходимо либо специ­ально инициировать, либо оно является результатом осознания работником общности своей судьбы с судьбой предприятия

Этапы проектирования кадровой политики:

  1. нормирование;

  2. программирование;

  3. мониторинг персонала.

Нормирование - согласование принципов и целей работы с персоналом с принципами и целями организации в целом, стра­тегией и этапом ее развития. В рамках этого этапа важно про­анализировать существенные особенности корпоративной куль­туры, Спрогнозировать возможные изменения внешней и внут­ренней; среды, конкретизировать образ желаемого сотрудника и определить цели развития человеческого ресурса. Программирование — разработка программ, путей достиже­ния целей Кадровой работы. Существенный параметр, оказы­вающий влияние на разработку таких программ, - представле­ние о Приемлемых инструментах и способах воздействия, их согласование с ценностями организации.

Мониторинг - разработка процедур диагностики и прогно­зирования кадровой ситуации. На данном этапе важно опреде­лить существенные индикаторы состояния кадрового потенциа­ла, а также разработать комплексную программу постоянной диагностики и развития умений и навыков работников.

На кадровую политику влияют факторы двух типов: внешние по отношению к организации и внутренние.

Факторы внешней среды могут быть объединены в две группы

  1. нормативные ограничения (например, присутствие в нормах некоторых стран запретов на применение тестов при приеме на работу вынуждает сотрудников служб управления персоналом быть очень изобретательными в проектировании программ отбора персонала);

  2. ситуация на рынке труда (ориентируясь на учет ситуации на рынке труда, необходимо проанализировать наличие конкуренции, структурной и профессиональный состав свободной рабочей силы).

Наиболее значимые внутренние факторы:

  1. цели предприятия, их временная перспектива и степень проработанности;

  2. стиль управления, закрепленный в том числе и в структуре организации;

  3. условия труда;

  4. качественные характеристики трудового коллектива;

  5. стиль руководства.