logo search
Вопросы и ответы ГЭК

Базисные социальные роли руководителя

Характеристика руководителя включает важную составляющую – структуру базовых социальных ролей, которые он обязан выполнять в силу своего статусного положения. При этом надо сделать важное пояснение: каждая объективно предписанная и ожидаемая роль предполагает наличие у руководителя определенных способностей, навыков и умений для оптимально эффективного ее исполнения.

Представительская роль. Обязывает обеспечить благоприятные взаимоотношения с внешней средой, достойно представлять свою организацию и ее коллектив и себя в том числе. Особо значимые качества: культура общения, умение слушать, говорить, убеждать.

Роль генератора идей и целевых установок, разработчика концепции управления. Эти функции руководителя – исходные в процессе управления системами любого масштаба. Необходимые качества: способность к творческому мышлению (креативность), широкий мировоззренческий диапазон, профессионализм в управлении.

Роль аналитика. Объективная неизбежность иметь дело с управленческими ситуациями (экономическими, технологическими, правовыми, социально-психологическими и др.) требует развитых способностей к аналитической работе, умений организовать и свою, и коллективную мыслительную деятельность, предвидеть возможные последствия.

Роль принимающего решения и ответственность за их последствия. Принятие решения – ключевая и ответственная задача руководителя, определяющая многое в жизнедеятельности системы управления. Необходимые качества: сдержанность, взвешенность, предусмотрительность, объективность, развитая воля, мужество, решительность.

Роль организатора естественна, поскольку само управление определяется как организующая деятельность. Соответственно требуется наличие развитых организаторских способностей, личная организованность. Неорганизованный «организатор» – нонсенс в теории и практике управления.

Роль коммуникатора предопределяется тем, что руководитель объективно оказывается центром информационных потоков (внешних и внутренних, формальных и неформальных, многообразных по содержанию), информация является предметом управленческого труда, выполняет важнейшую социальную функцию – ориентирует поведение людей. Из этого следуют требования к способностям человека быстро, безошибочно воспринимать, анализировать (синтезировать), владеть словом, уметь построить, создать организующую, мотивирующую речь, умение осторожно пользоваться доверительной информацией о сотрудниках, свободно владеть техникой и методами общения.

Роль выразителя и защитника интересов членов управляемой организации. Руководитель любого ранга может реализовываться эффективно тогда, когда у него создана широкая и устойчивая социальная база, когда последовательно проявляет заботу о создании благоприятных условий для удовлетворения развивающихся потребностей. Основные требуемые качества: гуманизм, личная нравственная привлекательность, профессионализм, культурная просвещенность.

Роль "пахаря и сеятеля" предопределена тем объективным фактом, что и руководитель, и сотрудники функционируют в системе – конкретном социокультурном поле, в котором формируется и самореализуется социокультурный генотип личности данной организации и общества в целом. Всеобщая заинтересованность в том, чтобы, прежде всего, руководители проявляли себя активными пахарями и сеятелями Разумного, Доброго, Вечного, проявляли свою гражданскую озабоченность и ответственность за судьбы вверенных им сограждан, тружеников, соратников и социальных партнеров.

Роль инноватора. Ожидается, что руководитель будет не просто выполнять какие-то рутинные процедуры управления, а серьезно заниматься и перспективами развития организации, проявляя при этом необходимые качества: дальновидность, понимание тенденций развития науки, техники, экономики и в других сферах общественной жизни своей страны и за рубежом, осознание своей социальной миссии в конкретной системе управления.

Роль критика определяется спецификой собственно управленческого труда, поскольку руководитель призван критически оценивать результат индивидуального и группового труда, общее состояние системы управления и реальное организационное поведение каждого сотрудника, для этого наделяется правовыми полномочиями, которые обязательно должны дополняться нравственно-этическими личными достоинствами и умением осторожно пользоваться критическим словом в адрес других, быть самокритичным.

Роль эксперта-арбитраорганическая составляющая повседневной деятельности руководителя для согласования различных точек зрения, идей, предложений по различным проблемам жизнедеятельности системы управления, согласования взаимодействия структур системы. Успешное выполнение этой роли предполагает наличие глубоких знаний в различных сферах профессиональной деятельности, навыков экспертного анализа, авторитетом профессионала в своей области. Особо значимо умение ценить, понимать и использовать разномыслие.

Роль психотерапевта обусловлена психологической составляющей всех занятых в конкретной системе управления, их формального и неформального взаимодействия, разнообразием их психического состояния и, соответственно, характером и направленностью их организационного поведения. Забота о психическом здоровье индивида и различных групп в системе, о здоровом социально-психологическом климате в социокультурном поле системы требует глубоких знаний о психике человека – самом тонком и сложном предмете управленческого труда. Умение не только использовать, но и обеспечивать приращение (сделать одним целым) психологического потенциала каждого и всех сотрудников свидетельствует о высокой степени управленческого профессионализма руководителя.

Роль педагога-воспитателя, в жизни и реальной практике управления далеко не всеми признается и реализуется. Предпочтение отдается приказам, а не умению объяснить, убедить в необходимости, социальной значимости той или иной управленческой задачи, цели. Неумение транслировать исполнителям свои намерения, цели управления, ценностные ориентиры организационного поведения свидетельствует о неумении работать педагогическими и воспитательными методами с конкретным предметом управленческого труда – психикой индивида или группы исполнителей.

Роль лидера – потенциальная, общественно желаемая, интегрированная из качества выполнения всех предыдущих социальных ролей. Лидер появляется и утверждается по мере проявления умений управлять вниманием других людей, умением донести до их сознания значение тех или иных начинаний, умением создавать обстановку взаимного доверия между собой и сотрудниками, примерами умения управлять собой. Люди всегда хотят, чтобы ими управляли достойные и профессионально квалифицированные люди, которых они могут наделять своим доверием и уважением, воспринимать как своих лидеров.