logo search
Вопросы и ответы ГЭК

Управление социально-психологическим климатом организации.

Управление социально-психологическим климатом в организации.

Социально-психологический климат есть состояние группового настроения и качественная сторона межличностных отношений в группе. Его влияние сказывается, прежде всего, на психологическом самочувствии людей.

На социально-психологический климат влияют:

- характер и содержание деятельности;

- отношение людей к деятельности (любовь, нелюбовь);

- престижность;

- размер вознаграждения;

- перспективы роста;

- наличие сопутствующих возможностей (решить какие-то собственные проблемы, увидеть мир, познакомиться с интересными или полезными людьми, прославиться и пр.).

Признаками благоприятного социально-психологического климата являются:

- высокая требовательность и доверие членов организации друг к другу;

- доброжелательная и деловая критика;

- свободное выражение собственного мнения членами организации при обсуждении всех вопросов групповой жизни;

- удовлетворенность принадлежностью к организации;

- высокая степень взаимопомощи;

- достаточная информированность членов организации обо всех аспектах ее внутренней жизни.

Управление социально-психологическим климатом включает в себя осуществление следующих мероприятий:

- управление процессом формирования норм, ожиданий, ценностей, установок, традиций, группового мнения и настроения;

- оптимальный подбор, расстановка, обучение и аттестация руководящих кадров;

- комплектование первичных коллективов с учетом фактора психологической совместимости;

- опора на наиболее авторитетных, активных членов коллектива;

- предупреждение и разрешение межличностных конфликтов.

Типы взаимоотношений в коллективе:

- невмешательство (низкий уровень заботы руководителя о производстве и о людях).

- теплая компания (стремление к установлению дружеских отношений, удобного для сотрудников темпа работы).

- задача (внимание руководителя полностью сосредоточено на решении производственных задач. Человеческий фактор либо недооценивается, либо просто игнорируется).

- золотая середина (руководитель стремится оптимально сочетать интересы дела и интересы персонала).

- команда (наиболее предпочтительный тип взаимоотношений в рабочей группе. Руководитель стремится максимально учитывать интересы производства и интересы коллектива).