logo search
Вопросы и ответы ГЭК

51. Инновационный менеджмент: понятие, роль и место в управлении организацией

Новшество – оформленный результат фундамент-х прикладных исследий, разработок или эксперимент-ых работ в какой-либо сфере деятти по повышю эффектти. Новшества могут оформся в виде: открыт-й, изобр-й, патентов,ноу-хау, понятий и т.п. Для разраб-ки новшества необходимо провести маркетинг исслед-я, НИОКР, орг-тех подготовку произ-ва, произ-во и оформ-ть

рез-ты.

Инновация – конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получение эконом-го и другого вида эффекта. Новшества могут быть покуп-ми или собст-й разраб-ки, предназ-ми для накопления, продажи или внедрения в выпуск-ю фирмой прод-ю, т.е. превращ-я

в форму инновации.

Инно-й процесс – это деятельность в результате которого новый продукт приобретет статус интеллектуальной собственности и товара.

Различ-т три логических формы Инн-ого процесса: простой внутриорганизац-ый (натуральный), простой межорганизац-ый (товарный) и расширенный.

ИМ – разновидность функц-го менеджмента, объектом которого являются

инновации, ИП.ИМ имеет сложный, специфичный, масштабный объект управления, требующий

использование специальных форм и методов управленч-го воздействия.

Использ-ие научных методов ИМ является одним из главных факторов эконом-го развития страны, а для России – выживания.

Инн-й М. рассматр-ся в 3 аспектах ( ).

1. Как наука и искусство управления инновациями.

2. Вид деят-ти и процесс принятия управ-их решений.

3. Аппарат управления иннов-ми.

1. – ИМ базируется на теорет положениях общего менеджмента. Теорет и практич опыт в области ИМ в отечест эконом-ой литературе и официальных документах отражен в работах посвященных проблемам управления НТП, развития науки и техники, управления НТИ и разраб-ми.

2. – ИМ – совокупность процедур, составляющих общую технолог-ую схему управления инновац-ми, состоящую из отдельных направлений управ-ой деятельности. Состав функций и конкретизирующих их задач зависит от уровня инновац-ой системы и условий ее функц-ия.

3. – Структурное оформление инновационной сферы (1.Система управления инновациями, обладающая иерархической структурой и состоящая из спец-ых органов управления; 2.Институт менеджеров, выступающих субъектами управления).

Конечная цель ИМ для п/п состоит в обеспечении его долговрем-го функционирия на основе эффективной организации инновац-х процессов и росте конкурентоспособ-и инновац-ой продукции.

Критерии эффективности организации ИП являются эконом-ие параметры,соизмеряющие затраты на иннов-ю деят-ть и доходы от реал-и иннов-й прод-и.

Основная целевая задача ИМ – гармонизация развития инновационного п/п, которая имеет эндо- и экзогенные аспекты.

По содержанию и временным параметрам гармонизация имеет стратегическую и оперативную формы и пред-ет решение опр-х свойств-х каждой фирме конкр-х

задач.

Функции ИМ:

1. Основные (предметные) – наиболее общие для всех видов и любых условий осуществления инновации, отражают содержание основных стадий процесса управления инновац-ой деят-ью и выделяют предметные области на всех иерархических уровнях: а) формирование целей; б) планирование; в) организация; г) контроль.

2. Обеспечивающие – включают управленческие процессы и инструменты, способствующие эффективному осуществлению предметных функций: а) социально- психологические (делегирование, мотивация); б) технологические (решения, коммуникации).

Роль и место стратегии управления инновациями в общей стратегии развития орг-ции.

Основу выработки иннов-ой стратегии составляет теория жизненного цикла продукта, рыночная позиция фирмы и проводимая ею научно-техническая политика. Выделяют след-е типы иннов-х стратегий: 1) наступательная- характерна для фирм, основывающих свою деятельность на принципах предприн-ой конкуренции (свойственна малым иннов-м фирмам); 2)оборонительная-направлена на удержание конкурентных позиций фирмы на уже имеющихся рынках. Главная функция такой стратегии явл-ся оптимальное соотношение "затраты-результат" в иннов-ом процессе. Требует интенсивных НИОКР. 3) имитационная- используется фирмами, которые имеют сильные рыночные и технологические позиции.