7.3. Искусство комплимента. Правила вручения подарков
Для любого делового человека располагать к себе подчиненных, руководство, коллег – производственная необходимость. Одним из действенных способов являются комплименты. Умение говорить комплименты – это целое искусство, которое требует от человека деликатности, тактичности, знания определенных правил.
Комплимент – слова и выражения, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств человека51.
Цель комплимента – доставить удовольствие собеседнику и, воздействуя на его эмоции и чувства. Запрограммировать на дальнейшее сотрудничество. При выслушивании комплимента срабатывает психологический феномен внушения и человек старается «дорасти» до качеств, подчеркнутых в комплименте.
Следует отличать комплименты от лести:
лесть прямолинейна, проста и однозначна, комплимент предполагает разночтение, размышление, в ходе которого человек сам домысливает суть высказанного;
лесть подразумевает чрезмерное преувеличение положительных качеств личности, приписывание несуществующих достоинств, комплимент лишь опосредованно указывает на наличие у человека ряда положительных качеств;
комплимент способен вызвать у собеседника приятные чувства; лесть по своей природе может вызвать отторжение и спровоцировать обратную реакцию52.
Существует ряд требований к комплименту:
внимание следует сосредоточить не на внешних, а на внутренних качествах человека;
комплимент должен отражать только положительные качества и не допускать двойного смысла, когда качество можно оценивать и как положительное, и как отрицательное;
отраженное в комплименте положительное качество должно иметь лишь небольшое преувеличение. Большое преувеличение переводит комплимент в издевательство;
нельзя делать комплимент относительно тех качеств, от которых человек стремится избавиться;
необходимо быть искренним при высказывании комплимента;
не включать в комплимент поучений;
делая комплименты, следует учитывать половозрастные особенности о собеседника;
следует использовать такой эффективный прием, как комплимент на фоне антикомплимента самому себе53.
При высказывании комплиментов следует быть максимально конкретным, конкретизировать достоинства человека (таблица 7.3)
Таблица 7.3
Примеры конкретизации достоинств в комплиментах
Общая оценка достоинств человека | Конкретизированная оценка достойных качеств человека |
Нина Михайловна, Вы очень тактичная и обаятельная женщина! | Теперь я понимаю, Нина Михайловна, почему очень многие восхищаются Вами: Вы корректны, тактичны и обходительны с людьми. |
Николай Филиппович! Это было замечательно! | Это было великолепно, Николай Филиппович. Потому что у вас был превосходный контакт с аудиторией, и ваши убедительные доводы произвели на окружающих сильное впечатление. |
Вы замечательный руководитель, Александр Николаевич! | Александр Николаевич, Вы не только умеете управлять людьми, но и сопереживаете им. Вам небезразличны люди, с которыми Вы работаете. |
Прекрасная, безупречная работа, Марина Александровна! | Спасибо, что выполнили задание безупречно, Марина Александровна. Это значительно поможет нам в решении очень важной для всех задачи. |
Кроме явных комплиментов существуют еще комплименты скрытые, которые также помогают достигать желаемого эффекта.
Скрытый комплимент – это комплимент, который, неявно влияя на собеседника, создает особую атмосферу доверия во взаимоотношениях.54
К скрытым комплиментам можно отнести:
Проявление искреннего интереса к собеседнику (важно постараться найти в человеке то, что на самом деле по-человечески интересно: что-то из его биографии, работы, семьи, событий, хобби и т.д.);
Частое упоминание имени собеседника (это демонстрирует нечто большее, чем просто уважительное отношение к собеседнику).
Овладение искусством комплимента требует тренировки. Учиться делать комплименты следует один на один, причем лучше на мужчинах, так как они менее избалованы комплиментами.
В любом случае о комплиментах не стоит забывать и, готовясь к деловому разговору, целесообразно заранее подготовить небольшой набор комплиментов для разных случаев, ситуаций, людей.
Еще одним искусством, требующим специальных знаний, корректного подхода, вкуса является искусство делать подарки. Подарок – это проявление внимания, а не подкуп. Вопрос о подарках – один из самых деликатных в деловых отношениях. Многое зависит от взаимопонимания, личных качеств, интересов друг друга. Если вы знаете партнера достаточно хорошо, и ваш подарок соответствует его вкусам и интересам, то он, как правило, принимается с искренней благодарностью. Если же вы встречаетесь с человеком впервые, то не следует торопиться с подарком, это может быть расценено, как выражение вашей зависимости от партнера, свидетельство вашей корысти или признак того, что даримая вещь вам просто не нужна. Как уже было сказано, дарение подарков требует большого такта и вкуса. Чаще всего принято, что при первой встрече подарки делают хозяева, а не гости.
Подарки следует дарить строго по рангам. Нежелательно руководителю и членам делегации дарить одинаковые подарки. Особое внимание следует уделить упаковке подарка, так как некрасивая упаковка может свести на нет усилия дарителя. При получении подарка следует тут же вскрыть упаковку и выразить восхищение подаренной вещью. Полученные цветы помещают в вазу. Подаренные спиртные напитки на стол не ставятся. Подарки будут выглядеть внушительнее, если их украсить гравировкой или монограммой, эмблемой учреждения или фирмы или инициалами того, кому он предназначен55.
В деловой среде принято использовать в качестве подарков следующие вещи (таблица 7.4):
Таблица 7.4
- Этика деловых отношений
- Тема 1. Этика деловых отношений: понятие, сущность, принципы
- 1.1. Понятие, сущность этики деловых отношений
- 1.2. Этические принципы и нормы в деловых отношениях
- 1.3. Виды этики
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- 2.2. Этические принципы, нормы и качества государственного служащего
- 2.3. Нормативное регулирование этики служащего
- Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих
- Общие принципы служебного поведения государственных служащих
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- 3.2. Управленческая этика: взаимоотношения руководителя и подчиненного
- 3.3. Этикет руководителя
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- 4.2. Средства выразительности деловой речи: вербальные и невербальные
- Мимические проявления человека и сопутствующие действия8
- 4.3. Основные техники делового общения: культура дискуссии, делового спора, техника аргументации
- Основные способы этичной аргументации
- Контрприемы в ходе спора10
- 4.4. Публичные выступления и презентации, выступления по радио и телевидению
- 4.5. Особенности деловой (служебной) переписки
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 5. Деловые встречи и переговоры
- 5.1. Правила подготовки и проведения деловой беседы. Этические нормы телефонного разговора
- Роли поведения и тактика ведения беседы17
- Правила деловой беседы18
- Правила телефонного разговора19
- 5.2. Правила проведения собеседования.
- 5.3. Этические особенности проведения переговоров с деловыми партнерами
- Характеристика подходов к ведению переговоров24
- Рекомендации по тактике ведения переговоров26
- 5.4. Правила подготовки и проведения деловых совещаний
- Основные типы участников совещания32
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 6. Внешний облик делового человека
- 6.1. Внешность делового человека
- 6.2. Одежда и аксессуары делового человека
- 6.3. Визитная карточка
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 7. Этикет деловых отношений
- 7.1. Этика приветствий и представлений. Рукопожатие
- Виды рукопожатий44
- Правила приветствия, представления и рукопожатия в различных ситуациях46
- 7.2. Поведение в общественных местах, официальных учреждениях и организациях
- 7.3. Искусство комплимента. Правила вручения подарков
- Разновидности подарков56
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 8. Международный этикет
- 8.1. Понятие международного этикета
- 8.2. Стиль и культура международных протокольных мероприятий
- 8.3. Особенности этикета различных народов
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Заключение
- Приложение
- Тест «Эффективность деловой беседы»60
- Словарь основных понятий
- Библиографический список