logo
Этика деловых отношений Черноскутов, Парфенова,

7.3. Искусство комплимента. Правила вручения подарков

Для любого делового человека располагать к себе подчиненных, руководство, коллег – производственная необходимость. Одним из действенных способов являются комплименты. Умение говорить комплименты – это целое искусство, которое требует от человека деликатности, тактичности, знания определенных правил.

Комплиментслова и выражения, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств человека51.

Цель комплимента – доставить удовольствие собеседнику и, воздействуя на его эмоции и чувства. Запрограммировать на дальнейшее сотрудничество. При выслушивании комплимента срабатывает психологический феномен внушения и человек старается «дорасти» до качеств, подчеркнутых в комплименте.

Следует отличать комплименты от лести:

Существует ряд требований к комплименту:

Таблица 7.3

Примеры конкретизации достоинств в комплиментах

Общая оценка достоинств человека

Конкретизированная оценка достойных качеств человека

Нина Михайловна, Вы очень тактичная и обаятельная женщина!

Теперь я понимаю, Нина Михайловна, почему очень многие восхищаются Вами: Вы корректны, тактичны и обходительны с людьми.

Николай Филиппович! Это было замечательно!

Это было великолепно, Николай Филиппович. Потому что у вас был превосходный контакт с аудиторией, и ваши убедительные доводы произвели на окружающих сильное впечатление.

Вы замечательный руководитель, Александр Николаевич!

Александр Николаевич, Вы не только умеете управлять людьми, но и сопереживаете им. Вам небезразличны люди, с которыми Вы работаете.

Прекрасная, безупречная работа, Марина Александровна!

Спасибо, что выполнили задание безупречно, Марина Александровна. Это значительно поможет нам в решении очень важной для всех задачи.

Кроме явных комплиментов существуют еще комплименты скрытые, которые также помогают достигать желаемого эффекта.

Скрытый комплиментэто комплимент, который, неявно влияя на собеседника, создает особую атмосферу доверия во взаимоотношениях.54

К скрытым комплиментам можно отнести:

  1. Проявление искреннего интереса к собеседнику (важно постараться найти в человеке то, что на самом деле по-человечески интересно: что-то из его биографии, работы, семьи, событий, хобби и т.д.);

  2. Частое упоминание имени собеседника (это демонстрирует нечто большее, чем просто уважительное отношение к собеседнику).

Овладение искусством комплимента требует тренировки. Учиться делать комплименты следует один на один, причем лучше на мужчинах, так как они менее избалованы комплиментами.

В любом случае о комплиментах не стоит забывать и, готовясь к деловому разговору, целесообразно заранее подготовить небольшой набор комплиментов для разных случаев, ситуаций, людей.

Еще одним искусством, требующим специальных знаний, корректного подхода, вкуса является искусство делать подарки. Подарок – это проявление внимания, а не подкуп. Вопрос о подарках – один из самых деликатных в деловых отношениях. Многое зависит от взаимопонимания, личных качеств, интересов друг друга. Если вы знаете партнера достаточно хорошо, и ваш подарок соответствует его вкусам и интересам, то он, как правило, принимается с искренней благодарностью. Если же вы встречаетесь с человеком впервые, то не следует торопиться с подарком, это может быть расценено, как выражение вашей зависимости от партнера, свидетельство вашей корысти или признак того, что даримая вещь вам просто не нужна. Как уже было сказано, дарение подарков требует большого такта и вкуса. Чаще всего принято, что при первой встрече подарки делают хозяева, а не гости.

Подарки следует дарить строго по рангам. Нежелательно руководителю и членам делегации дарить одинаковые подарки. Особое внимание следует уделить упаковке подарка, так как некрасивая упаковка может свести на нет усилия дарителя. При получении подарка следует тут же вскрыть упаковку и выразить восхищение подаренной вещью. Полученные цветы помещают в вазу. Подаренные спиртные напитки на стол не ставятся. Подарки будут выглядеть внушительнее, если их украсить гравировкой или монограммой, эмблемой учреждения или фирмы или инициалами того, кому он предназначен55.

В деловой среде принято использовать в качестве подарков следующие вещи (таблица 7.4):

Таблица 7.4