logo
Этика деловых отношений Черноскутов, Парфенова,

Мимические проявления человека и сопутствующие действия8

Взгляд и сопутствующие движения

Трактовка

Необходимо

Подъем головы и взгляд вверх

Подожди минуту, подумаю

Прервать контакт

Движение головой и насупленные брови

Не понял, повтори

Усилить контакт

Улыбка, возможно, легкий наклон головы

Понимаю, мне нечего добавить

Продолжить контакт

Ритмичное кивание головой

Ясно, понял, что тебе нужно

Продолжить контакт

Долгий неподвижный взгляд в глаза собеседнику

Хочу подчинить себе

Действовать по обстановке

Взгляд в сторону

Пренебрежение

Уйти от контакта

Взгляд в пол

Страх и желание уйти

Уйти от контакта

  1. Взгляд

С собеседником (собеседниками) необходимо поддерживать зрительный контакт. Если смотреть доброжелательно 60—70% времени (отведенного разговору) на собеседника, он понимает, что нравится. Приветливый, с улыбкой, кратковременный взгляд в глаза рассматривается как сигнал положительного отношения, заинтересованности, симпатии, стремления к контакту.

При продолжительном общении этикет требует смотреть не в глаза, а в лицо, не фиксируя внимания на глазах собеседника. Пристальный взгляд в глаза рассматривается как проявление агрессии. Когда человек формулирует мысль, он часто смотрит «в пространство» мимо собеседника, когда мысль полностью готова – на собеседника. Тот, кто говорит, меньше смотрит на партнера, только чтобы уловить ответ.

При решении деловых вопросов надо использовать деловой взгляд — направленный на треугольник глаза — нос, это создает впечатление серьезности намерений. При дружеском общении взгляд лучше опускать ниже — на треугольник глаза — рот, такой взгляд демонстрирует дружеское отношение, желание контактировать. Взгляд от глаз до груди и ниже, называется интимным, он показывает личную заинтересованность.

Просодические (экстралингвистические) средства выразительности с помощью модуляции голоса создают то или иное впечатление на собеседника. Некоторые из просодических невербальных средств выразительности и их значения для собеседника представлены в таблице 4.4.

Таблица 4.4

Невербальные просодические средства и их значения

Свойство голоса

Значение просодического средства в деловом общении

Интонация

Падение тона в конце фразы может указывать на неуверенность.

Подъем интонации – вызов, агрессия.

Доверие и уверенность – ровная интонация.

Отсутствие интонаций – незаинтересованность.

Громкость

Громкая речь звучит увереннее. Громкий голос дает пре­имущество его обладателю, особенно в публичной речевой деятельности. Громкость голоса создает впечатление убежденности говорящего, его уверенности в своей правоте, компетентности. Часто (особенно в России) громкий голос в официальном общении рассматривается как признак высокого статуса человека, сигнал высокой должности, занимаемой им.

Резкое повышение громкости голоса обычно усиливает воздействие на адресата.

Приглушенный звук может говорить о печали или усталости.

Тембр голоса

Энтузиазм и радость передаются тембром выше, чем недоверие или горе.

Гнев и страх выражаются высоким голосом, но более широкого диапазона, чем радость.

Высокий голос заставляет думать о подчиненном положении говорящего.

Наиболее авторитетные тона в деловом общении низкие.

Скорость речи

Быстрая речь выдает волнение или неуверенность.

Слишком медленная речь говорит об угнетенном, или усталом состоянии, может говорить и о высокомерии.

Паузы

Большие паузы свойственны неподготовленной или неуверенной речи.

Отсутствие пауз говорит о волнении или плохом понимании смысла речи.

Вздохи, мычания, покашливания

Как правило, свойственны неподготовленной речи. Выдают волнение или неуверенность собеседника, заполняют паузы. Могут иметь адаптивный характер, т.е. позволять говорящему справиться с волнением. Частое их использование засоряет речь.

Такесические невербальные средства – это динамические прикосновения, сопровождающие деловое общение. Они носят стимулирующий беседу и отношения характер, а не только являются проявлением эмоций. Для правильного применения прикосновений необходимо оценивать ряд существенных параметров партнеров по общению: пол, возраст, статус, степень знакомства.

Например, использование того или иного типа рукопожатий зависит от статуса вашего партнера. Подробнее о рукопожатиях (см. тему 7.1.). Похлопывания по плечу возможны при долгосрочных дружеских отношениях и недопустимы при общении мужчины и женщины. Такесические средства общения в большей мере, чем другие, являются выражениями статусно-ролевых отношений партнеров и степени их близости при общении.

Общение всегда происходит в определенном пространстве. К проксемическим средствам выразительности относят ориентацию партнеров при общении и дистанцию между ними.

R В разных культурах допустимые зоны общения различны. В североамериканской культуре они таковы:

В российской деловой культуре эти расстояния несколько меньше, однако при деловом взаимодействии расстояние между партнерами не должно быть меньше 1 метра. Нарушение дистанции при общении воспринимается негативно и подразумевает угрозу. Умеренное стремление сокращать дистанцию до собеседника, занять больше пространства, повышает эффективность воздействия: несколько вытянуть вперед ноги, положить руку на спинку соседнего стула или стула, на котором сидит собеседник, занять много места за столом, случайно прикоснуться к вещам, окружающим собеседника. Можно подойти поближе к аудитории, отдельным слушателям. Пространственная близость заставляет людей быть терпимее друг к другу, идти друг другу навстречу. С теми, кто находится рядом, обычно ссорятся реже, чем с более удаленными людьми.

Ориентация и угол общения, выраженные в повороте туловища и носков ног, создают пространство мысли (направлены к собеседнику – согласие, от собеседника – несогласие, желание прервать общение). В деловом общении двух собеседников наиболее эффективна ориентация друг на друга, если в беседе принимает участие третий человек, говорящие располагаются в углах равнобедренного треугольника. Разворот в сторону двери или от собеседника означает желание выйти из разговора.

П озиции общающихся за столом определяются характером взаимодействия (рис.4.3.)

Рис.4.3. Позиции общающихся за столом

Вертикальное расположение: чем выше, тем эффек­тивнее («закон вертикального доминирования»). Высокие люди все­гда кажутся авторитетнее. Выступать по­этому лучше стоя, а также лучше вставать, если хотите сказать что-либо важное. Выгодно сидеть несколько выше собеседника, начальники любят сидеть на стуле с высокой спинкой — она зрительно увеличивает сидящего.

Влияет на эффективность общения и принадлежность территории общения — легче убеждать человека, явившись на его территорию. Если разговор идет на нейтральной территории — это демонстрация равенства, так луч­ше обсуждать те проблемы, которые уже предварительно обсуж­дались и почти решены.

Задание 4.2.3. Напишите, какая информация может передаваться лицами, использующими следующие невербальные сигналы:

снимает очки и бросает на стол

улыбается, делая выговор

прикрывает рот рукой, когда говорит

неожиданно потирает подбородок