6.2. Одежда и аксессуары делового человека
Как и у любой профессиональной группы у служащих и менеджеров сложился определенный стереотип в отношении одежды и аксессуаров к ней. Аккуратный, со вкусом одетый, подтянутый – таков внешний вид делового человека, доброжелательно воспринимаемого партнерами и клиентами.
Так, существует понятие "белые воротнички". Многие знают, что они относятся к технической интеллигенции и ведомственным чиновникам. На ряде предприятий имеется фирменная одежда. Она характеризуется не только определенным фасоном, но и разнообразием цвета. На таких предприятиях по рабочей одежде легко можно отличить рабочих, служащих и менеджеров. Кстати, это дисциплинирует работников, облегчает их коммуникативные контакты. Есть салонная одежда — одежда для официальных посещений. К ним относятся фрак и смокинг. Их ношение строго регламентировано. Например, во фраке без пальто или плаща по улицам не ходят, а смокинг не надевается на мероприятия, начинающиеся до 17 часов. Многие отечественные эмигранты в поисках работы в США не однажды убеждались, насколько неэффективны были их визиты к работодателям, если они являлись в мятом и без галстука костюме, неаккуратно причесанные.
Очень важно помнить о двух важных понятиях, предложенных швейцарским психологом Максом Лютером: "эстетическая элегантность" и "психологическая элегантность". Эстетическая элегантность — когда каждый элемент одежды подобран по цвету, форме, рисунку и все элементы согласуются друг с другом. Психологическая элегантность — умение создавать собственную гармонию, "изюминку", присущую только вам. Объединив эти два понятия, вы сможете одеваться индивидуально и со вкусом, комфортно чувствовать себя во "второй коже", зная, что вы хотите сказать окружающим о себе и какую реакцию получить в ответ.
Большое значение имеет стиль, в котором человек одевается (его общий внешний имидж). От стиля одежды во многом зависит восприятие человека.
Классический стиль подходит большинству людей и уместен в большинстве ситуаций. Он максимально универсален. Обычно носителя классического стиля воспринимают как излучающего надежность, силу, внушающего доверие и уважение, вызывающего ощущение персоны значительной и респектабельной. Такого человека могут воспринимать как лидера или, по крайней мере, как достаточно квалифицированного, владеющего информацией человека, как профессионала. Однако в среде людей, стоящих на нижних ступенях социальной лестницы, его могут воспринимать как человека недоступного, властного, холодного и авторитарного.
Романтический стиль отличает некоторая старомодность. Романтический стиль не терпит никакой небрежности, он диктует сдержанную манеру поведения, предполагает (у женщины) и особые женственные, мягкие манеры. В романтическом стиле могут одеваться и мужчины. Широкополые шляпы, длинные шарфы, длинные прямые пальто и плащи, косынка вместо галстука, шелковые рубашки с манжетами и широкими рукавами, длинные волосы по плечам — все это признаки мужского романтического стиля.
Менеджер, одетый в романтическом стиле, производит впечатление человека творческого, необычного, возможно, приятного в общении, он вызовет в культурной аудитории внешний интерес, но будет восприниматься при этом как недостаточно компетентный и надежный человек. В малообразованной и смешанной аудитории данный стиль вызовет прямое неприятие.
Экстравагантный стиль. Приемы создания экстравагантного стиля: смелые цветосочетания, активное использование контрастов, нешаблонных фактур и орнаментов тканей, использование в одежде и прическе энергичных, динамичных, неожиданных линий, использование асимметрии.
Экстравагантный стиль будет восприниматься весьма благоприятно, возбуждать интерес и даже восхищение в специфической среде, где ценится яркая индивидуальность, незаурядность и непохожесть на других, обостренная эмоциональная. Однако в среде, где ценится умение не выставлять свои эмоции на показ, способность быть непроницаемым, сдержанным, где действуют жесткие нормы и стандарты поведения (например, в управленческих и чиновных структурах, в возрастных аудиториях), носитель экстравагантного имиджа может восприниматься как персона бестактная, непредсказуемая, не заслуживающая доверия.
Спортивный стиль. Основа этого стиля — джинсовые вещи. Спортивный стиль не очень требователен к обстановке, достаточно легко вписывается почти в любую среду. Такой имидж уместен во многих ситуациях. Носитель спортивного стиля обычно воспринимается как человек свойский, оптимистичный, непосредственный, по-человечески доступный.
Деловая сфера, бизнес, управленческие структуры, возрастная аудитория — не место для оратора, одетого в спортивном стиле. Там носитель такого стиля будет восприниматься как непредсказуемая, несолидная и ненадежная личность.
Деловой стиль нацелен на формирование максимального доверия к его носителю. Исследования показали, что положительное впечатление в деловых отношениях производят:
Силуэт с подчеркнутыми плечами. Это костюм для мужчины и костюм с подплечниками для женщины.
Расстегнутый пиджак — стремление к контакту, застегнутый — стремление сохранить дистанцию. Снятый пиджак — готовность взаимодействовать.
Умеренная модность одежды.
Темная традиционная одежда, добротный материал, чистая, аккуратная одежда.
С деловым костюмом – рубашка или блузка, манжеты которой на 1-2 см. высовываются из-под рукава пиджака.
Контраст темного и светлого в одежде: темный костюм, светлая рубашка у мужчины; белый верх, темный низ у женщины. Женщина должна при этом еще иметь третий яркий элемент — косынку, какое-либо украшение, яркую помаду. Сочные цвета одежды характеризуют человека как радующегося жизни, успешного, обращенного к бытию. Цвета, вызывающие наибольшее доверие в деловых отношениях, — темно-синий и серый.
Для женщины – юбка минимум до колена, платье или блузку с длинным рукавом.
Необходимо также помнить, что различные деловые ситуации требуют соответственного облика. Так, при встрече с вышестоящим руководителем менеджер должен выглядеть авторитетно, солидно, но не вызывающе. На встречу с коллегами своего уровня можно одеться также. Для встречи с подчиненными на совещании следует выглядеть более демократичным, «проще и доступнее», для создания дружеской атмосферы. Для встречи с внешними партнерами следует выглядеть строго, но не подавлять своим видом; облик должен соответствовать имиджу компании, которую представляет менеджер. В командировке лучше иметь с собой одежду, не требующую длительного ухода.
Одежда также должна подходить по сезону:
Летом возможно ношение одежды из чистого хлопка и льна. Пиджак не обязателен, как и длинный рукав блузки или рубашки. Возможны более светлые (но не белые) тона в одежде. Туфли или ботинки могут быть с открытыми частями (но не сандалии) и не черного, а более светлых тонов.
Осенью следует носить темную и немнущуюся одежду, обувь такую, чтобы можно было легко ее почистить. Шляпа и пальто желательны темных спокойных тонов, гармонирующие друг с другом.
Зимой приветствуется одежда темных тонов, но при этом допустимы яркие аксессуары. Ткани лучше выбирать добротные и плотные. Перчатки должны гармонировать с верхней одеждой и подходить к обуви.
Весной принята более светлая одежда, однако, с возможностью чистки. Яркие аксессуары приветствуются.
Кроме одежды, деловой человек использует подходящие к ней аксессуары – очки, сумки, галстуки (для мужчин), украшения (для женщин).
При выборе очков помните, что это — элемент внешности, который все время остается на виду. Выбирайте оправу такой формы, которая подходит к вашему лицу. Круглые стекла очков еще больше подчеркнут округлость лица. В этом случае больше подойдут прямоугольные стекла. Избегайте оправ, которые слишком привлекают к себе внимание, если хотите, чтобы люди запомнили ваше лицо, а не очки. Прислушайтесь к советам оптика или того, кому доверяете.
Хороший деловой портфель или сумка — это составляющая образа делового человека. Даже небрежно одетый человек будет выглядеть профессионально, если в руках у него будет портфель. В то же время переполненная сумка или пластиковый пакет сведут на нет все старания по подбору самого элегантного делового костюма.
RНиже приводятся несколько примеров того, что говорят различные сумки о своих хозяевах35:
Маленькая сумка: Хозяин аккуратен, педантичен. Профессионал. Не акула бизнеса. Суетлив.
Переполненная сумка: Неряшлив, несобран. Изобретателен. Путаница в голове.
Плетеная корзина: Больше связана с хозяйством, чем с бизнесом.
Рюкзак: Студенческий тип. Будущая акула бизнеса.
Пластиковый пакет: Абсолютный непрофессионал. На первом месте домашние дела — бизнес даже не на втором. Человек, который все делает в последнюю минуту.
Жесткий пластиковый портфель: Стильно. Подходит к белым носкам и кримпленовым брюкам.
Кожаный портфель: Деловой стиль, высокий статус. Предполагает, что вы берете работу на дом. И никто не узнает, что внутри лежат не только документы, но и яблоко, пока вы не откроете портфель в поезде.
Старый кожаный портфель с перекидными ремнями: Очень круто смотрится в паре с хорошим современным костюмом. В противном случае, это просто старая кожаная вещь, которую учительницы в твидовых костюмах стыдливо прячут за своим стулом.
Большая папка на молнии: Скучно. Мало работы. Используйте только в крайних случаях.
Главное украшение делового мужчины — это галстук. Он должен по длине, ширине и цветовой гамме соответствовать костюму. Галстуки любого рисунка, цвета, размера выглядят изысканнее тогда, когда не бросаются в глаза. Полоски традиционно должны идти от левого плеча вниз. Галстук должен прикрывать половину пряжки пояса или чуть ниже, если вы хотите выглядеть более современно. Узкого конца галстука не должно быть видно. Классические галстуки изготавливают из шелка, возможна замена на искусственные ткани похожие на шелк. Летом возможен хлопчатобумажный галстук. Хорошие галстуки скроены по диагонали, что позволяет им не скручиваться в процессе носки. На обратной стороне сделанного вручную галстука шов заканчивается узлом.
Предназначение украшений — придавать женщине изящество. Ношение украшений — это показатель не материальных возможностей женщины, а ее культуры и изысканности вкуса. Специалисты по имиджу деловой женщины считают, что корректным украшением считается обручальное кольцо. Цветной платочек (но не аляповатый), брошь, фигурная заколка, оригинальный поясок, элегантная сумочка — эти и другие детали женского туалета придают ее внешнему виду индивидуальность.
Однако, всегда, независимо от ситуации и выбранного стиля следует придерживаться правил в выборе и ношении одежды и аксессуаров:
Одевайтесь по возможности добротно.
Следите за порядком и чистотой в одежде.
Если сомневаетесь, что надеть в какой-то конкретной ситуации, то лучше одеваться консервативно.
Одевайтесь по возможности в том же стиле, что и люди, с которыми вы должны встречаться.
Не носите ничего кричащего, яркого.
Следите, чтобы ваши волосы были чистыми.
Постарайтесь, чтобы ваши поступки, слова и одежда запоминались с лучшей стороны.
Всегда имейте при себе дорогую ручку или карандаш.
Прежде чем идти на деловую встречу, следует еще раз посмотреть в зеркало, чтобы устранить мелкие недостатки своей внешности.
Если вы демонстрируете продукцию своей фирмы на презентации, помните, что ваш внешний облик – это информация о фирме в целом.
Если вы не хотите, чтобы ваша одежда отвлекала собеседника от вас самих и от того, что вы ему говорите, избегайте чрезмерного количества деталей — карманов, пряжек, сложной формы воротников, блестящих пуговиц и т.д.
- Этика деловых отношений
- Тема 1. Этика деловых отношений: понятие, сущность, принципы
- 1.1. Понятие, сущность этики деловых отношений
- 1.2. Этические принципы и нормы в деловых отношениях
- 1.3. Виды этики
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- 2.2. Этические принципы, нормы и качества государственного служащего
- 2.3. Нормативное регулирование этики служащего
- Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих
- Общие принципы служебного поведения государственных служащих
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- 3.2. Управленческая этика: взаимоотношения руководителя и подчиненного
- 3.3. Этикет руководителя
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- 4.2. Средства выразительности деловой речи: вербальные и невербальные
- Мимические проявления человека и сопутствующие действия8
- 4.3. Основные техники делового общения: культура дискуссии, делового спора, техника аргументации
- Основные способы этичной аргументации
- Контрприемы в ходе спора10
- 4.4. Публичные выступления и презентации, выступления по радио и телевидению
- 4.5. Особенности деловой (служебной) переписки
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 5. Деловые встречи и переговоры
- 5.1. Правила подготовки и проведения деловой беседы. Этические нормы телефонного разговора
- Роли поведения и тактика ведения беседы17
- Правила деловой беседы18
- Правила телефонного разговора19
- 5.2. Правила проведения собеседования.
- 5.3. Этические особенности проведения переговоров с деловыми партнерами
- Характеристика подходов к ведению переговоров24
- Рекомендации по тактике ведения переговоров26
- 5.4. Правила подготовки и проведения деловых совещаний
- Основные типы участников совещания32
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 6. Внешний облик делового человека
- 6.1. Внешность делового человека
- 6.2. Одежда и аксессуары делового человека
- 6.3. Визитная карточка
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 7. Этикет деловых отношений
- 7.1. Этика приветствий и представлений. Рукопожатие
- Виды рукопожатий44
- Правила приветствия, представления и рукопожатия в различных ситуациях46
- 7.2. Поведение в общественных местах, официальных учреждениях и организациях
- 7.3. Искусство комплимента. Правила вручения подарков
- Разновидности подарков56
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 8. Международный этикет
- 8.1. Понятие международного этикета
- 8.2. Стиль и культура международных протокольных мероприятий
- 8.3. Особенности этикета различных народов
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Заключение
- Приложение
- Тест «Эффективность деловой беседы»60
- Словарь основных понятий
- Библиографический список