logo
Этика деловых отношений Черноскутов, Парфенова,

6.2. Одежда и аксессуары делового человека

Как и у любой профессиональной группы у служащих и менеджеров сложился определенный стереотип в отношении одежды и аксессуаров к ней. Аккуратный, со вкусом одетый, подтянутый – таков внешний вид делового человека, доброжелательно воспринимаемого партнерами и клиентами.

Так, существует понятие "белые воротнички". Многие знают, что они относятся к технической интеллигенции и ведомственным чиновникам. На ряде предприятий имеется фирменная одежда. Она характеризуется не только опреде­ленным фасоном, но и разнообразием цвета. На таких пред­приятиях по рабочей одежде легко можно отличить рабо­чих, служащих и менеджеров. Кстати, это дисциплинирует работников, облегчает их коммуникативные контакты. Есть салонная одежда — одежда для официальных посе­щений. К ним относятся фрак и смокинг. Их ношение стро­го регламентировано. Например, во фраке без пальто или плаща по улицам не ходят, а смокинг не надевается на мероприятия, начинающиеся до 17 часов. Многие отече­ственные эмигранты в поисках работы в США не однажды убеждались, насколько неэффективны были их визиты к ра­ботодателям, если они являлись в мятом и без галстука костюме, неаккуратно причесанные.

Очень важно помнить о двух важ­ных понятиях, предложенных швейцарским психологом Максом Лютером: "эстетическая элегантность" и "психологическая элегант­ность". Эстетическая элегантность — когда каждый элемент одежды по­добран по цвету, форме, рисунку и все элементы согласуются друг с другом. Психологическая элегантность — умение создавать собственную гармонию, "изюминку", присущую только вам. Объединив эти два понятия, вы сможете одеваться индивидуально и со вкусом, ком­фортно чувствовать себя во "второй коже", зная, что вы хотите сказать окружающим о себе и какую реакцию получить в ответ.

Большое значение имеет стиль, в котором человек одевается (его общий внешний имидж). От стиля одежды во многом зависит восприятие человека.

Классический стиль подходит большинству людей и уме­стен в большинстве ситуаций. Он максимально универсален. Обычно носителя классического стиля воспринимают как из­лучающего надежность, силу, внушающего доверие и уважение, вызывающего ощущение персоны значительной и респектабель­ной. Такого человека могут воспринимать как лидера или, по край­ней мере, как достаточно квалифицированного, владеющего ин­формацией человека, как профессионала. Однако в среде людей, стоящих на нижних ступенях социаль­ной лестницы, его могут воспринимать как человека недоступного, властного, холодного и авторитарного.

Романтический стиль отличает некоторая старо­модность. Романтический стиль не терпит ника­кой небрежности, он диктует сдержанную манеру поведения, пред­полагает (у женщины) и особые женственные, мягкие манеры. В романтическом стиле могут одеваться и мужчины. Широко­полые шляпы, длинные шарфы, длинные прямые пальто и пла­щи, косынка вместо галстука, шелковые рубашки с манжетами и широкими рукавами, длинные волосы по плечам — все это при­знаки мужского романтического стиля.

Менеджер, одетый в романтическом стиле, производит впечатле­ние человека творческого, необычного, возможно, приятного в общении, он вызовет в культурной аудитории внешний интерес, но будет восприниматься при этом как недостаточно компетент­ный и надежный человек. В малообразованной и смешанной ауди­тории данный стиль вызовет прямое неприятие.

Экстравагантный стиль. Приемы создания экстравагантного стиля: смелые цветосочетания, активное использование контрастов, нешаблонных фактур и орнаментов тканей, использование в одежде и причес­ке энергичных, динамичных, неожиданных линий, использование асим­метрии.

Экстравагантный стиль будет восприниматься весьма благо­приятно, возбуждать интерес и даже восхищение в специфичес­кой среде, где ценится яркая индивидуальность, незаурядность и непохожесть на других, обостренная эмоциональная. Однако в среде, где ценится умение не выставлять свои эмо­ции на показ, способность быть непроницаемым, сдержанным, где действуют жесткие нормы и стандарты поведения (напри­мер, в управленческих и чиновных структурах, в возрастных ауди­ториях), носитель экстравагантного имиджа может воспринимать­ся как персона бестактная, непредсказуемая, не заслуживающая доверия.

Спортивный стиль. Основа этого стиля — джинсовые вещи. Спортивный стиль не очень требователен к обстановке, достаточно легко вписывается почти в любую среду. Такой имидж уместен во многих ситуациях. Носитель спортивного стиля обычно воспринимается как человек свойский, оптимистичный, непосредственный, по-человечески доступный.

Деловая сфера, бизнес, управленческие структуры, возрастная аудитория — не место для оратора, одетого в спортив­ном стиле. Там носитель такого стиля будет восприниматься как непредсказуемая, несолидная и ненадежная личность.

Деловой стиль нацелен на формирование максимального доверия к его носителю. Исследования показали, что положительное впечатление в деловых отношениях производят:

    1. Си­луэт с подчеркнутыми плечами. Это костюм для мужчины и костюм с подплечниками для женщины.

    2. Расстегнутый пиджак — стремление к контакту, застегнутый — стремление сохранить дистанцию. Снятый пиджак — готовность взаимодействовать.

    3. Умеренная модность одежды.

    4. Тем­ная традиционная одежда, добротный материал, чистая, аккуратная одежда.

    5. С деловым костюмом – рубашка или блузка, манжеты которой на 1-2 см. высовываются из-под рукава пиджака.

    6. Контраст тем­ного и светлого в одежде: темный костюм, светлая рубашка у муж­чины; белый верх, темный низ у женщины. Женщина должна при этом еще иметь третий яркий элемент — косынку, какое-либо украшение, яркую помаду. Сочные цвета одежды характеризуют человека как радующего­ся жизни, успешного, обращенного к бытию. Цвета, вызывающие наибольшее доверие в деловых отноше­ниях, — темно-синий и серый.

    7. Для женщины – юбка ми­нимум до колена, платье или блузку с длинным рукавом.

Необходимо также помнить, что различные деловые ситуации требуют соответственного облика. Так, при встрече с вышестоящим руководителем менеджер должен выглядеть авторитетно, солидно, но не вызывающе. На встречу с коллегами своего уровня можно одеться также. Для встречи с подчиненными на совещании следует выглядеть более демократичным, «проще и доступнее», для создания дружеской атмосферы. Для встречи с внешними партнерами следует выглядеть строго, но не подавлять своим видом; облик должен соответствовать имиджу компании, которую представляет менеджер. В командировке лучше иметь с собой одежду, не требующую длительного ухода.

Одежда также должна подходить по сезону:

  1. Летом возможно ношение одежды из чистого хлопка и льна. Пиджак не обязателен, как и длинный рукав блузки или рубашки. Возможны более светлые (но не белые) тона в одежде. Туфли или ботинки могут быть с открытыми частями (но не сандалии) и не черного, а более светлых тонов.

  2. Осенью следует носить темную и немнущуюся одежду, обувь такую, чтобы можно было легко ее почистить. Шляпа и пальто желательны темных спокойных тонов, гармонирующие друг с другом.

  3. Зимой приветствуется одежда темных тонов, но при этом допустимы яркие аксессуары. Ткани лучше выбирать добротные и плотные. Перчатки должны гармонировать с верхней одеждой и подходить к обуви.

  4. Весной принята более светлая одежда, однако, с возможностью чистки. Яркие аксессуары приветствуются.

Кроме одежды, деловой человек использует подходящие к ней аксессуары – очки, сумки, галстуки (для мужчин), украшения (для женщин).

При выборе очков помните, что это — элемент вне­шности, который все время остается на виду. Выбирайте оправу такой формы, которая подходит к вашему лицу. Круглые стекла очков еще больше подчеркнут округлость лица. В этом случае боль­ше подойдут прямоугольные стекла. Избегайте оправ, которые слиш­ком привлекают к себе внимание, если хотите, чтобы люди запом­нили ваше лицо, а не очки. Прислушайтесь к советам оптика или того, кому доверяете.

Хороший деловой портфель или сумка — это составляю­щая образа делового человека. Даже небрежно одетый человек будет выгля­деть профессионально, если в руках у него будет портфель. В то же время переполненная сумка или пластиковый пакет сведут на нет все старания по подбору самого элегантного делового костюма.

RНиже приводятся несколько примеров того, что гово­рят различные сумки о своих хозяевах35:

Маленькая сумка: Хозяин аккуратен, педантичен. Профессио­нал. Не акула бизнеса. Суетлив.

Переполненная сумка: Неряшлив, несобран. Изобретателен. Пу­таница в голове.

Плетеная корзина: Больше связана с хозяйством, чем с бизнесом.

Рюкзак: Студенческий тип. Будущая акула бизнеса.

Пластиковый пакет: Абсолютный непрофессионал. На первом месте домашние дела — бизнес даже не на втором. Человек, который все делает в последнюю минуту.

Жесткий пластиковый портфель: Стильно. Подходит к бе­лым носкам и кримпленовым брюкам.

Кожаный портфель: Деловой стиль, высокий статус. Предпола­гает, что вы берете работу на дом. И никто не узнает, что внутри лежат не только документы, но и яблоко, пока вы не откроете портфель в поезде.

Старый кожаный портфель с перекидными ремнями: Очень круто смотрится в паре с хорошим современным костюмом. В против­ном случае, это просто старая кожаная вещь, которую учитель­ницы в твидовых костюмах стыдливо прячут за своим стулом.

Большая папка на молнии: Скучно. Мало работы. Используйте только в крайних случаях.

Главное украшение делового мужчины — это галстук. Он должен по длине, ширине и цветовой гамме соответствовать костюму. Галстуки любого рисунка, цвета, размера выглядят изысканнее тогда, когда не бросаются в глаза. Полоски традиционно должны идти от левого плеча вниз. Галстук должен прикрывать половину пряжки пояса или чуть ниже, если вы хотите выглядеть более современно. Узкого конца галстука не должно быть видно. Классические галстуки изготавливают из шелка, возможна замена на искусственные ткани похожие на шелк. Летом возможен хлопчатобумажный галстук. Хорошие галстуки скроены по диагонали, что позволяет им не скручиваться в процессе носки. На обратной стороне сделанного вручную галстука шов заканчивается узлом.

Предназначение украшений — придавать женщине изящество. Ношение украшений — это показатель не материальных воз­можностей женщины, а ее культуры и изысканности вкуса. Специ­алисты по имиджу деловой женщины считают, что корректным украшением считается обручальное кольцо. Цветной платочек (но не аляповатый), брошь, фигурная закол­ка, оригинальный поясок, элегантная сумочка — эти и другие детали женского туалета придают ее внешнему виду инди­видуальность.

Однако, всегда, независимо от ситуации и выбранного стиля следует придерживаться правил в выборе и ношении одежды и аксессуаров:

  1. Одевайтесь по возможности добротно.

  2. Следите за порядком и чистотой в одежде.

  3. Если сомневаетесь, что надеть в какой-то конкретной ситуации, то лучше одеваться консервативно.

  4. Одевайтесь по возможности в том же стиле, что и люди, с которыми вы должны встречаться.

  5. Не носите ничего кричащего, яркого.

  6. Следите, чтобы ваши волосы были чистыми.

  7. Постарайтесь, чтобы ваши поступки, слова и одежда запоминались с лучшей стороны.

  8. Всегда имейте при себе дорогую ручку или карандаш.

  9. Прежде чем идти на деловую встречу, следует еще раз посмотреть в зеркало, чтобы устранить мелкие недостатки своей внешности.

  10. Если вы демонстрируете продукцию своей фирмы на презентации, помните, что ваш внешний облик – это информация о фирме в целом.

  11. Если вы не хотите, чтобы ваша одежда отвлекала собеседника от вас самих и от того, что вы ему говорите, избегайте чрезмерного количества деталей — карманов, пряжек, сложной формы воротни­ков, блестящих пуговиц и т.д.