4.4. Публичные выступления и презентации, выступления по радио и телевидению
Государственный служащий, руководитель или специалист – любой современный работник сталкивается с необходимостью убеждать не одного человека, а аудиторию. Публичная речь – это не упражнение в красноречии или изящная словесность. Это способ добиться поставленной цели, установить и наладить деловое сотрудничество. Именно поэтому важно владеть приемами публичных выступлений и нормами их проведения.
Основой публичной речи является владение культурой языка делового человека (см. тему 4.1.). Однако у диалога с аудиторией есть свои особенности. Во-первых, между оратором и аудиторией существует значительное расстояние. Особенно это касается выступлений через средства массовой информации. Во-вторых, ведущая роль всегда отведена оратору: от его действий и слов зависит реакция аудитории. В-третьих, воздействие происходит не на личностном, а на групповом (общественном) уровне, что усложняет задачу оратора. И, наконец, публичная речь требует от оратора особых качеств и психологической подготовки.
Выступление должно быть тщательно подготовлено. Тема должна быть выбрана так, что вы осведомлены о ней больше, чем слушатели; она интересна и актуальна для аудитории. После выбора темы следует уделить время проработке содержания речи. В среднем на 1 минуту доклада у подготовленного оратора уходит 20-25 минут предварительной работы по сбору и анализу информации, определению плана, составлению тезисов. Следует также выбрать тактику речи: тактику перспективы, делая упор на будущее состояние и цели дела; кризисную тактику, опираясь на сравнения и противоречия; тактику сохранения, сосредотачиваясь на текущем состоянии объекта речи.
При проработке окончательной формы доклада необходимо учесть, что аудитория для восприятия значимой информации должна поддерживать произвольное внимание. Для этого необходимо сначала завоевать интерес публики, а затем переходить к сложным вопросам. Непривычную информацию мозг человека способен воспринимать в течение 10-15 минут, поэтому следует чередовать информационно-насыщенные части текста с эмоциональными. Оратор может пользоваться полным текстом речи для выступления или краткими тезисами, т.е. основными положениями. Выбор формы зависит от уверенности оратора в себе, его знания темы, сложности вопроса, обилия фактического материала и повода для речи.
!Задание 4.4.1. Перечислите и сравните преимущества чтения заранее подготовленного текста доклада и устной речи по заготовленным тезисам.
Кроме подготовки речи, оратору следует обратить внимание на помещение, в котором предстоит выступать. Проверить акустику, технику, оценить свет и цветовую гамму помещения, положение аудитории и собственное место. Стоит также продумать место для хранения текста, вспомогательных материалов, а также схему проходов в аудитории.
Кроме того, выступающему следует подготовить себя к публичной речи:
Четко определить цель выступления, тему.
Придумать эффектное начало, которое привлечет внимание аудитории.
Справиться с волнением перед выступлением: проделать упражнения для успокоения, воспользоваться дыхательной гимнастикой, аромотерапией.
Подготовить голос для выступления: правильно поставить произношение, стараться говорить громко и четко, потренироваться с магнитофонной записью.
!Задание 4.4.2. Перечислите качества хорошего докладчика.
Тщательная подготовка помогает правильно построить публичное выступление и поддерживать контакт с аудиторией. В публичном выступлении выделяют несколько этапов и рекомендаций по их проведению, приведенных ниже (таблица 4.7).
Таблица 4.7
Этапы публичной речи и ее приемы
Этап речи | Следует | Не следует |
Обращение | Уверенной походкой подойти к месту выступления Занять место и приготовить бумаги Выдержать паузу, и окинуть взглядом аудиторию, пригласить ее к беседе Обратиться к аудитории (дамы и господа), перечислив всех должностных лиц по убыванию ранга и поздороваться Представиться аудитории Поблагодарить слушателей за то, что они пришли | Ходить перед трибуной Прятать взгляд В обращении использовать лесть (многоуважаемые господа)
|
Обозначение темы | Назвать тему выступления, кратко обозначить цель беседы, если это важно для общения Использовать интересное вступление для привлечения внимания: дружеское участие, неожиданный вопрос, интересная задача, увлекательный пример, сравнение, юмор Обозначить структуру предстоящей речи | Начинать речь с извинений и обещания закончить речь побыстрее или не задерживать аудиторию Делать длинное вступление Начинать с далекой от темы мысли, истории, закона |
Повествование и описание | Поддерживать «образ оратора» вербальными и невербальными средствами Выдерживать культуру деловой речи Поддерживать непринужденную манеру изложения текста Выдерживать умеренный темп речи и делать паузы, чтобы слушатели успевали за мыслью говорящего и делали записи Иллюстрировать свою речь примерами, рисунками, схемами, использовать переходы между темами Исправлять допущенные оговорки сразу, если они замечены и важны | Формировать неблагоприятный имидж оратора Говорить в пол или в потолок Следовать буква в букву записям доклада Использовать сложную профессиональную терминологию Пропускать смысловые части выступления, запутывать рассуждения Потеряв нить рассуждений, топтаться на месте |
Доказательство (см. тему) и опровержение | Эмоционально и убежденно излагать тезисы, использовать юмор Прибегать к провокации (побуждение аудитории к несогласию) в случае знания темы Использовать различные виды и тактики аргументации в зависимости от темы и цели выступления | Допускать ошибки в аргументации Использовать доказательства, не подходящие аудитории
|
Завершение и воззвание | Заканчивать речь несколько раньше обещанного Подводить итоги и обобщать сказанное Использовать эмоциональную концовку, оптимистичную по духу: риторический вопрос, собственное мнение, метафору Отвечать на вопросы после выступления лаконично, содержательно | Затягивать речь Неожиданно обрывать речь Говорить «Я закончил» или «У меня все» Сразу по окончании речи уходить |
Особое внимание оратору следует уделить работе с аудиторией. Приемы общения с аудиторией представлены в таблице 4.8.
Таблица 4.8
Приемы работы с аудиторией
Поддержание внимания аудитории | Обращаться к аудитории Отслеживать сигналы обратной связи: аплодисменты, отсутствие зрительного контакта, посторонние разговоры, вопросы и восклицания из зала Учитывать структуру аудитории, ее состав Опираться на интересы аудитории Обращаться к отвлеченному слушателю лично (а вы сталкивались с…) | Игнорировать активность аудитории Недооценивать обратную связь Рассказывать «для себя», превращать выступление в монолог Обрывать слушателей, разговаривающих между собой |
Ответы на вопросы аудитории | Отвечать на простые вопросы по ходу повествования Сложные вопросы перенести на конец обсуждения Признаваться, если затрудняешься с ответом | Игнорировать вопросы аудитории и восклицания Не говорить, что вопросы сбивают вас с толку Пытаться ответить на вопрос, не поняв его сути Отвечать, не зная ответа |
Реакция на реплики | Отреагировать на одобрительную реплику кивком головы и улыбкой На неодобрительные реплики отреагировать вопросом, уточняющим причины недовольства Обратиться за поддержкой к другим слушателям и спросить, кто еще так думает Попросить более точно сформулировать суть претензий Показать, что претензии являются частным вопросом | Оборвать реплику или сделать замечание На одобрительную реплику не реагировать Умалять ценность замечаний |
Частный случай публичного выступления – презентация. Словарь «Экономика и финансы» трактует презентацию (лат. presentatio - представление) как «официальное представление вновь созданного предприятия, фирмы, проекта, продукции, товара кругу приглашенных лиц». Она может служить цели продвижения любой инновации: проектов, управленческих приемов, человеческого имиджа и т.п.
Из определения ясна основная цель презентации – ознакомление потенциального потребителя с новшеством. Как правило, аудиторией презентации являются лица, напрямую не заинтересованные в выяснении всех подробностей об инновации. Задача презентующего не только рассказать о предмете, но и повлиять на мысли, чувства, установки аудитории в нужном направлении. Для этого необходимо хорошо подготовить презентацию11:
Определить конкретную цель презентации одним, полным предложением.
Определиться относительно аудитории: кто они, чем интересуются, их возможные цели и интересы.
Установить, какое впечатление вы хотите оставить у аудитории.
Кроме того, подготовка включает все этапы подготовки к публичному выступлению. В проведении презентации выделяются те же этапы, что и в ораторском выступлении, но с акцентом на доказательную, убеждающую часть.
В работе с аудиторией Д.Вайссман рекомендует следующие приемы презентации12:
Закройте уходящую тему, введите слушателей в новую.
Делайте по ходу вашей презентации ссылки на то, о чем будет речь впереди, и на то, о чем речь уже шла.
Приведите какой-нибудь пример или данные в начале презентации, а потом несколько раз на протяжении презентации возвращайтесь к этому и вернитесь к этому в самом конце презентации.
Постоянно повторяйте какую-нибудь удачную фразу или слоган.
Представьте набор взаимосвязанных идей и начните их обратный отсчет.
Формулируйте призыв к действию несколько раз в течение всей презентации.
Часто упоминайте название вашей компании, продукта или услуги.
Обратитесь по имени к одному или нескольким из ваших слушателей.
Задайте вопрос одному или нескольким из ваших слушателей, можете сами на него ответить.
Сошлитесь на то, что происходит сегодня.
Сделайте ссылку на текущую информацию, которая связана с вашим выступлением и поддерживает его идею.
Используйте наглядные средства презентации.
RИспользование наглядных средств – отличительное свойство презентации. Их использование уместно и эффективно при выполнении правил:
Убедитесь, что у вас есть дубликаты всех важных материалов и запасное оборудование (слайдов, схем для ЭДП, действующей модели и т.д.)
Убедитесь, что вы используете визуальные средства в периоды пониженного.
Не загораживайте визуальные средства во время их использования.
Не оставляйте рисунок (схему, слайд) на виду после того, как вы закончили с ним работать.
Освойтесь с визуальными средствами, чтобы не копаться с ними во время выступления. Не демонстрируйте ничего без пояснения. Не отворачивайтесь от аудитории чаще, чем это необходимо.
Перед выбором каждого слайда подумайте, можно ли вообще обойтись без него, не помещайте на слайд слов больше, чем вы бы написали на майке
Проверьте, не пропустили ли вы какую-нибудь иллюстрацию, которая помогла бы вам объяснить сложные идеи или процессы. Спросите себя, какой пример или информация должны запомниться аудитории, а затем сделайте слайд для их иллюстрации.
Удостоверьтесь, что все визуальные средства достаточно велики и достаточно хорошо освещены, чтобы их видела вся аудитория, что слова изображены достаточно крупно, чтобы их можно было прочитать с самой дальней точки в зале.
Сохраняйте простоту схем и чертежей.
Главное в презентации – опираться на мысль, которую вам необходимо внушить аудитории. Эта цель может быть достигнута с помощью обращения к потребностям аудитории, наглядности отображения достоинств новой идеи и убедительной аргументации.
Еще одна разновидность публичной речи – выступления по радио и телевидению. Такие выступления используют в качестве средства передачи информации различные СМИ: прессу, радио, телевидение, Интернет. Ниже приведены особенности таких выступлений:
Опосредованное общение серьезно снижает убедительность речи, поэтому важно усилить аргументацию и соблюдать во всем культуру речи.
Аудитория не может быть четко определена, поэтому оратору приходится вести монолог без учета обратной реакции.
СМИ присуще личностно-ориентированное общение, т.е. направленное на привлечение как можно большей аудитории. Оно предполагает использование 3 принципов:
Диалогизация – формулировка речи так, как будто аудитория присутствует непосредственно перед вами (вопрос-ответ; двусторонняя оценка фактов).
Интимизация - снижение формальности общения за счет использования в речи экспрессивной лексики и фразеологии, образных средств речи, риторических вопросов и вводных слов и предложений.
Разговорность – облегчение речи, использование разговорных выражений, коротких предложений, простых слов, диалектизмов.
Теле- и радиоинтервью или выступление также социально-ориентировано, направлено на определенные социальные группы и слои. Этот вид общения требует построения речи понятной для целевой аудитории: использование специальной лексики (жаргона), обращений, способа построения предложений и выбора средств выразительности.
В ходе проведения интервью выделяют 3 фазы: первая – контактоустанавливающая, вторая – сосредоточение на вопросе, теме или проблеме, третья – подведение итогов. Следует придерживаться общего течения беседы, устанавливаемого интервьюером. Если интервью проводиться с несколькими лицами, для высказывания своей точки зрения необходимо дождаться паузы или обращения к вам. Провокационные вопросы следует замалчивать или отвечать на них, вскрывая их истинную сущность. Можно выбирать одну из 3 стратегий поведения в телеинтервью: тактику содействия (полные и правдивые ответы), тактику противодействия (отказ от диалога), тактику уклонения.
До начала выступления следует обязательно познакомиться с техникой, расположением ее в студии, использованием специальных знаков интервьюером (начали, стоп-кадр, повернуться, тише и т.п.). Важно также правильно оценивать и совершенствовать свое умение правильно держаться перед камерой или микрофоном: не наклоняться слишком близко, направлять речь в микрофон, соблюдать фонетическую и скоростную чистоту речи.
!Задание 4.4.3. Определите, какие особенности делового общения с помощью телевидения использовала героиня фильма «Москва слезам не верит» в своем интервью: «Здравствуйте, уважаемые телезрители. Если у мужчин есть свои дела, они могут спокойно заняться ими. Думаю, наша продукция больше заинтересует женщин».
- Этика деловых отношений
- Тема 1. Этика деловых отношений: понятие, сущность, принципы
- 1.1. Понятие, сущность этики деловых отношений
- 1.2. Этические принципы и нормы в деловых отношениях
- 1.3. Виды этики
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- 2.2. Этические принципы, нормы и качества государственного служащего
- 2.3. Нормативное регулирование этики служащего
- Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих
- Общие принципы служебного поведения государственных служащих
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- 3.2. Управленческая этика: взаимоотношения руководителя и подчиненного
- 3.3. Этикет руководителя
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- 4.2. Средства выразительности деловой речи: вербальные и невербальные
- Мимические проявления человека и сопутствующие действия8
- 4.3. Основные техники делового общения: культура дискуссии, делового спора, техника аргументации
- Основные способы этичной аргументации
- Контрприемы в ходе спора10
- 4.4. Публичные выступления и презентации, выступления по радио и телевидению
- 4.5. Особенности деловой (служебной) переписки
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 5. Деловые встречи и переговоры
- 5.1. Правила подготовки и проведения деловой беседы. Этические нормы телефонного разговора
- Роли поведения и тактика ведения беседы17
- Правила деловой беседы18
- Правила телефонного разговора19
- 5.2. Правила проведения собеседования.
- 5.3. Этические особенности проведения переговоров с деловыми партнерами
- Характеристика подходов к ведению переговоров24
- Рекомендации по тактике ведения переговоров26
- 5.4. Правила подготовки и проведения деловых совещаний
- Основные типы участников совещания32
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 6. Внешний облик делового человека
- 6.1. Внешность делового человека
- 6.2. Одежда и аксессуары делового человека
- 6.3. Визитная карточка
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 7. Этикет деловых отношений
- 7.1. Этика приветствий и представлений. Рукопожатие
- Виды рукопожатий44
- Правила приветствия, представления и рукопожатия в различных ситуациях46
- 7.2. Поведение в общественных местах, официальных учреждениях и организациях
- 7.3. Искусство комплимента. Правила вручения подарков
- Разновидности подарков56
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 8. Международный этикет
- 8.1. Понятие международного этикета
- 8.2. Стиль и культура международных протокольных мероприятий
- 8.3. Особенности этикета различных народов
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Заключение
- Приложение
- Тест «Эффективность деловой беседы»60
- Словарь основных понятий
- Библиографический список