Разновидности подарков56
Название подарка | Организация | Мужчина | Женщина | События и даты |
Дорогая авторучка | - | + | + | День рождения |
Бытовая техника (телевизор, пылесос, кухонный комбайн) | + | + | + | Новоселье, юбилей |
Золотые (серебряные) украшения: запонки, серьги, браслет | - | + | + | Юбилеи |
Дорогой качественный канцелярский комплект (например из камня): часы, ручка, календарь | - | + | + | Юбилеи до 50 лет |
Картина (только хорошего художника) | + | + | + | Юбилеи |
Ковер ручной или машинной работы (только хорошего качества) | + | + | + | Юбилеи, новоселье, свадьба |
Кожаный дипломат (портфель, сумка) с набором канцтоваров | - | + | + | Юбилеи |
Компактный дорожный набор (посуда, инструменты и т.д.) | - | + | + | Для туристов |
Комплект инструмента для автомобиля, дачи, дома | - | + | + | Новоселье |
Комплект спального белья (подушки, одеяло) | - | + | + | Молодоженам |
Маленькая библиотека | - | + | + | Юбилеи, новоселья |
Мобильный телефон | - | + | + | День рождения |
Набор дорогой косметики, парфюмерии | - | - | + | День рождения |
Набор офисной мебели | + | - | - | Юбилеи |
Набор серебра (ложки, вилки, ножи, рюмки) | - | + | + | 25-летие,свадьба, 50-летие |
Национальный набор посуды (хохлома) или одежды (халат черкеса) | - | + | + | Юбилеи |
Охотничье снаряжение (нож, одежда, бинокль) | - | + | - | День рождения охотника |
Персональный компьютер, ноутбук, факс, ксерокс | + | + | + | Юбилеи, новоселья |
Подарочный набор вина дорогих марок | + | + | + | Юбилеи |
Подарочный набор дорогого коньяка | + | + | - | Юбилеи |
Рубашка с галстуком | - | + | - | День рождения |
Скульптура (только хорошего скульптора) | + | + | + | Юбилеи |
Спортивное снаряжение (ракетки, кроссовки, костюм, тренажер, мячи) | - | + | + | День рождения спортсмена |
Хрустальная посуда (рюмки, фужеры, бокалы) | - | + | + | Юбилеи |
Часы (российские, швейцарские, японские) | - | + | + | День рождения |
Часы напольные или настенные | + | + | + | Новоселье, юбилеи |
В качестве подарка не следует дарить:
любую вещь, если вы не знаете увлечений и благосостояния человека;
дорогие вещи, аналоги которых уже есть у человека. Без предварительного согласования с ним;
подарки, которые юбиляр не сможет использовать сам и вынужден будет передарить (например, дорогую зажигалку некурящему человеку);
личные вещи (помада, галстук, духи, носки, белье);
громоздкие сувениры;
крепкие алкогольные напитки женщинам;
продукцию плохого качества.
Одним из самых распространенных подарков является букет цветов. Он всегда уместен, ни к чему не обязывает и вызывает положительные эмоции. Однако не следует забывать про особенности восприятия цвета, как живых цветов, так и других подарков у лиц различной национальной принадлежности. Так, красный цвет любят в Мексике, Норвегии, Ираке, но не любят в Ирландии. В Китае – это цвет праздника, удачи, счастья. В Индии он означает жизнь, действие. Оранжевый цвет очень любим в Нидерландах. Желтый цвет в Бразилии – это цвет отчаяния, а в сочетании с фиолетовым – символ болезни. В Китае желтый цвет популярен и символизирует империю, великолепие, сияние. Зеленый цвет любят в Мексике, Австралии, Египте, Ирландии. Голубой цвет для китайцев означает траур, непопулярен он также в Бразилии и Перу. Белый – один из самых любимых в Мексике, зато в Китае – цвет траура и знак опасности. В арабских странах очень не любят сочетание белого и голубого цветов.
Необходимо также учитывать значение самих цветов. В разных странах значение цветка может варьироваться, но есть общепринятая символика:
-
пион
дружба
роза, гвоздика
любовь
астра
печаль
хризантема
верность, скорбь
колокольчики
разлука
незабудки
память
ирис
завоевание симпатии
Перед дорогой и разлукой принято преподносить букет с преобладание красных цветов, синие васильки несут в себе пожелание легкого пути. Гвоздики и хризантемы подчеркивают уважение к замужним женщинам57.
В настоящее время данные значения цветов уже сглажены и можно дарить любые цветы в любом количестве, составляя композицию по своему вкусу, но при желании подчеркнуть отношение к человеку или какие-то его качества, можно воспользоваться определенными цветами, несущими в себе необходимое значение. Букет необходимо дарить цветами вверх, целлофан и прочую упаковку желательно снять, можно оставить лишь красивую обертку вокруг стеблей. Вместо букета можно подарить один цветок, например бутон розы на длинном стебле. «Один цветок лучше, чем сто, передает свое великолепие», - говорят мудрые японцы58.
При вручении подарка произносятся сопутствующие слова поздравительного содержания. В знак уважения и особого внимания подарок обычно вручается двумя руками, с легким полупоклоном.
Не стоит путать подарки с сувенирами. Сувенир – предмет, напоминающий о каком-либо событии в жизни организации или человека, о первой деловой встрече. Стоимость сувенира не должна превышать 1000 рублей, иначе может возникнуть неловкость. Сложился определенный перечень сувениров, допустимых в деловых отношениях: авторучка, альбом репродукций, бутылка коньяка или марочного вина, календарь, зажигалка (только для курящего), записная книжка, книга, набор конфет, фирменный набор (ручка, блокнот, пакет, ежедневник, календарь), фотоальбом, цветы.
Особого внимания заслуживает вопрос выбора и вручения подарка руководителю. Следует помнить, что никто из сотрудников не обязан дарить подарки руководителю. Но если все же сотрудник хочет поздравить своего руководителя, не следует покупать слишком дорогие подарки. При вручении следует разработать сценарий поздравления, вручать лучше при коллективе, торжественно и с юмором. В соответствии с международными стандартами, преподносить руководителю подарок лично от себя неэтично. Лучше собрать небольшую сумму всем коллективом и купить цветы, книгу, канцелярский набор, коробку конфет. Вообще начальнику лучше всего дарить подарок, который может ему пригодиться в работе или создаст приятную обстановку в кабинете: картину, ежедневник, красивую ручку, папку59.
Российская деловая практика еще не выработала верхний предел стоимости дорогого подарка. Однако он не должен быть слишком дорогим так как:
это может быть расценено как взятка;
обязывает того, кому сделан подарок, к определенным действиям, либо к ответному, не менее дорогому подарку;
свидетельствует о неграмотности дарителя в вопросах делового этикета.
Что делать, если подарок дорогой и принять его не предоставляется возможным, как не обидеть дарителя и не скомпрометировать себя? Наиболее правильно будет выразить благодарность за любезность и внимание со словами: «Прошу прощения, но подарок принять не могу по причине его высокой стоимости». Это будет выглядеть достаточно честно. Если подарок прислан по почте, то его следует отправить обратно с письмом-отказом по названной выше причине.
Подарки в адрес организации могут храниться в кабинете руководителя на открытых полках для общего обозрения или в музее организации. Брать подобные подарки домой для личного пользования – неэтично и плохо влияет на социально-психологический климат коллектива.
Таким образом, не стоит забывать о том, что дарение подарка – очень тонкое искусство, требующее определенного такта, хорошего вкуса. Необходимо постараться, чтобы подарок приносил радость тому, кому он предназначен, а не обязывал человеку к чему-то и не ставил его в неловкое положение.
Задание 7.3.1. Сформулируйте основные отличия комплиментов от лести.
Задание 7.3.2. Конкретизируйте следующие комплименты:
Вы сегодня отлично выглядите!
Вы - чудесный оратор
Вы настоящий толковый руководитель
Задание 7.3.3. Предложите по 2 варианта подарков для следующих ситуаций: вы дарите подарок руководителю отдела на юбилей от себя; этот же подарок вручается от коллектива; организация через вас поздравляет вашего начальника с юбилеем.
- Этика деловых отношений
- Тема 1. Этика деловых отношений: понятие, сущность, принципы
- 1.1. Понятие, сущность этики деловых отношений
- 1.2. Этические принципы и нормы в деловых отношениях
- 1.3. Виды этики
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- 2.2. Этические принципы, нормы и качества государственного служащего
- 2.3. Нормативное регулирование этики служащего
- Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих
- Общие принципы служебного поведения государственных служащих
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- 3.2. Управленческая этика: взаимоотношения руководителя и подчиненного
- 3.3. Этикет руководителя
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- 4.2. Средства выразительности деловой речи: вербальные и невербальные
- Мимические проявления человека и сопутствующие действия8
- 4.3. Основные техники делового общения: культура дискуссии, делового спора, техника аргументации
- Основные способы этичной аргументации
- Контрприемы в ходе спора10
- 4.4. Публичные выступления и презентации, выступления по радио и телевидению
- 4.5. Особенности деловой (служебной) переписки
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 5. Деловые встречи и переговоры
- 5.1. Правила подготовки и проведения деловой беседы. Этические нормы телефонного разговора
- Роли поведения и тактика ведения беседы17
- Правила деловой беседы18
- Правила телефонного разговора19
- 5.2. Правила проведения собеседования.
- 5.3. Этические особенности проведения переговоров с деловыми партнерами
- Характеристика подходов к ведению переговоров24
- Рекомендации по тактике ведения переговоров26
- 5.4. Правила подготовки и проведения деловых совещаний
- Основные типы участников совещания32
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 6. Внешний облик делового человека
- 6.1. Внешность делового человека
- 6.2. Одежда и аксессуары делового человека
- 6.3. Визитная карточка
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 7. Этикет деловых отношений
- 7.1. Этика приветствий и представлений. Рукопожатие
- Виды рукопожатий44
- Правила приветствия, представления и рукопожатия в различных ситуациях46
- 7.2. Поведение в общественных местах, официальных учреждениях и организациях
- 7.3. Искусство комплимента. Правила вручения подарков
- Разновидности подарков56
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 8. Международный этикет
- 8.1. Понятие международного этикета
- 8.2. Стиль и культура международных протокольных мероприятий
- 8.3. Особенности этикета различных народов
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Заключение
- Приложение
- Тест «Эффективность деловой беседы»60
- Словарь основных понятий
- Библиографический список