Словарь основных понятий
А
«А ля фуршет» – вечерний прием, устраиваемый в особо торжественных случаях.
Аргументация (выдвижение тезиса) – совокупность способов, с помощью которых сторона утверждает и подтверждает с вою позицию.
Б
Бейдж – большая визитная карточка с указанием данных о человеке, прикалываемая к одежде на видном месте.
В
Вербальное речевое воздействие – это воздействие с помощью слов и голоса. Имеет значение, что говорится (и что не говорится), какими словами выражена мысль.
Визитная карточка – небольшой лист плотного картона, содержащий основные сведения о ее владельце.
Г
Государственная служба – специфический вид деятельности, связанный с осуществлением политики государства и реализацией от имени государства основных экономических, социальных и политических программ среди населения.
Д
Деловая беседа – это процесс делового общения с использованием вербальной и невербальной связей, направленный на решение вопросов профессиональной деятельности.
Деловые переговоры – процесс взаимодействия сторон с целью достижения согласованного и устраивающего их решения.
Дипломатический протокол — это ряд правил, которые предписывают порядок совершения различных дипломатических актов — международных совещаний и конференций, переговоров, визитов, дипломатических приемов, приемов и проводов официальных делегаций, подписания международных соглашений, договоров и т.п.
Дискуссия (лат. discussio – исследовать)– публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление различных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса.
Диспут (лат. disputar – рассуждать) – спор на общественную или научную тему, может проходить в форме дискуссии или полемики.
Документ – 1) деловая бумага, подтверждающая какой-нибудь факт или право на что-нибудь; 2) то, что официально удостоверяет личность предъявителя; 3) письменное свидетельство о чем-нибудь (древние грамоты и т. п.).
Ж
«Жур фикс» – приемы, которые устраиваются один раз в неделю в один и тот же день и час в течение всего осенне-зимнего сезона.
З
Закономерности межличностных отношений - это связь и взаимозависимость объективно существующих явлений и процессов, возникающих во время деловых контактов.
К
Кинесические невербальные средства – зрительно воспринимаемые движения партнера по общению.
Кодекс — от лат. codex — единый систематизированный нормативный акт, регулирующий определенную область общественных отношений.
Коктейль или фуршет – приемы, которые устраиваются от 17.00 до 20.00 и длятся около двух часов и где предлагаются различные холодные закуски, кондитерские изделия и фрукты.
Комплимент – слова и выражения, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств человека.
Контраргументация (выдвижение антитезиса) – совокупность способов, с помощью которых сторона опровергает тезис (аргументацию) другой стороны.
Критика – это выявление недостатков и противоречий в работе, отрицательная ее оценка; обсуждение, разбор чего-либо с целью оценить достоинства, обнаружить и исправить недостатки.
М
Мораль — один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.
Морально-психологический климат — это устойчивое эмоционально-нравственное состояние социальной группы, отражающее настроение людей, занятых совместной деятельностью, их отношение друг к другу, общественное мнение относительно важнейших материальных и духовных ценностей.
Моральные принципы — фундаментальные основные представления о должном поведении человека, на которых базируются нравственные нормы.
Моральные нормы — конкретные правила поведения, определяющие, как человек должен вести себя по отношению к другим людям, самому себе.
Моральные нормы общества - это одна из форм нравственных требований, регулирующих социальные моральные отношения. Эти нормы являются своеобразным нравственным законом, воспроизводимым в поступках и поведении людей, принадлежащих определенному обществу или его части. Например, важнейшей моральной нормой для делового сообщества является «открытость» организации, подразумевающая прозрачность финансовых и других экономических сделок.
Н
Невербальное речевое воздействие — это воздействие, осуществляемое сопровождающими речь несловесными сигналами (жесты, мимика, внешний вид, поведение говорящего, дистанция до собеседника и др.).
Нравственный идеал - это целостный образец нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным; образ нравственно совершенной личности, обладающей положительными моральными качествами; все лучшее, что выработано моралью на данном этапе ее развития.
П
Поведение людей — это совокупность их действий, поступков и отношений. Общество всегда в той или иной мере осуществляло и осуществляет контроль и регулирование поведения людей, стремясь увязать интересы отдельной личности и социальных коллективов, найти своего рода баланс общественного и личного блага.
Полемика (греч. polemikos – воинственный, враждебный) – спор, в основе которого лежит конфронтация, противоборство целей, идей, мнений, сторон.
Правила поведения - это нравственные предписания, устанавливающие порядок поступков человека, как в постоянных, так и в изменяющихся условиях. Иногда нравственные правила могут приходить в противоречие с экономической выгодой. У добросовестного предпринимателя подобная дилемма решается в пользу морального выбора.
Презентация (лат. presentatio - представление) – официальное представление вновь созданного предприятия, фирмы, проекта, продукции, товара кругу приглашенных лиц.
Принципы делового общения - основные нравственные положения, определяющие характер профессиональной деятельности. Принципы делового общения обсуждаются в бизнес сообществе, принимаются и закрепляются в каком-либо документе (хартии, кодексе, договоре, соглашении и др.). Подобный документ не имеет юридического статуса, но является своеобразным нравственным законом предпринимательства. Соблюдение принципов делового общения является признаком серьезной, с хорошей репутацией организации, которой можно доверять.
Проксемические невербальные средства – ориентация партнеров при общении и дистанцию между ними.
Просодические (экстралингвистические) невербальные средства – модуляции голоса, создающие то или иное впечатление на собеседника.
Публичная речь – обращение оратора к большой аудитории со значительного расстояния.
С
Свобода — наиболее существенная ценностная ориентация личности.
Скрытый комплимент – это комплимент, который, неявно влияя на собеседника, создает особую атмосферу доверия во взаимоотношениях.
Совещание - это форма организации делового общения группы людей с целью обмена информацией и принятия коллективного управленческого решения.
Спор – доказательство чего-либо, в ходе которого каждая из сторон отстаивает свое понимание вопроса или опровергает мнение противника.
Стиль руководства - совокупность своеобразных приемов и способов управления, присущих определенному типу руководителя.
Сувенир – предмет, напоминающий о каком-либо событии в жизни организации или человека, о первой деловой встрече.
Т
Такесические невербальные средства – это динамические прикосновения, сопровождающие деловое общение.
Ц
Ценности - наиболее значимые идеи.
Э
Этика — особое гуманитарное учение, предметом которого является мораль (нравственность).
Этика - система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни.
Этика приветствий и представлений – совокупность правил первоначального межличностного взаимодействия, касающихся внешнего проявления отношения к людям.
Этика прикладная — описывает совокупность принципов, норм и правил, выполняющих практическую функцию научения людей должному поведению в конкретных ситуациях и в определенных сферах жизнедеятельности. Прикладная этика включает в свой состав профессиональную этику — систему моральных принципов, норм и правил поведения специалистов разного профиля с учетом особенностей их профессиональной деятельности и конкретной ситуации.
Этика профессиональная - это кодекс поведения, предписываемый тип отношений, которые представляются наилучшими с точки зрения выполнения работниками своих служебных обязанностей в той или иной профессиональной сфере (в производстве продукции, в сфере предоставления услуг и пр.).
Этика нормативная - обосновывает моральные принципы и нормы, которые выступают как теоретическое развитие и дополнение морального сознания общества и личности, базируется на высших моральных ценностях и предписывает человеку с позиций долженствования (деонтологии) определенные правила поведения во взаимоотношениях и общении людей.
Этика теоретическая - исследует сущность морали, ее основные принципы и категории, функции и закономерности.
Этика государственная - совокупность этических норм, характеризующих стиль поведения и отношения государственных служащих как внутри своей организации, так и во внешней среде.
Этика социальная - система моральных принципов, определяющих общественные связи и взаимоотношения. Особенность социальной этики в том, что моральные принципы выступают здесь как регуляторы социального поведения человека. К этике деловых отношений применимо понятие социальной ответственности как определенного уровня отклика со стороны организации на социальные проблемы.
Этика производственная - совокупность принципов и норм, регулирующих взаимоотношения участников трудового процесса. Производственная этика, прежде всего, подразумевает соблюдение деловой морали в отрасли деятельности, вырабатывающей какую-либо продукцию.
Этика управленческая - система нравственных требований, предъявляемых руководителю предприятия либо одному из его подразделений со стороны подчиненных, других руководителей, партнеров.
- вид профессиональной этики, поскольку управленческую деятельность правомерно считают видом профессии, т.е. определенным видом общественно полезной деятельности, обусловленным разделением труда и кооперацией труда в конкретных технико-организационных условиях, характеризуемым совокупностью знаний и практических навыков, приобретенных работником в результате специального обучения или опыта работы.
Этика коммерческая - совокупность нравственно-деловых правил, регулирующих отношения сторон в торговле, коммерции, бытовом обслуживании и т.д.
Этика теневого бизнеса - сложившаяся в криминальной сфере совокупность определенных моральных принципов, соответствующих уголовной практике: «Действуем не по закону, а «по понятиям».
Этика деловая разных культур - это уникальная для каждой страны система морально-деловых принципов, сложившаяся в результате взаимодействия общемировых и национальных правил ведения бизнеса. В этом отношении можно выделить американскую, азиатскую, европейскую и российскую этику деловых отношений.
Этикет – это свод норм, правил общения людей между собой, поведения каждого конкретного человека в обществе – в той социальной среде, где он живет, с членами которой взаимодействует;
- это совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры, внешний вид и одежда.
Этические принципы - это абстрагированные, обобщенные представления, которые дают возможность тем, кто на них опирается, верно формировать свое поведение, свои действия, свое отношение к чему-либо.
Этический кодекс государственного служащего есть система моральных норм, обязательств и требований добросовестного служебного поведения должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления, основанная на нравственных общепризнанных принципах и нормах российского общества и государства.
Я
Языковая компетентность – владение двумя уровнями языка: правильностью речи и речевым мастерством.
- Этика деловых отношений
- Тема 1. Этика деловых отношений: понятие, сущность, принципы
- 1.1. Понятие, сущность этики деловых отношений
- 1.2. Этические принципы и нормы в деловых отношениях
- 1.3. Виды этики
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- 2.2. Этические принципы, нормы и качества государственного служащего
- 2.3. Нормативное регулирование этики служащего
- Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих
- Общие принципы служебного поведения государственных служащих
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- 3.2. Управленческая этика: взаимоотношения руководителя и подчиненного
- 3.3. Этикет руководителя
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- 4.2. Средства выразительности деловой речи: вербальные и невербальные
- Мимические проявления человека и сопутствующие действия8
- 4.3. Основные техники делового общения: культура дискуссии, делового спора, техника аргументации
- Основные способы этичной аргументации
- Контрприемы в ходе спора10
- 4.4. Публичные выступления и презентации, выступления по радио и телевидению
- 4.5. Особенности деловой (служебной) переписки
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 5. Деловые встречи и переговоры
- 5.1. Правила подготовки и проведения деловой беседы. Этические нормы телефонного разговора
- Роли поведения и тактика ведения беседы17
- Правила деловой беседы18
- Правила телефонного разговора19
- 5.2. Правила проведения собеседования.
- 5.3. Этические особенности проведения переговоров с деловыми партнерами
- Характеристика подходов к ведению переговоров24
- Рекомендации по тактике ведения переговоров26
- 5.4. Правила подготовки и проведения деловых совещаний
- Основные типы участников совещания32
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 6. Внешний облик делового человека
- 6.1. Внешность делового человека
- 6.2. Одежда и аксессуары делового человека
- 6.3. Визитная карточка
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 7. Этикет деловых отношений
- 7.1. Этика приветствий и представлений. Рукопожатие
- Виды рукопожатий44
- Правила приветствия, представления и рукопожатия в различных ситуациях46
- 7.2. Поведение в общественных местах, официальных учреждениях и организациях
- 7.3. Искусство комплимента. Правила вручения подарков
- Разновидности подарков56
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 8. Международный этикет
- 8.1. Понятие международного этикета
- 8.2. Стиль и культура международных протокольных мероприятий
- 8.3. Особенности этикета различных народов
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Заключение
- Приложение
- Тест «Эффективность деловой беседы»60
- Словарь основных понятий
- Библиографический список