logo
Этика деловых отношений Черноскутов, Парфенова,

Словарь основных понятий

А

«А ля фуршет» – вечерний прием, устраиваемый в особо торжественных случаях.

Аргументация (выдвижение тезиса) – совокупность способов, с помощью которых сторона утверждает и подтверждает с вою позицию.

Б

Бейдж – большая визитная карточка с указанием данных о человеке, прикалываемая к одежде на видном месте.

В

Вербальное речевое воздействие – это воздействие с помощью слов и голоса. Имеет значение, что говорится (и что не говорится), какими словами выражена мысль.

Визитная карточка – небольшой лист плотного картона, содержащий основные сведения о ее владельце.

Г

Государственная служба – специфический вид деятельности, связанный с осуществлением политики государства и реализацией от имени государства основных экономических, социальных и политических программ среди населения.

Д

Деловая беседа – это процесс делового общения с использованием вербальной и невербальной связей, направленный на решение вопросов профессиональной деятельности.

Деловые переговорыпроцесс взаимодействия сторон с целью достижения согласованного и устраивающего их решения.

Дипломатический протокол — это ряд правил, которые предписывают порядок совершения различных дипломатических актов — международных совещаний и конференций, переговоров, визитов, дипломатических приемов, приемов и проводов официальных делегаций, подписания международных соглашений, договоров и т.п.

Дискуссия (лат. discussio – исследовать)– публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление различных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса.

Диспут (лат. disputar – рассуждать) – спор на общественную или научную тему, может проходить в форме дискуссии или полемики.

Документ – 1) деловая бумага, подтверждающая какой-нибудь факт или право на что-нибудь; 2) то, что официально удостоверяет личность предъявителя; 3) письменное свидетельство о чем-нибудь (древние грамоты и т. п.).

Ж

«Жур фикс» – приемы, которые устраиваются один раз в неделю в один и тот же день и час в течение всего осенне-зимнего сезона.

З

Закономерности межличностных отношений - это связь и взаимозависимость объективно существующих явлений и процессов, возникающих во время деловых контактов.

К

Кинесические невербальные средства – зрительно воспринимаемые движения партнера по общению.

Кодекс — от лат. codex — единый систематизированный нормативный акт, регулирующий определенную область общественных отношений.

Коктейль или фуршет – приемы, которые устраиваются от 17.00 до 20.00 и длятся около двух часов и где предлагаются различные холодные закуски, кондитерские изделия и фрукты.

Комплимент – слова и выражения, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств человека.

Контраргументация (выдвижение антитезиса) – совокупность способов, с помощью которых сторона опровергает тезис (аргументацию) другой стороны.

Критика – это выявление недостатков и противоречий в работе, отрицательная ее оценка; обсуждение, разбор чего-либо с целью оценить достоинства, обнаружить и исправить недостатки.

М

Мораль — один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.

Морально-психологический климат — это устойчивое эмоционально-нравственное состояние социальной группы, отражающее настроение людей, занятых совместной деятельностью, их отношение друг к другу, общественное мнение относительно важнейших материальных и духовных ценностей.

Моральные принципы — фундаментальные основные представления о должном поведении человека, на которых базируются нравственные нормы.

Моральные нормы — конкретные правила поведения, определяющие, как человек должен вести себя по отношению к другим людям, самому себе.

Моральные нормы общества - это одна из форм нравственных требований, регулирующих социальные моральные отношения. Эти нормы являются своеобразным нравственным законом, воспроизводимым в поступках и поведении людей, принадлежащих определенному обществу или его части. Например, важнейшей моральной нормой для делового сообщества является «открытость» организации, подразумевающая прозрачность финансовых и других экономических сделок.

Н

Невербальное речевое воздействие — это воздействие, осуществляемое сопровождающими речь несловесными сигналами (жесты, мимика, внешний вид, поведение говорящего, дис­танция до собеседника и др.).

Нравственный идеал - это целостный образец нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным; образ нравственно совершенной личности, обладающей положительными моральными качествами; все лучшее, что выработано моралью на данном этапе ее развития.

П

Поведение людей — это совокупность их действий, поступков и отношений. Общество всегда в той или иной мере осуществляло и осуществляет контроль и регулирование поведения людей, стремясь увязать интересы отдельной личности и социальных коллективов, найти своего рода баланс общественного и личного блага.

Полемика (греч. polemikos – воинственный, враждебный) – спор, в основе которого лежит конфронтация, противоборство целей, идей, мнений, сторон.

Правила поведения - это нравственные предписания, устанавливающие порядок поступков человека, как в постоянных, так и в изменяющихся условиях. Иногда нравственные правила могут приходить в противоречие с экономической выгодой. У добросовестного предпринимателя подобная дилемма решается в пользу морального выбора.

Презентация (лат. presentatio - представление) – официальное представление вновь созданного предприятия, фирмы, проекта, продукции, товара кругу приглашенных лиц.

Принципы делового общения - основные нравственные положения, определяющие характер профессиональной деятельности. Принципы делового общения обсуждаются в бизнес сообществе, принимаются и закрепляются в каком-либо документе (хартии, кодексе, договоре, соглашении и др.). Подобный документ не имеет юридического статуса, но является своеобразным нравственным законом предпринимательства. Соблюдение принципов делового общения является признаком серьезной, с хорошей репутацией организации, которой можно доверять.

Проксемические невербальные средства – ориентация партнеров при общении и дистанцию между ними.

Просодические (экстралингвистические) невербальные средства – модуляции голоса, создающие то или иное впечатление на собеседника.

Публичная речь – обращение оратора к большой аудитории со значительного расстояния.

С

Свобода — наиболее существенная ценностная ориентация личности.

Скрытый комплимент – это комплимент, который, неявно влияя на собеседника, создает особую атмосферу доверия во взаимоотношениях.

Совещание - это форма организации делового общения группы людей с целью обмена информацией и принятия коллективного управленческого решения.

Спор – доказательство чего-либо, в ходе которого каждая из сторон отстаивает свое понимание вопроса или опровергает мнение противника.

Стиль руководства - совокупность своеобразных приемов и способов управления, присущих определенному типу руководителя.

Сувенир – предмет, напоминающий о каком-либо событии в жизни организации или человека, о первой деловой встрече.

Т

Такесические невербальные средства – это динамические прикосновения, сопровождающие деловое общение.

Ц

Ценности - наиболее значимые идеи.

Э

Этика — особое гуманитарное учение, предметом которого является мораль (нравственность).

Этика - система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни.

Этика приветствий и представлений – совокупность правил первоначального межличностного взаимодействия, касающихся внешнего проявления отношения к людям.

Этика прикладная — описывает совокупность принципов, норм и правил, выполняющих практическую функцию научения людей должному поведению в конкретных ситуациях и в определенных сферах жизнедеятельности. Прикладная этика включает в свой состав профессиональную этику — систему моральных принципов, норм и правил поведения специалистов разного профиля с учетом особенностей их профессиональной деятельности и конкретной ситуации.

Этика профессиональная - это кодекс поведения, предписываемый тип отношений, которые представляются наилучшими с точки зрения выполнения работниками своих служебных обязанностей в той или иной профессиональной сфере (в производстве продукции, в сфере предоставления услуг и пр.).

Этика нормативная - обосновывает моральные принципы и нормы, которые выступают как теоретическое развитие и дополнение морального сознания общества и личности, базируется на высших моральных ценностях и предписывает человеку с позиций долженствования (деонтологии) определенные правила поведения во взаимоотношениях и общении людей.

Этика теоретическая - исследует сущность морали, ее основные принципы и категории, функции и закономерности.

Этика государственная - совокупность этических норм, характеризующих стиль поведения и отношения государственных служащих как внутри своей организации, так и во внешней среде.

Этика социальная - система моральных принципов, определяющих общественные связи и взаимоотношения. Особенность социальной этики в том, что моральные принципы выступают здесь как регуляторы социального поведения человека. К этике деловых отношений применимо понятие социальной ответственности как определенного уровня отклика со стороны организации на социальные проблемы.

Этика производственная - совокупность принципов и норм, регулирующих взаимоотношения участников трудового процесса. Производственная этика, прежде всего, подразумевает соблюдение деловой морали в отрасли деятельности, вырабатывающей какую-либо продукцию.

Этика управленческая - система нравственных требований, предъявляемых руководителю предприятия либо одному из его подразделений со стороны подчиненных, других руководителей, партнеров.

- вид профессиональной этики, поскольку управленческую деятельность правомерно считают видом профессии, т.е. определенным видом общественно полезной деятельности, обусловленным разделением труда и кооперацией труда в конкретных технико-организационных условиях, характеризуемым совокупностью знаний и практических навыков, приобретенных работником в результате специального обучения или опыта работы.

Этика коммерческая - совокупность нравственно-деловых правил, регулирующих отношения сторон в торговле, коммерции, бытовом обслуживании и т.д.

Этика теневого бизнеса - сложившаяся в криминальной сфере совокупность определенных моральных принципов, соответствующих уголовной практике: «Действуем не по закону, а «по понятиям».

Этика деловая разных культур - это уникальная для каждой страны система морально-деловых принципов, сложившаяся в результате взаимодействия общемировых и национальных правил ведения бизнеса. В этом отношении можно выделить американскую, азиатскую, европейскую и российскую этику деловых отношений.

Этикет – это свод норм, правил общения людей между собой, поведения каждого конкретного человека в обществе – в той социальной среде, где он живет, с членами которой взаимодействует;

- это совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры, внешний вид и одежда.

Этические принципы - это абстрагированные, обобщенные представления, которые дают возможность тем, кто на них опирается, верно формировать свое поведение, свои действия, свое отношение к чему-либо.

Этический кодекс государственного служащего есть система моральных норм, обязательств и требований добросовестного служебного поведения должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления, основанная на нравственных общепризнанных принципах и нормах российского общества и государства.

Я

Языковая компетентность – владение двумя уровнями языка: правильностью речи и речевым мастерством.