6.1. Внешность делового человека
Нередко один взгляд на человека способствует быстрому принятию решения: интересный — неинтересный, нравится — не нравится, и этим сразу же закладывается будущая «программа» взаимоотношений с ним. Отметим, что первое впечатление очень устойчиво. Люди обычно крайне неохотно меняют свое мнение о человеке, сформировавшееся под влиянием первого впечатления.
Есть и такое наблюдение: первое впечатление всегда верно. Возможно, и не всегда это так, но очень часто первое впечатление действительно оказывается наиболее точным. На формирование впечатления от внешнего вида человека влияют следующие факторы33:
Прическа и цвет волос;
Телосложение;
Привлекательность;
Макияж;
Одежда
Аксессуары.
1. Прическа и цвет волос. Цвет волос имеет значение для делового человека: при прочих равных условиях в деловых отношениях больше доверяют брюнетам и брюнеткам, чем блондинам и блондинкам — брюнетов считают более компетентными. Интересно, что блондинок воспринимают обычно как более привлекательных, но при этом поверхностных, неглубоких в суждениях, а брюнеток — как более серьезных, умных, компетентных.
Прическа делает женщину привлекательной, а мужчине придает характер. Причем прическа выбирается с учетом фигуры, типа лица, формы головы. Высокая прическа повышает статус ее носителя. Короткая прическа мужчины сигнализирует о его деловитости, невысоком, преимущественно практическом интеллекте; длинные волосы — о творческом начале, интеллектуальности. Если у человека полная фигура и короткая шея, то ему не пойдет прическа из свободно падающих на плечи волос.
Женщины, работающие в традиционных компаниях, должны избегать распущенных волос. Их необходимо закалывать, а если волосы слишком длинные, собирать в хвост. Мужчины, работающие в компаниях подобного типа, должны носить тщательно подстриженные короткие волосы.
Специалисты разработали рекомендации, как с помощью удачно выбранной прически можно отвлечь внимание от сутулости спины, некрасивой шеи и т.п. Подобные манипуляции с волосами можно проводить при условии, если за ними постоянно следить.
2. Телосложение и физическая привлекательность. Физическая привлекательность человека ассоциируется у людей с положительными человеческими качествами. Физически привлекательные люди воспринимаются окружающими как общительные, популярные, успешные, убедительные (способные убеждать), счастливые, имеющие много друзей. Привлекательных людей мы склонны считать более умными. При этом, однако, люди обычно не хотят, чтобы их руководитель был очень красивым. Люди ощущают, что, находясь рядом с привлекательными людьми, они улучшают у окружающих впечатление о себе, привлекают большее внимание. Особенно важна физическая привлекательность при первом знакомстве.
Высокий рост, атлетическое телосложение усиливают коммуникативную позицию человека. Высокие люди пользуются большим авторитетом. Например, высокостатусным считается силуэт, приближающийся к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами. Низкостатусным — к форме круга34.
Рисунок 6.1. Формы тела по степени убывания авторитета. 1- треугольная, 2- прямоугольная, 3- овальная, 4- круглая.
!Задание 6.1.1. Определите свою форму тела.
Человек, имеющий ухоженный вид: аккуратная стрижка, чистая кожа, здоровые зубы и т.д. – излучает положительную самооценку. Уход за собой — это привычка. Ухоженный человек хорошо смотрится практически в любом наряде, а неряха с сальными волосами будет плохо выглядеть даже в самом дорогом костюме.
RПоддерживать себя в хорошей форме не так уж трудно и дорого, если поставить себе такую цель. Хорошая диета и здоровый образ жизни являются основными компонентами позитивного образа. Вот несколько правил по поддержанию физической привлекательности:
Больше спите.
Бросьте курить.
Сократите потребление алкоголя.
Питайтесь по хорошо сбалансированной здоровой диете.
Ради удовольствия занимайтесь спортом.
Сократите потребление кофеина.
4. Макияж — это декоративная косметика. Его назначение — придать лицу эстетичность и привлекательность. Макияж необходимо использовать женщине каждый день, а мужчинам – при публичных выступлениях или презентации.
RСледует иметь в виду, что макияж делается на уровне "чуть-чуть ". Но смотришь в зеркало и видишь, как преображается твое лицо, оно становится свежим, появляется какой-то шарм. Именно умение не огорчать других своим усталым или болезненным видом — это показатель культуры общения.
При разработке имиджа существенной является такая деталь, как верный выбор макияжа в зависимости от цвета волос и кожи. Обращаясь к макияжу, надо быть уверенным в том, что у вас хороший художественный вкус, системное видение имиджа, объективная оценка своих возможностей. Претенциозность и агрессивность в макияже сразу указывают на отсутствие подобных качеств.
!Задание 6.1.2. Составьте для себя правила улучшения внешнего вида в соответствии с деловыми требованиями.
- Этика деловых отношений
- Тема 1. Этика деловых отношений: понятие, сущность, принципы
- 1.1. Понятие, сущность этики деловых отношений
- 1.2. Этические принципы и нормы в деловых отношениях
- 1.3. Виды этики
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- 2.2. Этические принципы, нормы и качества государственного служащего
- 2.3. Нормативное регулирование этики служащего
- Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих
- Общие принципы служебного поведения государственных служащих
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- 3.2. Управленческая этика: взаимоотношения руководителя и подчиненного
- 3.3. Этикет руководителя
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- 4.2. Средства выразительности деловой речи: вербальные и невербальные
- Мимические проявления человека и сопутствующие действия8
- 4.3. Основные техники делового общения: культура дискуссии, делового спора, техника аргументации
- Основные способы этичной аргументации
- Контрприемы в ходе спора10
- 4.4. Публичные выступления и презентации, выступления по радио и телевидению
- 4.5. Особенности деловой (служебной) переписки
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 5. Деловые встречи и переговоры
- 5.1. Правила подготовки и проведения деловой беседы. Этические нормы телефонного разговора
- Роли поведения и тактика ведения беседы17
- Правила деловой беседы18
- Правила телефонного разговора19
- 5.2. Правила проведения собеседования.
- 5.3. Этические особенности проведения переговоров с деловыми партнерами
- Характеристика подходов к ведению переговоров24
- Рекомендации по тактике ведения переговоров26
- 5.4. Правила подготовки и проведения деловых совещаний
- Основные типы участников совещания32
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 6. Внешний облик делового человека
- 6.1. Внешность делового человека
- 6.2. Одежда и аксессуары делового человека
- 6.3. Визитная карточка
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 7. Этикет деловых отношений
- 7.1. Этика приветствий и представлений. Рукопожатие
- Виды рукопожатий44
- Правила приветствия, представления и рукопожатия в различных ситуациях46
- 7.2. Поведение в общественных местах, официальных учреждениях и организациях
- 7.3. Искусство комплимента. Правила вручения подарков
- Разновидности подарков56
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 8. Международный этикет
- 8.1. Понятие международного этикета
- 8.2. Стиль и культура международных протокольных мероприятий
- 8.3. Особенности этикета различных народов
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Заключение
- Приложение
- Тест «Эффективность деловой беседы»60
- Словарь основных понятий
- Библиографический список