5.1. Правила подготовки и проведения деловой беседы. Этические нормы телефонного разговора
Умение вести разговор – это талант
Стендаль
Способность к общению относится к числу важнейших человеческих качеств и служит для установления взаимосвязей и сотрудничества людей. В сфере профессиональной деятельности используется деловое общение, одной из форм которого является деловая беседа.
Деловая беседа – это процесс делового общения с использованием вербальной и невербальной связей, направленный на решение вопросов профессиональной деятельности15. Примерами деловой беседы являются: прием руководителем сотрудников по личным вопросам, собеседование при трудоустройстве и при увольнении, разбор конфликтных ситуаций и т.д.
Деловая беседа отличается от других деловых форм общения тем, что она дает эффект обратной связи, позволяет реагировать на высказывания собеседника с учетом конкретных условий разговора, поведения собеседника, позволяет использовать различные вербальные и невербальные средства коммуникации.
При проведении деловой беседы необходимо соблюдать ее этапы. В любой беседе должны присутствовать следующие стадии16:
Подготовка к беседе.
Начало беседы, изучение собеседника. Желание расположить к себе.
Обмен информацией. Изложение проблемы (вопроса).
Аргументирование выдвигаемых положений.
Принятие решения.
Завершение беседы.
Подготовка к беседе подразумевает:
формулировку темы,
определение цели,
информационную подготовку,
отработку формулировок, понятий, суждений,
подготовку аргументов и контраргументов,
выбор времени и места беседы,
учет предсказуемых неожиданностей.
Начало и завершение беседы очень важны, так как особенно хорошо запоминаются начало и конец любого события. Неудачное начало или окончание снижают общее впечатление от беседы.
В начале беседы необходимо установить контакт с собеседником, оценить его психологическое состояние и, с учетом этого, выбрать тон беседы, выработать правильное, корректное отношение к собеседнику. Существует классификация типичных черт потенциальных собеседников, которая помогает избрать правильную тактику, избежать конфликтных ситуаций и добиться положительного результата в ходе планируемой беседы (таблица 5.1).
Таблица 5.1
- Этика деловых отношений
- Тема 1. Этика деловых отношений: понятие, сущность, принципы
- 1.1. Понятие, сущность этики деловых отношений
- 1.2. Этические принципы и нормы в деловых отношениях
- 1.3. Виды этики
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- 2.2. Этические принципы, нормы и качества государственного служащего
- 2.3. Нормативное регулирование этики служащего
- Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих
- Общие принципы служебного поведения государственных служащих
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- 3.2. Управленческая этика: взаимоотношения руководителя и подчиненного
- 3.3. Этикет руководителя
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- 4.2. Средства выразительности деловой речи: вербальные и невербальные
- Мимические проявления человека и сопутствующие действия8
- 4.3. Основные техники делового общения: культура дискуссии, делового спора, техника аргументации
- Основные способы этичной аргументации
- Контрприемы в ходе спора10
- 4.4. Публичные выступления и презентации, выступления по радио и телевидению
- 4.5. Особенности деловой (служебной) переписки
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 5. Деловые встречи и переговоры
- 5.1. Правила подготовки и проведения деловой беседы. Этические нормы телефонного разговора
- Роли поведения и тактика ведения беседы17
- Правила деловой беседы18
- Правила телефонного разговора19
- 5.2. Правила проведения собеседования.
- 5.3. Этические особенности проведения переговоров с деловыми партнерами
- Характеристика подходов к ведению переговоров24
- Рекомендации по тактике ведения переговоров26
- 5.4. Правила подготовки и проведения деловых совещаний
- Основные типы участников совещания32
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 6. Внешний облик делового человека
- 6.1. Внешность делового человека
- 6.2. Одежда и аксессуары делового человека
- 6.3. Визитная карточка
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 7. Этикет деловых отношений
- 7.1. Этика приветствий и представлений. Рукопожатие
- Виды рукопожатий44
- Правила приветствия, представления и рукопожатия в различных ситуациях46
- 7.2. Поведение в общественных местах, официальных учреждениях и организациях
- 7.3. Искусство комплимента. Правила вручения подарков
- Разновидности подарков56
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 8. Международный этикет
- 8.1. Понятие международного этикета
- 8.2. Стиль и культура международных протокольных мероприятий
- 8.3. Особенности этикета различных народов
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Заключение
- Приложение
- Тест «Эффективность деловой беседы»60
- Словарь основных понятий
- Библиографический список