2.2. Этические принципы, нормы и качества государственного служащего
Этика государственной службы как один из видов профессиональной этики представляет собой кодекс поведения, предписывающий определенный тип человеческих взаимоотношений, который представляется оптимальным с точки зрения исполнения государственными служащими их профессиональной деятельности. Кодекс поведения включает основные принципы и нормы, в наиболее общей форме выражающие моральные требования к нравственной сущности государственного служащего, назначению его деятельности, к характеру его взаимоотношений с государством, доверенным лицом которого он выступает, с обществом, «слугой» которого он является, обеспечивая взаимодействие между государством и его гражданами.
Кодекс — от лат. codex — единый систематизированный нормативный акт, регулирующий определенную область общественных отношений.
Этические принципы выступают в качестве императивов и служат обычно основанием для более частных этических норм, предписывающих, какие конкретно поступки человек должен или не должен совершать.
_______________________________________________________
Прежде всего, исходным для профессиональной этики государственного служащего является принцип гуманизма, т.е. уважительного отношения к каждой человеческой личности, понимания её неповторимости, самодостаточной ценности. Принцип гуманизма противостоит чисто утилитарному отношению к личности, рассмотрению её, главным образом, как средства достижения каких-то иных, пусть и достаточно важных целей 1, С.70.
_______________________________________________________
Все многообразие видов и содержания деятельности государственных служащих объединяет призвание обеспечивать поддержку конституционного строя, соблюдение Конституции РФ и федеральных законов. Принцип законности, верховенства Конституции и федеральных законов над иными нормативными актами, и должностными инструкциями выступает важнейшим этическим принципом деятельности государственного служащего.
Наряду с законностью одним из фундаментальных принципов этики государственной службы и важнейшим компонентом нравственной оценки деятельности чиновника является сформулированный еще древними римлянами принцип справедливости. Реализация этого принципа обнаруживает себя в законном и рациональном использовании властных полномочий, в защите (а не имитации ее) прав и законных интересов граждан, удовлетворении их социальных ожиданий. В этом его смысл как регулятора взаимоотношений государственных служащих как «слуг» общества с гражданами этого общества. Удовлетворение потребности в справедливости — самое важное из моральных ожиданий общества не только в общем социальном плане, но и по отношению к каждому человеку в любой коллизионной ситуации. Всякая несправедливость, допускаемая чиновником, наносит моральный ущерб авторитету власти в целом.
Этический принцип справедливости конкретизируется также в нормах, требующих, в частности, никогда не дискриминировать одних путем предоставления льгот или привилегий другим, не допускать субъективности в оценке личностно-деловых качеств людей и т.д.
Любая деятельность, особенно та, которая непосредственно направлена на человека, должна быть одухотворена высокой идеей. Поэтому профессиональная этика государственного служащего должна включать в себя принцип патриотизма. Очевидно, что любовь к Родине не может сочетаться с пренебрежительным отношениям к другим странам, другим народам. Если вспомнить рассуждения Аристотеля о золотой середине, то патриотизм можно представить как середину между двумя крайностями: между национальной кичливостью и приниженностью, заискиванием перед всем иностранным. Истинный патриотизм включает в себя конструктивное отношение к достижениям других народов 1, С.71.
Осуществляя служебные функции, государственный служащий обязан руководствоваться моральным принципом бескорыстности, независимости и неподкупности, согласовывая свои личные интересы с общественными. Это является непременным условием его служебной деятельности. Нарушение этого принципа проявляется в фактах коррупции, взяточничества, как в рамках своей служебной деятельности, так и при совершении в пользу дающего взятку действий, несовместимых с должностными обязанностями.
Этическое требование, запрещающее должностным лицам принимать подарки и различного рода вознаграждения за действия, связанные с исполнением ими служебных обязанностей, нашло свое отражение в ряде установленных законом ограничений, связанных с государственной службой.
Придание этической норме правового статуса в этом случае обусловлено проявлениями взяточничества и коррупции в среде чиновничества всех уровней власти.
Административная власть неразрывно связана с механизмами ответственности за принимаемые решения и их последствия, за неисполнение и ненадлежащее исполнение должностными лицами своих обязанностей. Нравственная ответственность государственных служащих за каждое подготавливаемое и реализуемое решение и его социальные последствия особенно велика сегодня в условиях кризиса социальных структур, существенных деформаций сознания значительной части общества.
С принципом моральной ответственности связаны такие понятия, как гражданская совесть, честь, проявляющиеся в единстве слова и дела.
Принципы законности, справедливости, гуманизма, неподкупности и ответственности и другие составляют основу нравственной оценки деятельности государственных служащих. Они включены в этические кодексы государственных служащих многих стран, выражая существо требований к нравственному содержанию деятельности, как всего института государственной службы, так и каждого чиновника, определяя жизнеспособность и характер реального функционирования этого института. Нарушение принципов влечет за собой проявления бюрократизма, произвола, несправедливости и безнравственности.
Государственная служба предъявляет к личности государственного служащего разнообразные требования в зависимости от занимаемой должности, характера и содержания выполняемой им работы. Это довольно широкий набор нравственных качеств, норм и принципов морали, из которых складывается этический уровень служащего, его нравственная культура.
Плодотворная служба требует в процессе общения между служащими наличия отношений взаимной честности и правдивости. Это одна из основных норм профессиональной этики государственного служащего, следование которым дает моральное право занимать предоставленную ему должность. Честность и правдивость должны помочь государственному служащему быстрее и эффективнее находить контакт и взаимопонимание с людьми, разбираться в мотивах их поступков и действий, улавливать настроение, понимать их психологию.
Честность и правдивость тесно связаны с другими нормами профессионального этического кодекса государственного служащего — его доброжелательностью, чуткостью и отзывчивостью.
Высоким качеством государственного служащего является скромность, исключающая самодовольство, зазнайство, высокомерие. Скромность проявляется в том, что человек не признает за собой никаких исключительных достоинств или особых прав. Он добровольно подчиняет себя требованиям общественной дисциплины, относится ко всем людям с уважением, проявляет необходимую терпимость к мелким их недостаткам и одновременно критически относится к своим собственным заслугам и недостаткам. Скромный человек потому не придает особого значения собственным положительным качествам, что считает их для себя совершенно обязательными, само собой разумеющимися [4, С.598-607].
Государственный служащий должен отличаться подлинной искренностью — важнейшим моральным качеством, характеризующим личность и ее поступки, делать и говорить то, в правильность чего он верит, действовать из тех соображений, в которых он готов признаться самому себе и другим.
Задание 2.2.1. Раскройте содержание основных этических принципов поведения государственных служащих.
Задание 2.2.2. Назовите основные нормы профессионального этического кодекса государственного служащего
Задание 2.2.3. Составьте список нравственных требований к личности государственного служащего.
- Этика деловых отношений
- Тема 1. Этика деловых отношений: понятие, сущность, принципы
- 1.1. Понятие, сущность этики деловых отношений
- 1.2. Этические принципы и нормы в деловых отношениях
- 1.3. Виды этики
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- 2.2. Этические принципы, нормы и качества государственного служащего
- 2.3. Нормативное регулирование этики служащего
- Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих
- Общие принципы служебного поведения государственных служащих
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- 3.2. Управленческая этика: взаимоотношения руководителя и подчиненного
- 3.3. Этикет руководителя
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- 4.2. Средства выразительности деловой речи: вербальные и невербальные
- Мимические проявления человека и сопутствующие действия8
- 4.3. Основные техники делового общения: культура дискуссии, делового спора, техника аргументации
- Основные способы этичной аргументации
- Контрприемы в ходе спора10
- 4.4. Публичные выступления и презентации, выступления по радио и телевидению
- 4.5. Особенности деловой (служебной) переписки
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 5. Деловые встречи и переговоры
- 5.1. Правила подготовки и проведения деловой беседы. Этические нормы телефонного разговора
- Роли поведения и тактика ведения беседы17
- Правила деловой беседы18
- Правила телефонного разговора19
- 5.2. Правила проведения собеседования.
- 5.3. Этические особенности проведения переговоров с деловыми партнерами
- Характеристика подходов к ведению переговоров24
- Рекомендации по тактике ведения переговоров26
- 5.4. Правила подготовки и проведения деловых совещаний
- Основные типы участников совещания32
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 6. Внешний облик делового человека
- 6.1. Внешность делового человека
- 6.2. Одежда и аксессуары делового человека
- 6.3. Визитная карточка
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 7. Этикет деловых отношений
- 7.1. Этика приветствий и представлений. Рукопожатие
- Виды рукопожатий44
- Правила приветствия, представления и рукопожатия в различных ситуациях46
- 7.2. Поведение в общественных местах, официальных учреждениях и организациях
- 7.3. Искусство комплимента. Правила вручения подарков
- Разновидности подарков56
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 8. Международный этикет
- 8.1. Понятие международного этикета
- 8.2. Стиль и культура международных протокольных мероприятий
- 8.3. Особенности этикета различных народов
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Заключение
- Приложение
- Тест «Эффективность деловой беседы»60
- Словарь основных понятий
- Библиографический список