Этика деловых отношений
Учебное пособие
для студентов дистанционной технологии обучения
по специальности 080505.65 Управление персоналом
Новосибирск 2007
Издается в соответствии с планом учебно-методической работы СибАГС
ББК
Рецензенты:
Л.К. Аверченко — зав.каф. управления персоналом, к.филос.н., профессор, Сибирская академия государственной службы;
С.Ю. Полунина — доцент каф. психологии и социального управления, к.социол.н., Сибирский университет потребительской кооперации
Черноскутов В.Е., Парфенова И.Ю., Ступак И.М.
Этика деловых отношений: Учеб. пособие / В.Е. Черноскутов, И.Ю. Парфенова, И.М. Ступак.— Новосибирск : СибАГС, 2006.— объем 230с.
ISBN
Учебное пособие по дисциплине «Этика деловых отношений» (федерального компонента ГОС ВПО) предназначено для изучения слушателями, обучающимися по дистанционной технологии на специальности 080505.65 «Управление персоналом». Пособие может быть также рекомендовано для самостоятельного изучения дисциплины «Этика деловых отношений» студентами и слушателями различных форм обучения. Учебное пособие содержит основные подходы к изучению предмета и кратко раскрывает содержание дисциплины.
ISBN ББК
© СибАГС 2007
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 6
ТЕМА 1. ЭТИКА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ 10
1.1. Понятие, сущность этики деловых отношений 10
1.2. Этические принципы и нормы 18
в деловых отношениях 18
1.3. Виды этики 25
ТЕМА 2. ЭТИКА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ 33
2.1. Государственная служба: 33
этические основы и этикет 33
2.2. Этические принципы, нормы и качества государственного служащего 38
2.3. Нормативное регулирование этики служащего 42
ТЕМА 3. ЭТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РУКОВОДИТЕЛЯ И ПОДЧИНЕННОГО 50
3.1. Общие закономерности 50
межличностных отношений. 50
Морально-психологический климат в коллективе 50
3.2. Управленческая этика: 54
взаимоотношения руководителя и подчиненного 54
3.3. Этикет руководителя 66
ТЕМА 4. ОСНОВЫ РИТОРИКИ 75
И КУЛЬТУРА ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ 75
4.1. Культура речи в деловом общении 77
4.2. Средства выразительности деловой речи: 82
вербальные и невербальные 82
4.3. Основные техники делового общения: культура дискуссии, делового спора, техника аргументации 95
4.4. Публичные выступления и презентации, 101
выступления по радио и телевидению 101
4.5. Особенности деловой (служебной) переписки 110
тема 5. Деловые встречи и переговоры 117
5.1. Правила подготовки и проведения деловой беседы. Этические нормы телефонного разговора 117
5.2. Правила проведения собеседования. 127
5.3. Этические особенности проведения переговоров с деловыми партнерами 130
5.4. Правила подготовки и проведения деловых совещаний 136
ТЕМА 6. ВНЕШНИЙ ОБЛИК ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА 143
6.1. Внешность делового человека 143
6.2. Одежда и аксессуары делового человека 146
6.3. Визитная карточка 152
Тема 7. Этикет деловых отношений 161
7.1. Этика приветствий и представлений. Рукопожатие 161
7.2. Поведение в общественных местах, официальных учреждениях и организациях 168
7.3. Искусство комплимента. Правила вручения подарков 178
Тема 8. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭТИКЕТ 191
8.1. Понятие международного этикета 191
8.2. Стиль и культура 196
международных протокольных мероприятий 196
8.3. Особенности этикета различных народов 201
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 215
приложение 216
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ 218
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Этика деловых отношений» входит в число общепрофессиональных дисциплин по специальности 080505.65 «Управление персоналом». В соответствии с Государственным образовательным стандартом по данной специальности студенты должны изучить общие закономерности межличностных отношений, этику приветствий и представлений, требования к внешнему облику делового человека, основы риторики, практика подготовки и проведения деловой беседы, этические нормы телефонного разговора, правила конструктивной критики и принципы восприятия критики, этику взаимоотношений с «трудным» руководителем, правила подготовки и проведения служебных совещаний, проведения переговоров с деловыми партнерами.
Эффективность деятельности любой организации во многом зависит от соблюдения этических норм в деловых отношениях. Это особенно актуально в меняющихся условиях современной России. Последнее время этические стандарты заметно снизились вследствие упадка значения и роли традиционной морали и религии.
Цели и задачи учебной дисциплины:
дать теоретическое представление о современных проблемах профессиональной этики, общих закономерностях межличностных отношений, этических нормах на государственной службе, механизмах их влияния на развитие организации и поведение персонала;
получение студентами и слушателями практических навыков делового общения, овладение различными технологиями и процедурами взаимоотношений между руководителем и персоналом, а также практических приемов и методов подготовки и проведения служебных совещаний и проведения деловых переговоров;
формирование у студентов и слушателей представления о влиянии этических норм на функционирование организации и поведение персонала;
выработка у студентов и слушателей практических навыков по освоению и соблюдению этических норм в деловых отношениях;
овладение студентами и слушателями навыков межличностного общения;
умение понимать и адекватно оценивать себя и других.
В соответствии с Государственным образовательным стандартом студенты и слушатели по дисциплине «Этика деловых отношений» должны иметь представления о:
современных проблемах этики деловых отношений;
сущности и основных принципах этики деловых отношений;
этике государственной службы;
общих закономерностях межличностных отношений;
влиянии этических норм в деловых отношениях;
этических нормах организации и этике руководителя;
механизмах влияния руководителя в управлении персоналом.
Знать:
предмет дисциплины «Этика деловых отношений»;
теоретические взгляды отечественных и зарубежных авторов, изучающих этику деловых отношений;
этические нормы профессиональной деятельности;
виды, формы, процедуры, правила делового общения, механизмы воздействия и восприятия руководителя в отношениях с персоналом;
факторы, влияющие на формирование позитивного микроклимата в деловых отношениях.
Уметь:
готовить и проводить служебные совещания, переговоры, беседы;
соблюдать этические нормы в ходе телефонного разговора, публичных выступлений, переговоров с деловыми партнерами;
применять эффективные средства и технологии в деловых отношениях при соблюдении этических норм общения.
Учебное пособие по дисциплине «Этика деловых отношений» предназначен для студентов ИПС СибАГС, обучающихся по специальности 062100 «Управление персоналом». Он содержит соответствующие учебно-методические материалы: тексты лекций, примеры, иллюстрирующие их содержание, практические задания, выводы, базовые понятия, библиографический список литературы, темы для контрольных и выпускных работ, а также словарь основных понятий и терминов.
При изучении дисциплины «Этика деловых отношений» необходимо учитывать, что данная дисциплина тесно взаимосвязана с такими дисциплинами, как «Управление персоналом», «Социология и психология управления», «Формирование профессиональной команды» и «Конфликтология».
Курс «Этика деловых отношений» предполагает активное участие студентов и слушателей в освоении учебного материала. Последнее предусматривает самостоятельное изучение студентом опыта, практики формирования и соблюдения этических норм в общественной жизни, производственной деятельности, анализ примеров из личного опыта. Программа учебного курса содержит обязательное для всех студентов требование выполнения контрольной работы, которые должны носить прикладной характер. При выполнении контрольной работы необходимо теоретический материал дополнить примерами из деятельности конкретной организации.
Структура изложения тем в учебном пособии (УП) имеет типовую форму. Каждая тема включает план, в соответствии с которым дается основное содержание учебного материала, задания для самопроверки, контрольные вопросы, направленные на привлечение внимания к наиболее важным аспектам проблемы, список литературы.
В ходе изучения УП необходимо:
выделить те вопросы, которые являются базовыми, основополагающими для раскрытия темы;
в процессе изучения тех или иных вопросов использовать словарь основных понятий и терминов;
использовать рекомендуемую литературу для изучения, в первую очередь, тех вопросов, которые раскрыты в УП недостаточно полно;
при подготовке ответов на вопросы по каждой теме использовать не только УП, но и рекомендуемую литературу, а также анализировать свой опыт профессиональной деятельности, личные наблюдения.
В учебном пособии используются следующие пиктограммы:
– ссылки на библиографический источник;
– ссылки на задания;
– примеры, упражнения, иллюстрации, разъясняющая информация.
- Этика деловых отношений
- Тема 1. Этика деловых отношений: понятие, сущность, принципы
- 1.1. Понятие, сущность этики деловых отношений
- 1.2. Этические принципы и нормы в деловых отношениях
- 1.3. Виды этики
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- 2.2. Этические принципы, нормы и качества государственного служащего
- 2.3. Нормативное регулирование этики служащего
- Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих
- Общие принципы служебного поведения государственных служащих
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- 3.2. Управленческая этика: взаимоотношения руководителя и подчиненного
- 3.3. Этикет руководителя
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- 4.2. Средства выразительности деловой речи: вербальные и невербальные
- Мимические проявления человека и сопутствующие действия8
- 4.3. Основные техники делового общения: культура дискуссии, делового спора, техника аргументации
- Основные способы этичной аргументации
- Контрприемы в ходе спора10
- 4.4. Публичные выступления и презентации, выступления по радио и телевидению
- 4.5. Особенности деловой (служебной) переписки
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 5. Деловые встречи и переговоры
- 5.1. Правила подготовки и проведения деловой беседы. Этические нормы телефонного разговора
- Роли поведения и тактика ведения беседы17
- Правила деловой беседы18
- Правила телефонного разговора19
- 5.2. Правила проведения собеседования.
- 5.3. Этические особенности проведения переговоров с деловыми партнерами
- Характеристика подходов к ведению переговоров24
- Рекомендации по тактике ведения переговоров26
- 5.4. Правила подготовки и проведения деловых совещаний
- Основные типы участников совещания32
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 6. Внешний облик делового человека
- 6.1. Внешность делового человека
- 6.2. Одежда и аксессуары делового человека
- 6.3. Визитная карточка
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 7. Этикет деловых отношений
- 7.1. Этика приветствий и представлений. Рукопожатие
- Виды рукопожатий44
- Правила приветствия, представления и рукопожатия в различных ситуациях46
- 7.2. Поведение в общественных местах, официальных учреждениях и организациях
- 7.3. Искусство комплимента. Правила вручения подарков
- Разновидности подарков56
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 8. Международный этикет
- 8.1. Понятие международного этикета
- 8.2. Стиль и культура международных протокольных мероприятий
- 8.3. Особенности этикета различных народов
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Заключение
- Приложение
- Тест «Эффективность деловой беседы»60
- Словарь основных понятий
- Библиографический список