Характеристика подходов к ведению переговоров24
Позиционный подход | Принципиальный подход | |
Мягкий подход | Жесткий подход | |
Участники - друзья | Участники - противники | Участники вместе решают проблему |
Цель - соглашение | Цель - победа | Цель – разумный результат, достигнутый эффективно и дружелюбно |
Делать уступки для культивирования отношений | Требовать уступок в качестве условия для продолжения отношений | Отделять людей от проблемы |
Придерживаться мягкого курса в отношениях с людьми и при решении проблем | Придерживаться жесткого курса в отношениях с людьми и при решениях проблем | Придерживаться мягкого курса в отношениях с людьми, но стоять на жесткой платформе при решении проблем |
Доверять другим | Не доверять другим | Продолжать переговоры независимо от степени доверия |
Легко менять позицию | Твердо придерживаться своей позиции | Концентрироваться на интересах, а не на позициях |
Делать предложения | Угрожать | Анализировать интересы |
Раскрывать свои «карты» | Сбивать с толку в отношении своей подспудной мысли | Избегать возникновения подспудной линии |
Допускать односторонние потери ради достижения согласия | Требовать дивидендов в качестве платы за соглашение | Обдумывать взаимовыгодный вариант |
Искать единственный вариант: тот, на который участники пойдут | Искать единственный вариант: тот, который нужен вам | Разрабатывать многоплановые варианты выбора: решать позже |
Настаивать на соглашении | Настаивать на своей позиции | Настаивать на применении объективных критериев |
Пытаться избежать состязания воли | Пытаться выиграть состязание воли | Пытаться достичь результата, руководствуясь критериями, не имеющими отношения к состязанию воли |
Поддаваться давлению | Применять давление, настаивать на своей позиции | Размышлять и быть открытым для доводов других; уступать доводам а не давлению |
Таким образом, для достижения максимального эффекта при переговорах, для выработки разумных соглашений, для поддержания дружественных отношений с партнерами, следует придерживаться принципиального подхода к ведению деловых переговоров. Переговоры состоят из трех основных стадий, каждая из которых выполняет определенные функции.
Стадия подготовки переговоров содержит следующие аспекты:
формулировка общего подхода к переговорам: целей и задач, стратегии их достижения;
проведение экономических и финансовых расчетов;
подготовка необходимой документации;
определение возможных вариантов решения;
формулировка возможных позиций и их аргументации;
планирование организационных моментов;
определение состава участников переговоров;
выбор места проведения переговоров. Проводить переговоры идеально в специально приспособленных переговорных комнатах. Дверцы мебели, стоящей в этом помещении, должны быть закрыты, на столах не должно находиться лишних документов. Главный элемент переговорной комнаты – стол. Деловой этикет предполагает, что лучший стол для переговоров – круглый или овальный, т.к. любой стол с углами изначально настраивает участников процесса на конфронтацию.
Процесс деловых переговоров (вторая стадия) состоит из трех последовательных этапов:
уточнение интересов и позиций сторон;
обсуждение, предполагающее выработку возможных вариантов решения проблемы;
достижение соглашения.
На первом этапе взаимодействие между оппонентами состоит, прежде всего, в обмене информацией относительно наиболее важных спорных вопросов, интересов сторон, точек зрения и позиций друг друга по имеющейся проблеме. Данный этап имеет существенное значение для формирования атмосферы, в которой проходят переговоры. Если стороны не сумеют наладить нормальные рабочие отношения, то у них вряд ли есть шанс достигнуть каких-либо договоренностей
RШесть элементов, способствующих формированию благоприятного климата в процессе ведения переговоров (Р.Фишер, С.Браун)
Рациональность. Необходимо сохранять спокойствие, даже если другая сторона проявляет эмоции. Любая несдержанность разрушительно действует на взаимоотношения сторон.
Понимание. Постарайтесь понять оппонента. Пренебрежение к его точке зрения ограничивает возможность достижения соглашения.
Общение. Прямые контакты всегда могут быть использованы для улучшения отношений между оппонентами.
Достоверность. Избегайте использования ложной информации.
Отсутствие поучительного тона. Пренебрежительные интонации, менторский тон, безапелляционность высказываний трактуются, как демонстрация превосходства, проявление неуважения.
Открытость для восприятия другой точки зрения. Постарайтесь вникнуть в суть представлений оппонента. Ведь понять точку зрения другого - ещё не значит согласиться с ней. Нетерпимость по отношению к взглядам оппонента – верный путь к разрыву отношений25.
Второй этап ведения переговоров наиболее ответственный и трудный. На этом этапе участники переговоров должны выработать основные параметры совместного решения проблемы.
При этом необходимо соблюдать основные рекомендации (табл. 5.6):
Таблица 5.6
- Этика деловых отношений
- Тема 1. Этика деловых отношений: понятие, сущность, принципы
- 1.1. Понятие, сущность этики деловых отношений
- 1.2. Этические принципы и нормы в деловых отношениях
- 1.3. Виды этики
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- 2.2. Этические принципы, нормы и качества государственного служащего
- 2.3. Нормативное регулирование этики служащего
- Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих
- Общие принципы служебного поведения государственных служащих
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- 3.2. Управленческая этика: взаимоотношения руководителя и подчиненного
- 3.3. Этикет руководителя
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- 4.2. Средства выразительности деловой речи: вербальные и невербальные
- Мимические проявления человека и сопутствующие действия8
- 4.3. Основные техники делового общения: культура дискуссии, делового спора, техника аргументации
- Основные способы этичной аргументации
- Контрприемы в ходе спора10
- 4.4. Публичные выступления и презентации, выступления по радио и телевидению
- 4.5. Особенности деловой (служебной) переписки
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 5. Деловые встречи и переговоры
- 5.1. Правила подготовки и проведения деловой беседы. Этические нормы телефонного разговора
- Роли поведения и тактика ведения беседы17
- Правила деловой беседы18
- Правила телефонного разговора19
- 5.2. Правила проведения собеседования.
- 5.3. Этические особенности проведения переговоров с деловыми партнерами
- Характеристика подходов к ведению переговоров24
- Рекомендации по тактике ведения переговоров26
- 5.4. Правила подготовки и проведения деловых совещаний
- Основные типы участников совещания32
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 6. Внешний облик делового человека
- 6.1. Внешность делового человека
- 6.2. Одежда и аксессуары делового человека
- 6.3. Визитная карточка
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 7. Этикет деловых отношений
- 7.1. Этика приветствий и представлений. Рукопожатие
- Виды рукопожатий44
- Правила приветствия, представления и рукопожатия в различных ситуациях46
- 7.2. Поведение в общественных местах, официальных учреждениях и организациях
- 7.3. Искусство комплимента. Правила вручения подарков
- Разновидности подарков56
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 8. Международный этикет
- 8.1. Понятие международного этикета
- 8.2. Стиль и культура международных протокольных мероприятий
- 8.3. Особенности этикета различных народов
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Заключение
- Приложение
- Тест «Эффективность деловой беседы»60
- Словарь основных понятий
- Библиографический список