7.2. Поведение в общественных местах, официальных учреждениях и организациях
Деловому человеку приходится контактировать с другими людьми в общественных местах: на улице, в транспорте, в ресторанах, в различных учреждениях и организациях, в театре и т.д. Подобное общение регулируется определенным набором правил этикета.
На улице. Прежде всего, на улице предъявляются правила к внешнему виду, как и в других общественных местах (чистая одежда и обувь, опрятная одежда, причесанные волосы и т.д.).
Если случится нечаянно толкнуть в толпе человека, следует обязательно извиниться.
Вопросы типа «Как пройти…?» следует задавать вежливо, за ответы благодарить. На заданный вопрос необходимо ответить четко и ясно, а, если не уверены, лучше, извинившись, откажитесь от ответа.
Неприличным считается горбиться на ходу, сильно размахивать руками, держать руки в карманах (последнее позволительно только в очень холодное время).
Непозволительно курить или есть на ходу. Если в этом возникает потребность, следует отойти в сторону.
Максимальное число идущих в ряд – три человека. На многолюдном тротуаре – два.
В компании двух мужчин женщина идет посередине, если две женщины и мужчина, то справа от него находится старшая, рядом с ней – младшая. Когда женщины равны по возрасту, мужчина занимает место между ними.
В паре с мужчиной женщина занимает место с правой стороны, за исключением военнослужащих, которым необходимо отдавать честь правой рукой.
Сумку необходимо нести так, чтоб не задевать прохожих, зонтик держать в вертикальном положении.
При желании поговорить со встретившимся знакомым необходимо отойти в сторону, чтобы не мешать прохожим.
Неприлично на улице громко свистеть, кричать, показывать пальцем, рассматривать прохожих, оглядываться им вслед.
Хорошо воспитанный человек не только соблюдает правила поведения на улице, но и оказывает помощь людям, которые в ней нуждаются: помогает перейти улицу, спуститься по лестнице пожилому человеку, инвалиду, своей спутнице, женщине с коляской и т.д.47
В транспорте.
Прежде чем войти в транспорт, следует дать возможность выйти пассажирам, ехавшим в нем. Входят, не толкаясь, помогая войти пассажирам, нуждающимся в помощи.
Если мужчина едет с женщиной, он должен пропустить ее вперед.
Войдя в транспорт, не нужно останавливаться у входа, необходимо пройти в салон. Те, кто едет до первой или второй остановки, заходят последними.
Воспитанный человек всегда уступит место пожилому, пассажиру с детьми, женщине. Сумки и рюкзаки необходимо снимать с плеч и держать так, чтоб не мешать остальным пассажирам
Нельзя громко разговаривать, навязывать свои разговоры попутчикам.
При кашле следует закрывать рот платком или рукой.
При выходе мужчина выходит первым и подает женщине руку. Так же необходимо поступать молодым людям по отношению к пожилым.
При посадке в такси, мужчина должен открыть дверь женщине или другому уважаемому лицу. Женщине предоставляется ближняя к тротуару сторона заднего сиденья. Мужчина садится рядом с женщиной.
Если пассажирами такси являются две женщины и мужчина, женщины садятся на заднее сиденье, а мужчина на переднее.
При поездке в такси одного человека, приемлемым является место возле водителя.
В театре, кинотеатре, на концерте. Нахождение в культурно-просветительном учреждении требует особо тщательного выполнения правил этикета. Основное правило при посещении подобных общественных заведений – не мешать людям отдыхать, получать удовольствие от игры актеров, музыкантов, сюжетом спектакля или кинофильма. Следует также соблюдать ряд правил поведения в местах культурного отдыха:
Одеваться в театр, на концерт необходимо нарядно, верхнюю одежду снимают в гардеробе. Исключение может составлять только кинотеатр.
На подобные мероприятия, как и на деловую встречу, нельзя опаздывать. Если же это случится, необходимо сесть на ближайшие свободные места или обратиться к дежурной.
Проходить по ряду на свое место необходимо лицом к зрителям и ни в коем случае спиной.
Мужчина обязательно снимает головной убор, женщина может оставить его при условии, что он не мешает зрителям, сидящим позади нее.
Во время концерта, спектакля, кинофильма не следует есть, разговаривать, шуметь.
Если спектакль или концерт не нравится, не следует обсуждать это во время действия. Уходить можно лишь по окончании зрелища или во время антракта.
После окончания действия, следует дождаться закрытия занавеса и выхода актеров к зрителям и лишь затем спокойно уйти48.
Культура застолья.
Деловое общение включает беседы не только за столом совещаний и переговоров, но и обсуждение вопросов на деловых приемах в сочетании с застольем.
Различают следующие виды приемов:
Завтрак – устраивается в промежутке времени между 12.00 и 15.00. Меню завтрака, как правило, состоит из одного-двух блюд холодной закуски, одного горячего рыбного блюда, одного горячего мясного блюда и десерта. После завтрака подаются кофе или чай. Форма одежды обычно указывается в приглашении.
Второй завтрак – ланч – совпадает по времени с завтраком дипломатического протокола. Меню обычно включает одну-две холодные закуски, два горячих блюда, десерт. Перед ланчем можно подать апперетив.
Прием «Бокал шампанского» - начинается в 12.00 и продолжается около часа. Это наиболее простая форма приема, не требующая особой подготовки. Проводится он стоя. К шампанскому или вину подают маленькие бутерброды, пирожные, орешки, а также кофе, чай, печенье, конфеты.
Чай – устраивается между 16.00 и 18.00. Накрывается один или несколько столиков, подаются кондитерские или булочные изделия, фрукты, десертные и сухие вина, соки, воды. Форма одежды повседневная.
Рис.7.1. Сервировка чайного (кофейного) стола на одного человека: 1 - кофейная (или чайная) чашка с блюдцем; 2 - чайная ложка; 3 - тарелка для пирожных; 4 - салфетка; 5 - вилка десертная; 6 - ложка для пирожных; 7 - фужер; 8 - рюмка для ликера или десертного вина; 9 - бокал для шампанского или коньяка
Приемы типа «жур фикс» устраиваются один раз в неделю в один и тот же день и час в течение всего осенне-зимнего сезона. Приглашения высылаются один раз и действуют на протяжении всего сезона. По времени проведения и форме одежды не отличаются от чая. Иногда носят характер музыкальных или литературных вечеров.
Приемы типа коктейль или фуршет. Устраиваются от 17.00 до 20.00 и длятся около двух часов. Предлагаются различные холодные закуски, кондитерские изделия и фрукты. Гости, подойдя к столу, кладут на руку салфетку, на нее ставят тарелку, накладывают в тарелку еду и, отойдя в сторону, едят. Спиртное либо расставляется на столиках, либо разносятся официантами. Форма одежды зависит от конкретного случая и может быть указана в приглашении. На коктейле подают больше еды и напитков. Вилками на коктейле не пользуются, их заменяют деревянные палочки или маленькие вилочки.
Обед. Меню обеда отличается от меню завтрака тем, что после холодных закусок подается суп. К холодным закускам подается охлажденная водка или настойка, к рыбному блюду – сухое белое вино, к мясному блюду – сухое красное вино, к десерту – шампанское, к кофе – коньяк или ликер. Форма одежды – торжественная.
Ужин. Начинается в 21.00. Форма одежды – парадная. Отличается от обеда лишь временем проведения.
Р ис. 7.2. Полная сервировка стола на одного человека во время обеда и ужина: 1 - перечница; 2 - солонка; 3 -вилка десертная; 4 - нож десертный; 5 - фужер; 6 - бокал для шампанского; 7 - рюмка для красного вина; 8 - рюмка для белого вина; 9 - рюмка для водки; 10 - тарелка хлебная; 11 - нож для масла; 12 - вилка закусочная; 13 - вилка рыбная; 14 - вилка столовая; 15 - тарелка подставочная; 16 - салфетка полотняная; 17 - нож столовый; 18 - нож рыбный; 19 - ложка столовая; 20 - нож закусочный
Вечерний прием «а ля фуршет». Устраивается в особо торжественных случаях. Начинается в 200.00 или позднее. Угощение такое же, как на приеме типа коктейль или фуршет, только обильнее. Форма одежды - парадная49.
Существуют общие правила поведения за столом:
Не следует садиться за стол, пока не сядут дамы или пока хозяева не пригласят занять место.
Не следует знакомить людей за столом.
Мужчине следует ухаживать за дамой, сидящей рядом, особенно по правую руку, независимо то того, знаком ли он с ней.
Не следует сидеть слишком близко к столу или слишком далеко от него.
Когда хозяйка пожелает приятного аппетита, можно приступать к еде.
Не нагибайтесь над тарелкой, держитесь прямо.
Когда едят второе, хлеб надо ломать, с первым блюдом хлеб кусают от целого куска.
Не следует намазывать маслом целый кусок хлеба, его надо ломать на кусочки и мазать.
Нельзя есть с ножа.
Не следует просить добавки.
За столом нельзя пользоваться зубочисткой.
Не следует показывать вида, если какое-то блюдо не нравится, лучше его просто не есть.
После еды бумажную салфетку сворачивают и кладут на тарелку, а матерчатую – рядом с тарелкой.
Когда хозяйка откладывает свою салфетку в сторону – это значит, что обед закончен.
Общее блюдо берут левой рукой, правой накладывают из него в свою тарелку. Прежде чем накладывать себе, предложите соседям.
Нож при еде держат в правой руке, вилку в левой. Ножом только режут еду и придерживают ее, но не накладывают на вилку.
При помощи столового ножа едят мясо, оладьи, блины.
Для рыбы подают специальный нож.
Мясо птицы можно есть руками тогда, когда оно с мелкими косточками и к блюду поданы влажные салфетки или полоскательницы. Косточки птицы не выплевывают на тарелку. Их кладут на вилку, затем в тарелку.
Сваренные вкрутую яйца режут ножом на части и едят вилкой. Яйца всмятку подаются в специальной подставочной рюмке.
Необходимо быть осторожным со спиртным. Лучше слегка пригублять, пить маленькими глотками в небольших количествах.
По окончании трапезы и во время перерыва столовые приборы следует оставить следующим образом:
Общение в неформальной обстановке часто дает значительный эффект, люди знакомятся, устанавливаются первичные контакты. Необходимо выполнять правила поведения на подобных мероприятиях, чтобы произвести на партнеров (в том числи и потенциальных) благоприятное впечатление хорошо воспитанного человека.
В государственных и негосударственных административных учреждениях.
Культурный человек в любой ситуации ведет себя в учреждении учтиво, корректно, вежливо и с достоинством.
Необходимо, прежде всего, подготовиться к визиту в официальное учреждение или в организацию. Перед посещением учреждения необходимо четко сформулировать для себя цель визита, предмет беседы с руководителем или другим должностным лицом. Продумать план беседы, подготовить необходимые документы и заранее договорится о встрече. Также заранее необходимо уточнить адрес, вид транспорта, просчитать время, которое необходимо затратить на дорогу. Это необходимо для того, чтобы прибыть на место за несколько минут до назначенной встречи.
Большое значение играет поведение посетителя в первые несколько минут посещения учреждения, его общение с вахтером, дежурным, администратором. Войдя в помещение, не хлопают дверью и не оставляют ее распахнутой. Воспитанный человек обязательно поздоровается с вахтером или другим дежурным лицом, находящимся в вестибюле. По требованию дежурного необходимо предъявить пропуск или иные документы, удостоверяющие личность.
Часто в учреждениях приходится пользоваться лифтом. Существуют специальные правила поведения в лифте, особенно это касается официальных учреждений. Если у лифта стоят люди, с ними необходимо поздороваться. Первым в лифт входит мужчина, придерживая двери, а затем могут войти женщина или ребенок. Входя в лифт, в котором находятся сотрудники организации, необходимо поздороваться с ними. Ни в коем случае нельзя вставать к ним спиной, даже в переполненном лифте. Выходить из лифта мужчина должен последним. Пропустив вперед женщин и детей (исключение: мужчина вошел последним и. чтобы не мешать выходить остальным пассажирам, мужчине следует выйти первым).
Придя в приемную, необходимо доложить секретарю о своем приходе, назвав свое имя, фамилию и цель визита. Посетитель, входящий в комнату учреждения, где сидят несколько человек, не должен стучать. Необходимо тихо или поклоном поприветствовать присутствующих и подойти к нужному сотруднику. Если посетитель не знает его в лицо, необходимо спросить у сидящего ближе к двери, за каким столом он сидит. Видя, что работник пишет, считает или проверяет документы, следует подождать, пока он освободиться, и только тогда обратиться к нему.
Прежде чем войти в отдельный кабинет, лучше постучать, а затем, войдя в комнату, спросить: «Разрешите?», «К вам можно?» Входя в кабинет, не следует протискиваться в узкую щель или, наоборот, распахивать широко дверь. Первое будет воспринято как неуверенность в себе, а второе как бесцеремонность. Посетитель не должен первым протягивать руку для рукопожатия. Помните, что рукопожатие – это ваша визитная карточка (см. тему 7.1.). Если цель посещения учреждения – завязывание деловых отношений, необходимо призвать на помощь наблюдательность, чуткость, стараться улавливать нюансы в поведении партнера, учитывать его особенности.
Если по учреждению идут с сопровождающим, то он идет рядом или чуть впереди гостя. В освещенную комнату вперед пропускают гостя, в неосвещенную заходят сами. При встрече или беседе в коридоре занимают такое положение, чтобы не мешать идущим людям.
Приходя в учреждение перед закрытием, необходимо считаться с тем, что у работников день нормирован и они имеют право на отдых.
Во многих учреждениях, прежде чем решить какой-либо вопрос, необходимо дождаться своей очереди. Хорошо воспитанный человек не проигнорирует очередь и не войдет в кабинет, проигнорировав тех, кто терпеливо ждет. В то же время он пропустит инвалида, пожилого человека, женщину с маленьким ребенком.
Если у стоящего впереди посетителя длинный разговор, а у вас минутный, можно, извинившись, прервать его и попросить решить свой вопрос. Если вас неправильно поняли, следует спокойно повторить вопрос или просьбу, ни в коем случае не нервничать, сохранять учтивость, терпение и тактичность.
Общение посетителя и должностного лица должно быть корректным. Чем вежливей будет посетитель, тем более приветливый прием его ждет. Не следует забывать о таких словах как «пожалуйста», «благодарю», «извините». Даже если вопрос решен не в пользу посетителя, не следует громко хлопать дверью и выказывать свое раздражение иным способом.
Все вышеперечисленные правила не означают, что посетитель должен занимать позицию «униженного просящего», его право – требовать соблюдения законности, добросовестного соблюдения обязанностей должностным лицом, но все это следует делать спокойно, корректно, тактично50.
Задание 7.2.1. Представьте ситуацию: вы находитесь в отделе социальной защиты и не знаете, к какому специалисту обратиться со своей проблемой. Опишите ваши действия.
Задание 7.2.2. Оцените этичность действий персонажей в следующих ситуациях:
Пожилая дама просит молодого человека уступить ей место в автобусе
Во время спектакля ваш сосед общается по сотовому телефону
По тротуару идут 3 человека в ряд
Задание 7.2.3. Обозначьте на схеме расположение столовых приборов после окончания трапезы
- Этика деловых отношений
- Тема 1. Этика деловых отношений: понятие, сущность, принципы
- 1.1. Понятие, сущность этики деловых отношений
- 1.2. Этические принципы и нормы в деловых отношениях
- 1.3. Виды этики
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- 2.2. Этические принципы, нормы и качества государственного служащего
- 2.3. Нормативное регулирование этики служащего
- Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих
- Общие принципы служебного поведения государственных служащих
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- 3.2. Управленческая этика: взаимоотношения руководителя и подчиненного
- 3.3. Этикет руководителя
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- 4.2. Средства выразительности деловой речи: вербальные и невербальные
- Мимические проявления человека и сопутствующие действия8
- 4.3. Основные техники делового общения: культура дискуссии, делового спора, техника аргументации
- Основные способы этичной аргументации
- Контрприемы в ходе спора10
- 4.4. Публичные выступления и презентации, выступления по радио и телевидению
- 4.5. Особенности деловой (служебной) переписки
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 5. Деловые встречи и переговоры
- 5.1. Правила подготовки и проведения деловой беседы. Этические нормы телефонного разговора
- Роли поведения и тактика ведения беседы17
- Правила деловой беседы18
- Правила телефонного разговора19
- 5.2. Правила проведения собеседования.
- 5.3. Этические особенности проведения переговоров с деловыми партнерами
- Характеристика подходов к ведению переговоров24
- Рекомендации по тактике ведения переговоров26
- 5.4. Правила подготовки и проведения деловых совещаний
- Основные типы участников совещания32
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 6. Внешний облик делового человека
- 6.1. Внешность делового человека
- 6.2. Одежда и аксессуары делового человека
- 6.3. Визитная карточка
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 7. Этикет деловых отношений
- 7.1. Этика приветствий и представлений. Рукопожатие
- Виды рукопожатий44
- Правила приветствия, представления и рукопожатия в различных ситуациях46
- 7.2. Поведение в общественных местах, официальных учреждениях и организациях
- 7.3. Искусство комплимента. Правила вручения подарков
- Разновидности подарков56
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 8. Международный этикет
- 8.1. Понятие международного этикета
- 8.2. Стиль и культура международных протокольных мероприятий
- 8.3. Особенности этикета различных народов
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Заключение
- Приложение
- Тест «Эффективность деловой беседы»60
- Словарь основных понятий
- Библиографический список