5.2. Правила проведения собеседования.
Собеседование является наиболее широко применяемым методом отбора кадров. Основная цель отборочного собеседования – это получение ответов на вопросы: сможет ли кандидат выполнять данную работу, заинтересован ли в ней, подходит ли для нее. Поэтому собеседование необходимо сконцентрировать на вопросах, имеющих отношение к данной работе. Основная цель интервьюера – получить информацию, поэтому необходимо сделать так, чтобы 70% времени говорил кандидат, а 30% времени – интервьюер. Это требует умения формулировать вопросы. При проведении собеседования необходимо сделать так, чтобы претендент говорил именно о том, о чем вы хотите, т.е. вторым необходимым умением является умение контролировать ход собеседования. Далее, вам необходимо адекватно воспринимать услышанное, уметь запоминать и анализировать полученную информацию, т.е. вы должны обладать умением слушать. И, наконец, еще одним требованием является умение составлять суждение.
Для того чтобы расположить к себе интервьюируемого, получить от него как можно больше необходимой информации, следует соблюдать ряд правил:
задавая вопрос или заканчивая реплику, смотрите собеседнику прямо в глаза и улыбайтесь;
не прерывайте говорящего;
не делайте длинных пауз;
высказывайте свое одобрение поощрительными возгласами или мимикой или выражайте несогласие;
чтобы остановить интервьюируемого, необходимо смотреть в сторону, наклониться вперед и положить руки перед собой;
время от времени меняйте тему разговора.
Существует несколько типичных ошибок при проведении отборочного собеседования, которые необходимо избегать:
зачастую мнение о претенденте складывается уже в самом начале собеседования и ходе дальнейшего собеседования интервьюер ищет подтверждения своего мнения вместо получения объективной информации;
на интервьюера значительно большее влияние оказывает отрицательная, а не положительная информация о претенденте;
резюме претендента и его внешний вид могут оказать причиной предубеждения;
интервьюер не понимает истинную суть и взгляды говорящего, не умеет расшифровывать невербальные жесты;
интервьюер не учитывает влияние собственных невербальных сигналов, собственной мимики на интервьюируемого.
После того как вы убедитесь, что собрали всю необходимую информацию, необходимо предоставить претенденту возможность задать вам вопросы, касающиеся предлагаемой работы и условий.
Собранная в ходе собеседования информация представляет собой беспорядочную массу впечатлений, поэтому необходимо незамедлительно обработать результаты интервью. При принятии решения необходимо ответить на три вопроса:
Сможет ли кандидат выполнять данную работу?
Заинтересован ли претендент в данной работе?
Подходит ли претендент для данной работы?
Ответ на третий вопрос особенно важен в случае, если имеется несколько претендентов с одинаковой квалификацией и мотивацией. Критериями для ответа на третий вопрос могут служить: внешний вид, одежда, личностные качества, поведение, манеры и др.21
Существуют также определенные правила для того, кто собирается на собеседование с целью трудоустройства. Доказано, что 90% информации о человеке формируется в первые 20 секунд общения с ним. В дальнейшем бывает очень сложно изменить сложившееся впечатление. Для того чтобы преподнести себя с наилучшей стороны, следует обратить внимание на некоторые моменты.
Пунктуальность. Опоздание недопустимо, поскольку свидетельствует о вашей безответственности.
Деловой имидж, аккуратность, опрятность. Рекомендуется заранее продумать свой костюм. Неряшливая или неподходящая одежда наводят на мысль о вашей деловой некомпетентности.
Достоинство и доброжелательность. В кабинет следует входить смело, с достоинством, без лишней осторожности, сразу улыбнуться и поздороваться.
По окончании собеседования, необходимо поблагодарить за внимание, тепло попрощаться22.
Задание 5.2.1. Вспомните какое-либо интервью из вашего опыта. Какие ошибки были допущены сторонами при его проведении?
Задание 5.2.2. Составьте план проведения собеседования с претендентами на должность офис-менеджера.
- Этика деловых отношений
- Тема 1. Этика деловых отношений: понятие, сущность, принципы
- 1.1. Понятие, сущность этики деловых отношений
- 1.2. Этические принципы и нормы в деловых отношениях
- 1.3. Виды этики
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- 2.2. Этические принципы, нормы и качества государственного служащего
- 2.3. Нормативное регулирование этики служащего
- Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих
- Общие принципы служебного поведения государственных служащих
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- 3.2. Управленческая этика: взаимоотношения руководителя и подчиненного
- 3.3. Этикет руководителя
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- 4.2. Средства выразительности деловой речи: вербальные и невербальные
- Мимические проявления человека и сопутствующие действия8
- 4.3. Основные техники делового общения: культура дискуссии, делового спора, техника аргументации
- Основные способы этичной аргументации
- Контрприемы в ходе спора10
- 4.4. Публичные выступления и презентации, выступления по радио и телевидению
- 4.5. Особенности деловой (служебной) переписки
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 5. Деловые встречи и переговоры
- 5.1. Правила подготовки и проведения деловой беседы. Этические нормы телефонного разговора
- Роли поведения и тактика ведения беседы17
- Правила деловой беседы18
- Правила телефонного разговора19
- 5.2. Правила проведения собеседования.
- 5.3. Этические особенности проведения переговоров с деловыми партнерами
- Характеристика подходов к ведению переговоров24
- Рекомендации по тактике ведения переговоров26
- 5.4. Правила подготовки и проведения деловых совещаний
- Основные типы участников совещания32
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 6. Внешний облик делового человека
- 6.1. Внешность делового человека
- 6.2. Одежда и аксессуары делового человека
- 6.3. Визитная карточка
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 7. Этикет деловых отношений
- 7.1. Этика приветствий и представлений. Рукопожатие
- Виды рукопожатий44
- Правила приветствия, представления и рукопожатия в различных ситуациях46
- 7.2. Поведение в общественных местах, официальных учреждениях и организациях
- 7.3. Искусство комплимента. Правила вручения подарков
- Разновидности подарков56
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 8. Международный этикет
- 8.1. Понятие международного этикета
- 8.2. Стиль и культура международных протокольных мероприятий
- 8.3. Особенности этикета различных народов
- Контрольные вопросы
- Библиографический список Список основной литературы
- Список дополнительной литературы
- Заключение
- Приложение
- Тест «Эффективность деловой беседы»60
- Словарь основных понятий
- Библиографический список