9.1. Сущность, содержание и задачи менеджмента на предприятии
При переходе экономики на рыночные механизмы хозяйствованиянаряду с термином «управление» стал активно применяться термин«менеджмент», который используется как синоним управленияпредприятием.
Энциклопедический словарь определяет управление как функциюорганизованных систем любой природы (биологических, технических,социальных). Менеджмент отождествляется с людьми и являетсяатрибутом исключительно социальных систем и их разновидностей(социально-технических, социально-экономических).
Менеджмент —это управление социально-экономическими исоциально-техническими системами для получения конкретногорезультата.
Содержание понятия «менеджмент», как правило, рассматривают стрех позиций:
1) наука и практика управления;
2) организация управления предприятием;
3) процесс принятия управленческих решений.
Как наука менеджмент раскрывает природу управленческого труда,причинно-следственные связи, факторы и условия совместного трудалюдей; изучает экономические отношения в сфере производства,распределения и обмена материальных и нематериальных благ, базируетсяна познании и использовании экономических законов и закономерностей.
Менеджмент как практика управления охватывает весь процесспроизводства и обмена и включает: управление производством,управление маркетингом, управление финансовой деятельностью,управление кадрами, учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности.Данные вопросы составляют предмет учебных дисциплин поменеджменту, входят в учебные программы, рассматриваются на примерахконкретных ситуаций. Здесь прослеживается прямая связь теории ипрактики.
Менеджмент как организация управления предполагает наличиеструктуры, в рамках которой проводятся сознательно координируемыемероприятия, направленные на достижение общих целей.
Организационной структурой системы управления предприятиемназывается состав подсистем или элементов системы, каждому из которыхсоответствует определенная функция, а также организация связей иотношений между подсистемами или элементами системы.
Выделение подразделений предприятия основано на различии видовдеятельности.
Организационная структура системы управления предприятиемсостоит из органов управления протекающими процессами и органовуправления предприятием в целом (органов общего управления).
Организационная структура системы управления предприятиемможет быть линейной, функциональной, линейно-функциональной,проектной, матричной.
Линейная структура имеет несколько уровней руководства.Подразделения подчиняются одному вышестоящему органу управления.Данный орган самостоятельно выполняет управленческие функции.Структура характерна для производственных подразделений.
Разделение труда в системе управления обеспечиваетфункциональная организационная структура. Руководители имеютраспорядительные права в рамках компетенции. Функциональные органыв пределах фиксированных функций управления передают подразделениямобязательные для них решения. Подразделения действуют по командамнепосредственных руководителей и указаниям функциональных органов.
Линейно-функциональная структура управления объединяет в себелинейную и функциональную. Особенность такой структуры в том, чтофункциональные органы принимают участие в постановке задач,подготовке решений. Они помогают линейному руководителю вреализации функций управления.
Проектная структура системы управления на предприятии создаетсядля решения конкретной задачи. Ее особенность в том, что исполнители повсем сферам деятельности предприятия непосредственно подчиненыруководителю проекта, и это временная структура. Когда проект завершен,команда исполнителей распадается.
Блок-схемы структур, напоминающие решетку, называютсяматричными организационными структурами. При матричной организациичлены проектной группы подчиняются руководителю проекта ируководителям функциональных отделов, в которых они работают.Руководитель проекта обладает проектными полномочиями и отвечает заинтеграцию всех видов деятельности и ресурсов, относящихся к проекту.
В современных условиях получили распространениедивизиональные организационные структуры управления предприятиями.В соответствии с дивизиональной организационной структурой делениепредприятия на элементы и блоки происходит по видам товаров или услуг,группам покупателей или географическим регионам. Соответственновыделяют: продуктовую, организационную, ориентированную напотребителя структуры, структуру предприятия по территориальномупринципу.
Линейные, функциональные и линейно-функциональныеорганизационные структуры управления предприятием называютбюрократическими, или механическими. Характерной их чертой являетсявысокая централизация в управлении.
Проектные, матричные, дивизиональные организационныеструктуры управления называются адаптивными, или органическими. Ихможно быстро модифицировать в соответствии с изменениямиокружающей среды и потребностями самих предприятий.
Менеджмент как процесс принятия управленческих решений связанс тем, что любая ситуация, возникающая в процессе управления, требуетот руководителя принятия решений, в том числе связанных с изменениемцелей и программы действий на всех уровнях управления. Всякоеуправленческое решение —результат обратной связи с рынком и другимиэлементами внешней среды.
Управленческие решения принимаются на основе информации,получаемой и обрабатываемой в процессе подготовки решений, и должнысодержать ответ на вопрос: как реализовать принятое решение ипроконтролировать его выполнение?
Рассмотрение принимаемого решения с точки зрения лиц,отвечающих за доведение решений до исполнителей, и лиц,обеспечивающих контроль исполнения, заставляет менеджера не тольковыбирать меры воздействия и средства контроля, но и рассматриватьварианты решений в отношении их практической осуществимости вданной конкретной обстановке.
Анализ информации и принятие на ее основе управленческихрешений составляют технологию менеджмента.
Процесс функционирования системы управления включает работу поее совершенствованию и рационализации способов принятия решения.
Таким образом, главной целью менеджмента является управление,ориентированное на успешную деятельность, присущее каждойорганизации и отдельно взятому человеку.
Основными задачами менеджмента являются:
1) организация производства товаров и услуг с учетом спросапотребителей;
2) использование работников, обладающих высокой квалификацией;
3) стимулирование сотрудников организации путем создания для нихкомфортных условий труда и системы его оплаты;
4) определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
5) разработка стратегии развития организации и реализация;
6) определение целей развития организации;
7) выработка системы мероприятий для достижения намеченныхцелей;
8) осуществление контроля за эффективностью деятельностиорганизации, за выполнением поставленных задач.
- Тема 1. Системные основы организации производства... 5
- Тема 2. Организация производственного процесса вовремени и в пространстве................................................................ 16
- Тема 3. Организация поточного производства ................... 35
- Тема 4. Система управления качеством.................................. 43
- Тема 5. Инфраструктура предприятия........................................ 54
- Тема 6. Система создания и освоения новой продукции...................................................................................................................... 85
- Тема 7. Технико-экономическое планирование............... 103
- Тема 8. Оперативно-производственное планирование напредприятии........................................................................................... 118
- Тема 9. Сущность и структура управления предприятием....................................................................................................................... 127
- Тема 10. Управление трудовым коллективом ..................... 138
- Тема 1. Системные основы организации производства
- 1.1. Понятие производственного предприятия
- 1.2. Виды предприятий
- 1.3. Структура производственного предприятия
- 1.4. Внешняя среда предприятий
- Тема 2. Организация производственного процесса вовремени и в пространстве
- 2.1. Понятие производственного процесса
- 2.2. Структура производства
- 2.3. Виды производственных процессов
- 2.4. Принципы рациональной организации производства
- 2.5. Понятие производственного цикла
- 2.6. Генеральный план предприятия
- Тема 3. Организация поточного производства
- 3.1. Методы организации производства
- 3.2. Особенности поточного производства
- 3.3. Автоматизация производственных процессов
- Тема 4. Система управления качеством
- 4.1. Понятие качества
- 4.2. Показатели качества
- 4.3. Понятиесертификации
- 4.4. Организациятехнического контроля на предприятии
- Тема 5. Инфраструктура предприятия
- 5.1. Организация материально-технического обеспечения
- 5.2. Организация инструментального хозяйства
- 5.3. Организация ремонтного хозяйства
- 5.4. Организация энергетического хозяйства
- 5.5. Организация транспортного хозяйства
- 5.6. Организация складского хозяйства
- Тема 6. Система создания и освоения новой продукции
- 6.1. Организация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
- 6.2. Организация конструкторской и технологической подготовки производства
- 6.3. Организационно-экономическая подготовка производства
- 6.4. Организация процессов освоения производства новой продукции
- Тема 7. Технико-экономическое планирование
- 7.1. Организация сбыта продукции предприятия
- 7.2. Структура и основные функции службы сбыта
- 7.3. Планирование производства и продажи продукции
- 7.4. Оценка рынков сбыта и конкурентов
- 7.5. Риски и неопределенность при разработке и реализации планов
- 7.6. Финансовое планирование на предприятии
- Тема 8. Оперативно-производственное планирование напредприятии
- 8.1. Задачи и функции опп
- 8.2. Организация опп на предприятии
- 8.3. Структура опп
- 8.4. Виды производственного планирования
- Тема 9. Сущность и структура управления предприятием
- 9.1. Сущность, содержание и задачи менеджмента на предприятии
- 9.2. Методы и технологии управления предприятием
- Тема 10. Управление трудовым коллективом
- 10.1. Кадры управления предприятием
- 10.2. Стиль управления
- 10.3 Технология разработки и оценка эффективности управленческого решения
- 10.4. Требования к руководителю
- 10.5. Автоматизация управления предприятием