logo search
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА И УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТ

9.1. Сущность, содержание и задачи менеджмента на предприятии

При переходе экономики на рыночные механизмы хозяйствованиянаряду с термином «управление» стал активно применяться термин«менеджмент», который используется как синоним управленияпредприятием.

Энциклопедический словарь определяет управление как функциюорганизованных систем любой природы (биологических, технических,социальных). Менеджмент отождествляется с людьми и являетсяатрибутом исключительно социальных систем и их разновидностей(социально-технических, социально-экономических).

Менеджмент —это управление социально-экономическими исоциально-техническими системами для получения конкретногорезультата.

Содержание понятия «менеджмент», как правило, рассматривают стрех позиций:

1) наука и практика управления;

2) организация управления предприятием;

3) процесс принятия управленческих решений.

Как наука менеджмент раскрывает природу управленческого труда,причинно-следственные связи, факторы и условия совместного трудалюдей; изучает экономические отношения в сфере производства,распределения и обмена материальных и нематериальных благ, базируетсяна познании и использовании экономических законов и закономерностей.

Менеджмент как практика управления охватывает весь процесспроизводства и обмена и включает: управление производством,управление маркетингом, управление финансовой деятельностью,управление кадрами, учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности.Данные вопросы составляют предмет учебных дисциплин поменеджменту, входят в учебные программы, рассматриваются на примерахконкретных ситуаций. Здесь прослеживается прямая связь теории ипрактики.

Менеджмент как организация управления предполагает наличиеструктуры, в рамках которой проводятся сознательно координируемыемероприятия, направленные на достижение общих целей.

Организационной структурой системы управления предприятиемназывается состав подсистем или элементов системы, каждому из которыхсоответствует определенная функция, а также организация связей иотношений между подсистемами или элементами системы.

Выделение подразделений предприятия основано на различии видовдеятельности.

Организационная структура системы управления предприятиемсостоит из органов управления протекающими процессами и органовуправления предприятием в целом (органов общего управления).

Организационная структура системы управления предприятиемможет быть линейной, функциональной, линейно-функциональной,проектной, матричной.

Линейная структура имеет несколько уровней руководства.Подразделения подчиняются одному вышестоящему органу управления.Данный орган самостоятельно выполняет управленческие функции.Структура характерна для производственных подразделений.

Разделение труда в системе управления обеспечиваетфункциональная организационная структура. Руководители имеютраспорядительные права в рамках компетенции. Функциональные органыв пределах фиксированных функций управления передают подразделениямобязательные для них решения. Подразделения действуют по командамнепосредственных руководителей и указаниям функциональных органов.

Линейно-функциональная структура управления объединяет в себелинейную и функциональную. Особенность такой структуры в том, чтофункциональные органы принимают участие в постановке задач,подготовке решений. Они помогают линейному руководителю вреализации функций управления.

Проектная структура системы управления на предприятии создаетсядля решения конкретной задачи. Ее особенность в том, что исполнители повсем сферам деятельности предприятия непосредственно подчиненыруководителю проекта, и это временная структура. Когда проект завершен,команда исполнителей распадается.

Блок-схемы структур, напоминающие решетку, называютсяматричными организационными структурами. При матричной организациичлены проектной группы подчиняются руководителю проекта ируководителям функциональных отделов, в которых они работают.Руководитель проекта обладает проектными полномочиями и отвечает заинтеграцию всех видов деятельности и ресурсов, относящихся к проекту.

В современных условиях получили распространениедивизиональные организационные структуры управления предприятиями.В соответствии с дивизиональной организационной структурой делениепредприятия на элементы и блоки происходит по видам товаров или услуг,группам покупателей или географическим регионам. Соответственновыделяют: продуктовую, организационную, ориентированную напотребителя структуры, структуру предприятия по территориальномупринципу.

Линейные, функциональные и линейно-функциональныеорганизационные структуры управления предприятием называютбюрократическими, или механическими. Характерной их чертой являетсявысокая централизация в управлении.

Проектные, матричные, дивизиональные организационныеструктуры управления называются адаптивными, или органическими. Ихможно быстро модифицировать в соответствии с изменениямиокружающей среды и потребностями самих предприятий.

Менеджмент как процесс принятия управленческих решений связанс тем, что любая ситуация, возникающая в процессе управления, требуетот руководителя принятия решений, в том числе связанных с изменениемцелей и программы действий на всех уровнях управления. Всякоеуправленческое решение —результат обратной связи с рынком и другимиэлементами внешней среды.

Управленческие решения принимаются на основе информации,получаемой и обрабатываемой в процессе подготовки решений, и должнысодержать ответ на вопрос: как реализовать принятое решение ипроконтролировать его выполнение?

Рассмотрение принимаемого решения с точки зрения лиц,отвечающих за доведение решений до исполнителей, и лиц,обеспечивающих контроль исполнения, заставляет менеджера не тольковыбирать меры воздействия и средства контроля, но и рассматриватьварианты решений в отношении их практической осуществимости вданной конкретной обстановке.

Анализ информации и принятие на ее основе управленческихрешений составляют технологию менеджмента.

Процесс функционирования системы управления включает работу поее совершенствованию и рационализации способов принятия решения.

Таким образом, главной целью менеджмента является управление,ориентированное на успешную деятельность, присущее каждойорганизации и отдельно взятому человеку.

Основными задачами менеджмента являются:

1) организация производства товаров и услуг с учетом спросапотребителей;

2) использование работников, обладающих высокой квалификацией;

3) стимулирование сотрудников организации путем создания для нихкомфортных условий труда и системы его оплаты;

4) определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

5) разработка стратегии развития организации и реализация;

6) определение целей развития организации;

7) выработка системы мероприятий для достижения намеченныхцелей;

8) осуществление контроля за эффективностью деятельностиорганизации, за выполнением поставленных задач.