logo
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА И УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТ

4.2. Показатели качества

Качество продукции определяется такими понятиями, как«характеристика», «свойство» и «качество».

Характеристика – это взаимосвязь зависимых и независимыхпеременных, выраженная в виде текста, таблицы, математическойформулы, графика. Описывается, как правило, функционально.

Свойство продукции представляет собой объективную особенностьпродукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации илипотреблении.

Качество продукции формируется на всех этапах ее жизненногоцикла. Свойство продукции выражается показателями качества, т.е.количественными характеристиками одного или нескольких свойствпродукции, входящих в качество и рассматриваемых применительно копределенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления.

В зависимости от роли, выполняемой при оценке, различаютклассификационные и оценочные показатели. Классификационныепоказатели характеризуют принадлежность продукции к определеннойгруппе в системе классификации и определяют назначение, типоразмер,область применения и условия использования продукции.

Классификационные показатели используются на исходных этапах оценкикачества продукции для формирования групп аналогов оцениваемойпродукции. В оценке качества продукции эти показатели, как правило, неучаствуют.

Оценочные показатели количественно характеризуют те свойства,которые образуют качество продукции как объекта производства ипотребления или эксплуатации. Они используются для нормированиятребований к качеству, оценки технического уровня при разработкестандартов, проверки качества при контроле, испытаниях и сертификации.

Оценочные показатели разделяют на функциональные,ресурсосберегающие и природоохранные.

1. Функциональные показатели характеризуют свойства,определяющие функциональную пригодность продукции удовлетворятьзаданные потребности. Они объединяют показатели функциональнойпригодности, надежности, эргономичности и эстетичности:

1.1. показатели функциональной пригодности характеризуюттехническую сущность продукции, свойства, определяющие способностьпродукции выполнять свои функции в заданных условиях использованияпо назначению (например, единичные показатели – грузоподъемность,вместимость и водонепроницаемость, комплексные – калорийность,производительность);

1.2. показатели надежности продукции характеризуют ееспособность сохранять во времени (в установленных пределах) значениявсех заданных показателей качества при соблюдении заданных режимов иусловий применения, технического обслуживания, ремонта, хранения итранспортировки. Единичными показателями надежности являютсяпоказатели безотказности, ремонтопригодности, долговечности исохраняемости, комплексными (обеспечивающими несколько свойств) –безотказность и восстанавливаемость:

– показатели безотказности характеризуют свойства техническисложных товаров (фотоаппаратов, киноаппаратов, телевизоров,стиральных машин и др.) сохранять работоспособность в течениенекоторого времени (например, коэффициент техническогоиспользования);

– показатели ремонтопригодности характеризуют свойствапродукции, заключающиеся в приспособленности к предупреждению иобнаружению причин повреждений и их устранению (например, средняяпродолжительность ремонта и средняя трудоемкость техническогообслуживания);

– показатели долговечности характеризуют свойства продукциисохранять работоспособность до наступления предельного состояния,указывающего на невозможность дальнейшей эксплуатации илинедопустимое снижение эффективности (например, средний срок службыи средний ресурс оборудования);

–показатели восстанавливаемости характеризуютприспособленность изделий и материалов к восстановлению их свойствпосле хранения и транспортировки;

–показатели сохраняемости характеризуют свойства продукции(изделия) сохранять исправное и работоспособное состояние или свойствоматериалов сохранять пригодное к потреблению состояние во времени,после хранения и транспортировки (срок годности, гарантийный срок и т.д.);

1.3. показатели эргономичности продукции. Данные показателихарактеризуют удобства и комфорт продукции в производственных ибытовых процессах системы «человек —предмет —среда». В эту группувходят подгруппы гигиенических, антропометрических, физиологических,психофизиологических и психологических показателей:

–гигиенические показатели –показатели качества изделий иэлементов их конструкций, которые при эксплуатации влияют на организмчеловека и его работоспособность (уровень освещенности,вентилируемости, температуры, влажности, запыленности, шума,вибрации и др.);

–антропометрические показатели –показатели качества продукциии элементов ее конструкции, которые обеспечивают рациональную иудобную рабочую позу, правильную осанку и т.д. путем учета размеров,формы и массы человеческого тела;

–физиологические и психофизиологические показатели качествавлияют на объем и скорость рабочих движений человека, объемзрительной, слуховой, осязательной, вкусовой и обонятельнойинформации. К ним относятся показатели соответствия продукциизрительным, слуховым, осязательным, скоростным, энергетическим,психологическим возможностям человека;

–психологические показатели –показатели качества, участвующие винформационном обмене в системе «человек –изделие», влияют налегкость и быстроту формирования навыков человека, на объем и скоростьего восприятия и переработки информации с помощью данного изделия. Кним относятся показатели соответствия изделия закрепленным и вновьформируемым навыкам человека, его возможностям восприятия ипереработки информации;

1.4. показатели эстетичности продукции. Эти показателихарактеризуют эстетическое воздействие продукции на человека ипредназначены для оценки ее эстетической ценности, степенисоответствия эстетическим запросам тех или иных групп потребителей вконкретных условиях потребления. Выделяют подгруппы показателейхудожественной выразительности, рациональности формы, целостностикомпозиций, совершенства производственного исполнения и сохранноститоварного вида:

–художественная выразительность определяет способностьпродукции отражать в форме эстетические представления и нормы.

Художественная выразительность проявляется в художественнообразномвыражении социально-значимой информации (знаковость); своеобразиипризнаков формы, выделяющих данную продукцию среди другойаналогичной (оригинальность); в признаках формы, характеризующихобщность средств и приемов художественной выразительности (стилевоесоответствие); в признаках внешнего вида, выделяющих общностьгосподствующих эстетических вкусов и предпочтений (соответствиемоде);

–рациональность формы определяет соответствие формыобъективным условиям эксплуатации продукции, а также выражение в нейфункционально-конструкторской сущности продукции;

–целостность композиции определяет гармоническое единствочастей и целого, органическую взаимосвязь элементов формы изделия, егосогласованность с другими изделиями;

–совершенство производственного исполнения и сохранностьтоварного вида продукции оказывают влияние на особенностиэстетического восприятия формы продукции. Совершенствопроизводственного исполнения достигается чистотой исполненияконтуров, округлений и соединений отдельных элементов, тщательностьюнанесения покрытий и отделки поверхностей, четкостью исполненияфирменных знаков и указателей, сопроводительной документации иинформационных материалов, стирания и изменения декоративныхпокрытий;

Каждая из рассмотренных подгрупп показателей эстетичности можетбыть охарактеризована одним комплексным показателем качества(эстетичности), который охватывает единичные показатели свойств,присущих каждой из этих подгрупп. Такие показатели обычно выражаютсяв баллах, с помощью которых эксперты оценивают отдельные свойстваили совокупности свойств, без разделения общего впечатления насоставляющие;

2. Ресурсосберегающие показатели характеризуют свойствапродукции, которые определяют уровень затрачиваемых ресурсов при еесоздании и применении. Группа ресурсосберегающих показателейвключает подгруппы показателей технологичности и ресурсопотребления:

2.1. показатели технологичности характеризуют особенности составаи структуры продукции, влияющие на уровень затрат сырья, материалов,топлива, энергии, труда и времени для производства (добычи) продукции и(или) ее потребления (эксплуатации);

2.2. показатели ресурсопотребления продукции характеризуютзатраты материалов, топлива, энергии, труда и времени принепосредственном использовании продукции по назначению (например,расход топлива и др.);

3. Природоохранные показатели качества продукции характеризуютее свойства, связанные с воздействием на человека и окружающую среду.Они объединяются в две группы показателей –безопасности иэкологичности.

3.1. показатели безопасности характеризуют особенности продукции,обеспечивающие безопасность человека при потреблении илиэксплуатации, транспортировке, хранении и утилизации продукции;

3.2. показатели экологичности характеризуют свойства продукции,связанные с вредными воздействиями на окружающую среду припроизводстве, монтаже, потреблении или эксплуатации, а также при еехранении и утилизации.