6.4. Организация процессов освоения производства новой продукции
Необходимым этапом подготовки производства является освоениеновой продукции, представляющей собой совокупность разнообразныхпроцессов и работ, в процессе которых осуществляются проверка иотработка конструкций и технологии до установленных техническихтребований, освоение новых форм организации производства. Во времяосвоения новой продукции достигаются плановые объемы производства,намеченные экономические показатели и технико-экономическиепараметры выпускаемой продукции.
Период освоения новой продукции начинается с изготовленияопытного образца и завершается серийным производством продукции.
Промышленное производство характеризуется большим разнообразием применяемых методов и этапов освоения новых видов продукции(рис. 6.4).
Рис. 6.4. Периоды освоения промышленного производства новойпродукции
Факторами, определяющими время освоения, являются новизна исложность изделия, степень обработки технической документации,уровень оснащения, социально-психологический уровень коллектива и т.д.Задача состоит в том, чтобы учесть влияние этих факторов надлительность периода освоения и обеспечить создание необходимыхусловий по его сокращению.
Наглядное представление о характере изменения расходов на различных этапах создания новой техники дает график изменения затрат настадиях подготовки производства и освоения новой продукции (рис. 6.5).
Рис. 6.5. График изменения затрат на стадиях подготовкипроизводства и освоения новой продукции
При неправильно организованной и спланированной подготовкепроизводства имеет место преждевременное начало освоения (точка С),если подготовка еще полностью не завершена, оснащение и оборудованиене готовы, а конструкторская подготовка выполнена на недостаточновысоком уровне. В результате начальная себестоимость S’ оказываетсявыше S. Кроме того, наблюдаются резкие колебания себестоимости,соответствующие внесению конструкторских изменений. Кривая освоенияхарактеризуется линиейК'ос. Плановая себестоимость в этом случаедостигается не в точке D, а позже. Период освоения растягивается. Онпропорционален отрезку CF.
Существуют две основные формы перехода на выпуск изделий: состановкой и без остановки производства.
Переход предприятий на выпуск нового изделия может выполнятьсяследующими методами: последовательным, параллельным, комплексно-совмещенным и агрегатным.
Последовательным называется такой переход, когдапроизводственное освоение начинается только после снятия спроизводства ранее выпускавшегося изделия.
Параллельный метод перехода предполагает максимальноесовмещение производства вновь осваиваемых изделий с завершающейстадией выпуска старой модели. Он обычно применяется при наличии упредприятий резервных мощностей, создании параллельно действующихучастков, конвейеров.
При последовательном и параллельном методах осваивается выпусквсей новой машины в целом при полной готовности к производству всехузлов.
Комплексно-совмещенный метод характеризуется совмещениемвыполнения отдельных работ по подготовке производства и освоенияновых изделий при комплексном решении конструкторских,технологических и производственных задач. Производственникиучаствуют в производстве изделия, разработчики —в освоении еговыпуска. Этот метод позволяет значительно ускорить процесс создания иосвоения новой продукции за счет сокращения процедуры оформления иутверждения технической документации, исключения лишних работ,выполнения перехода к серийному производству без изготовленияопытных образцов и опытно-промышленных партий.
Агрегатный метод предполагает постепенную замену отдельныхагрегатов в конструкции, выпускаемой старой модели. В течениенекоторого времени выпускается переходное модифицированное изделие,снабженное только отдельными новыми узлами. При завершениизапланированной замены старых агрегатов новыми модель из переходнойпревращается в новое изделие. Освоение делится на несколько этапов,коллектив предприятия.сосредоточивает усилия на сравнительнонебольшом участке работ и переход происходит менее болезненно дляпредприятия.
При выборе метода перехода следует учитывать факторы,характеризующие организационно-технический уровень производства,конструкцию нового изделия и технологию производства.
- Тема 1. Системные основы организации производства... 5
- Тема 2. Организация производственного процесса вовремени и в пространстве................................................................ 16
- Тема 3. Организация поточного производства ................... 35
- Тема 4. Система управления качеством.................................. 43
- Тема 5. Инфраструктура предприятия........................................ 54
- Тема 6. Система создания и освоения новой продукции...................................................................................................................... 85
- Тема 7. Технико-экономическое планирование............... 103
- Тема 8. Оперативно-производственное планирование напредприятии........................................................................................... 118
- Тема 9. Сущность и структура управления предприятием....................................................................................................................... 127
- Тема 10. Управление трудовым коллективом ..................... 138
- Тема 1. Системные основы организации производства
- 1.1. Понятие производственного предприятия
- 1.2. Виды предприятий
- 1.3. Структура производственного предприятия
- 1.4. Внешняя среда предприятий
- Тема 2. Организация производственного процесса вовремени и в пространстве
- 2.1. Понятие производственного процесса
- 2.2. Структура производства
- 2.3. Виды производственных процессов
- 2.4. Принципы рациональной организации производства
- 2.5. Понятие производственного цикла
- 2.6. Генеральный план предприятия
- Тема 3. Организация поточного производства
- 3.1. Методы организации производства
- 3.2. Особенности поточного производства
- 3.3. Автоматизация производственных процессов
- Тема 4. Система управления качеством
- 4.1. Понятие качества
- 4.2. Показатели качества
- 4.3. Понятиесертификации
- 4.4. Организациятехнического контроля на предприятии
- Тема 5. Инфраструктура предприятия
- 5.1. Организация материально-технического обеспечения
- 5.2. Организация инструментального хозяйства
- 5.3. Организация ремонтного хозяйства
- 5.4. Организация энергетического хозяйства
- 5.5. Организация транспортного хозяйства
- 5.6. Организация складского хозяйства
- Тема 6. Система создания и освоения новой продукции
- 6.1. Организация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
- 6.2. Организация конструкторской и технологической подготовки производства
- 6.3. Организационно-экономическая подготовка производства
- 6.4. Организация процессов освоения производства новой продукции
- Тема 7. Технико-экономическое планирование
- 7.1. Организация сбыта продукции предприятия
- 7.2. Структура и основные функции службы сбыта
- 7.3. Планирование производства и продажи продукции
- 7.4. Оценка рынков сбыта и конкурентов
- 7.5. Риски и неопределенность при разработке и реализации планов
- 7.6. Финансовое планирование на предприятии
- Тема 8. Оперативно-производственное планирование напредприятии
- 8.1. Задачи и функции опп
- 8.2. Организация опп на предприятии
- 8.3. Структура опп
- 8.4. Виды производственного планирования
- Тема 9. Сущность и структура управления предприятием
- 9.1. Сущность, содержание и задачи менеджмента на предприятии
- 9.2. Методы и технологии управления предприятием
- Тема 10. Управление трудовым коллективом
- 10.1. Кадры управления предприятием
- 10.2. Стиль управления
- 10.3 Технология разработки и оценка эффективности управленческого решения
- 10.4. Требования к руководителю
- 10.5. Автоматизация управления предприятием