7.2. Структура и основные функции службы сбыта
Для организации коммерческой деятельности по реализации готовойпродукции на предприятиях создается служба сбыта.
Основными задачами службы сбыта являются: изучение спроса иустановление тесных контактов с потребителями продукции; поискнаиболее эффективных каналов и форм реализации, отвечающихтребованиям потребителей; обеспечение доставки продукции потребителюв нужное время; контроль за ходом реализации продукции в целяхснижения коммерческих (внепроизводственных) издержек и ускорениеоборачиваемости оборотных средств.
Организация сбыта продукции базируется на маркетинговыхисследованиях, которые являются основой всех маркетинговых действий.
Такими исследованиями в области сбыта являются: исследованиепотребностей и спроса на данную продукцию, исследование емкости рынка, определение доли предприятия в общем объеме продажи продукцииданного ассортимента, анализ рыночной ситуации, изучение возможностейвыхода на внешний рынок, исследование динамики объема продаж, анализканалов сбыта, изучение мнений покупателей и потребительскихпредпочтений.
Маркетинговые исследования составляют базу для осуществлениявсех элементов деятельности предприятия в области управления сбытом.
Структура службы сбыта на предприятиях должна соответствоватьстратегии маркетинга. Она зависит от уровня концентрации (масштабов) испециализации производства, территориального размещения предприятияи степени хозяйственной самостоятельности его подразделений, отособенностей выпускаемой продукции, в частности производственногоназначения, индивидуального (кратко- или долгосрочного) потребления, отхарактера и условий работы предприятия.
Структура службы сбыта включает как управленческие, так ипроизводственные подразделения. К управленческим подразделениямотносятся отделы (группы, бюро) сбыта. Отдел сбыта может включатьследующие бюро (группы, секторы): заказов, изучения спроса, плановое,товарное (оперативное), договорно-претензионное, экспортное, рекламное,монтажа, наладки и технического обслуживания поставляемой продукциии др.
К производственным подразделениям относятся склады готовойпродукции, цехи (участки) комплектации, консервации и упаковки готовойпродукции, изготовления упаковочной тары, экспедиции и отгрузки.
Различают централизованную и децентрализованную службу сбыта.
При централизованной форме складское хозяйство административноподчиняется непосредственной руководителю отдела сбыта. Придецентрализованной форме отдел сбыта обособлен от складов готовойпродукции.
Содержание функций сбытовой деятельности готовой продукции наоснове маркетинга включает три направления.
1. Планирование сбыта, включает: изучение внешних и внутреннихусловий; разработку прогнозов конъюнктуры и спроса; подготовкупрогнозов реализации товаров; составление планов поставок готовойпродукции; планирование оптимальных хозяйственных связей; выборканалов распределения товара; планирование дополнительных услуг,внешнеторговых операций, рекламной деятельности; составление сметырасходов на управление сбытом и распределением, планированиедоходности.
2. Организация сбыта включает: организацию сбора информации оспросе; заключение с потребителями хозяйственных договоров на поставку продукции; выбор форм и методов реализации продукции, способовдоставки ее потребителю; подготовку продукции к отправке потребителю;технологию товародвижения; организацию информационно-диспетчерскойслужбы, отчетности; организацию торговой коммуникации, правовой ипретензионной работы; организацию стимулирования спроса и рекламнойдеятельности.
3. Контроль и координация работы персонала службы сбытапредполагает: оценку соответствия реализации сбытовых функцийпрограмме маркетинговых исследований; анализ действенности сбытовойслужбы, а также разработанных мероприятий по координации сбытовойдеятельности и повышению ее эффективности; контроль и оценкуэффективности стимулирования сбыта и рекламных мероприятий;тактический контроль; контроль за поставками продукции,осуществлением внешнеторговых операций, соблюдением договорныхобязательств, своевременностью оплаты счетов; корректировкупроизводственной программы в соответствии с поступившими заказами;предъявление потребителям претензий за нарушение договорныхобязательств и несвоевременную оплату счетов.
- Тема 1. Системные основы организации производства... 5
- Тема 2. Организация производственного процесса вовремени и в пространстве................................................................ 16
- Тема 3. Организация поточного производства ................... 35
- Тема 4. Система управления качеством.................................. 43
- Тема 5. Инфраструктура предприятия........................................ 54
- Тема 6. Система создания и освоения новой продукции...................................................................................................................... 85
- Тема 7. Технико-экономическое планирование............... 103
- Тема 8. Оперативно-производственное планирование напредприятии........................................................................................... 118
- Тема 9. Сущность и структура управления предприятием....................................................................................................................... 127
- Тема 10. Управление трудовым коллективом ..................... 138
- Тема 1. Системные основы организации производства
- 1.1. Понятие производственного предприятия
- 1.2. Виды предприятий
- 1.3. Структура производственного предприятия
- 1.4. Внешняя среда предприятий
- Тема 2. Организация производственного процесса вовремени и в пространстве
- 2.1. Понятие производственного процесса
- 2.2. Структура производства
- 2.3. Виды производственных процессов
- 2.4. Принципы рациональной организации производства
- 2.5. Понятие производственного цикла
- 2.6. Генеральный план предприятия
- Тема 3. Организация поточного производства
- 3.1. Методы организации производства
- 3.2. Особенности поточного производства
- 3.3. Автоматизация производственных процессов
- Тема 4. Система управления качеством
- 4.1. Понятие качества
- 4.2. Показатели качества
- 4.3. Понятиесертификации
- 4.4. Организациятехнического контроля на предприятии
- Тема 5. Инфраструктура предприятия
- 5.1. Организация материально-технического обеспечения
- 5.2. Организация инструментального хозяйства
- 5.3. Организация ремонтного хозяйства
- 5.4. Организация энергетического хозяйства
- 5.5. Организация транспортного хозяйства
- 5.6. Организация складского хозяйства
- Тема 6. Система создания и освоения новой продукции
- 6.1. Организация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
- 6.2. Организация конструкторской и технологической подготовки производства
- 6.3. Организационно-экономическая подготовка производства
- 6.4. Организация процессов освоения производства новой продукции
- Тема 7. Технико-экономическое планирование
- 7.1. Организация сбыта продукции предприятия
- 7.2. Структура и основные функции службы сбыта
- 7.3. Планирование производства и продажи продукции
- 7.4. Оценка рынков сбыта и конкурентов
- 7.5. Риски и неопределенность при разработке и реализации планов
- 7.6. Финансовое планирование на предприятии
- Тема 8. Оперативно-производственное планирование напредприятии
- 8.1. Задачи и функции опп
- 8.2. Организация опп на предприятии
- 8.3. Структура опп
- 8.4. Виды производственного планирования
- Тема 9. Сущность и структура управления предприятием
- 9.1. Сущность, содержание и задачи менеджмента на предприятии
- 9.2. Методы и технологии управления предприятием
- Тема 10. Управление трудовым коллективом
- 10.1. Кадры управления предприятием
- 10.2. Стиль управления
- 10.3 Технология разработки и оценка эффективности управленческого решения
- 10.4. Требования к руководителю
- 10.5. Автоматизация управления предприятием