logo
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА И УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТ

10.2. Стиль управления

Стиль управления - типичная манера и способ поведения менеджера.Стили могут классифицироваться по разным критериям.

А. Критерий участия исполнителей в управлении.

Наиболее четко здесь различают три стиля:

- авторитарный (единолично менеджер решает и приказывает -сотрудники исполняют);

- сопричастный (сотрудники участвуют в той или иной мере впринятии решений);

- автономный (менеджер играет сдерживающую роль – сотрудникирешают сами, обычно большинством) (рис. 10.1).

Рис. 10.1. Различие стилей управления (по участию в нихисполнителей)

Авторитарный стиль управления имеет разновидности:

- диктаторский стиль (менеджер все решает сам, сотрудникиисполняют под угрозой санкций);

- автократический (менеджер имеет в своем распоряженииобширный аппарат власти);

- бюрократический (авторитет менеджера покоится на формальныхиерархических положениях системы);

- патриархальный (менеджер имеет авторитет «главы семьи»,сотрудники неограниченно ему доверяют);

- благосклонный (менеджер использует свои неповторимые личныекачества и пользуется высоким авторитетом, поэтому сотрудники следят заего решениями).

Сопричастный стиль тоже имеет варианты:

- коммуникационный стиль (менеджер затрудняется в принятиирешения и информирует сотрудников, последние задают вопросы,высказывают свое мнение, однако в конце концов должны следоватьуказаниям менеджера);

- консультативный стиль управления (то же самое, но решенияпринимаются совместно совещательно);

- совместное решение (менеджер выдвигает проблему, указываетограничения, сотрудники сами принимают решение, менеджер сохраняетправо вето).

Б. Классификация стилей управления по преимущественномукритерию функций управления:

- управление через инновацию (разработка инновации – какруководящее задание);

- управление с помощью задания цели (на каждом иерархическомуровне задают цели, имеется свобода в методе ее достижения,ограниченная сметой и контролем);

Преимущества: свобода реализации, осуществление личных целей,ответственность за результат.

Недостатки: жесткая система планирования, интенсивный контроль,отсутствие сопричастности сотрудников, издержки на контроль.

- управление через согласование цели (Это смешанная формауправления через задание цели и через сопричастность сотрудников.Сотрудники принимают участие в установлении целей).

Преимущества: согласование целей - лучшее условие их достижения,свобода в реализации, ориентировка на цель, а не на способ,осуществление личных целей в работе, общий контроль, ответственность,сопричастность.

Недостатки: жесткая система планирования, затраты времени насогласования, противоречия с иерархической системой, интенсификацияконтроля.

- управление через правила решения;

- управление через мотивацию;

- управление через координацию;

- управление только в исключительных случаях (менеджероставляет за сотрудниками решения, связанные с выполнением задач.Вмешательство происходит в исключительных случаях – особокритических ситуациях, игнорирование возможности решения, отклоненияот заданных целей).

В. Критерий ориентации на сотрудников или на выполнение задач.

Пять типичных стилей отражены на рис. 10.2.

Стиль 1.1 (слабое управление) - нет давления на сотрудников, нетзаботы о них, также слаба забота о решении задач менеджмента. Полезнаяотдача мала.

Рис. 10.2. Стили управления по критерию преимущественнойориентации

Стиль 9.1 (управление по задачам) - с сотрудниками обращаются, какс исполнительными механизмами, можно добиться высокойэффективности, но страдают человеческие отношения.

Стиль 1.9 (клубное управление) - господствует дружеская атмосфера,но пренебрегают решением задач.

Стиль 5.5 (управление по среднему пути) - достигается компромиссмежду требованиями по работе и интересами сотрудников, средняяпроизводительность труда.

Стиль 9.9 (сильное управление) - идеальный стиль.