10.2. Стиль управления
Стиль управления - типичная манера и способ поведения менеджера.Стили могут классифицироваться по разным критериям.
А. Критерий участия исполнителей в управлении.
Наиболее четко здесь различают три стиля:
- авторитарный (единолично менеджер решает и приказывает -сотрудники исполняют);
- сопричастный (сотрудники участвуют в той или иной мере впринятии решений);
- автономный (менеджер играет сдерживающую роль – сотрудникирешают сами, обычно большинством) (рис. 10.1).
Рис. 10.1. Различие стилей управления (по участию в нихисполнителей)
Авторитарный стиль управления имеет разновидности:
- диктаторский стиль (менеджер все решает сам, сотрудникиисполняют под угрозой санкций);
- автократический (менеджер имеет в своем распоряженииобширный аппарат власти);
- бюрократический (авторитет менеджера покоится на формальныхиерархических положениях системы);
- патриархальный (менеджер имеет авторитет «главы семьи»,сотрудники неограниченно ему доверяют);
- благосклонный (менеджер использует свои неповторимые личныекачества и пользуется высоким авторитетом, поэтому сотрудники следят заего решениями).
Сопричастный стиль тоже имеет варианты:
- коммуникационный стиль (менеджер затрудняется в принятиирешения и информирует сотрудников, последние задают вопросы,высказывают свое мнение, однако в конце концов должны следоватьуказаниям менеджера);
- консультативный стиль управления (то же самое, но решенияпринимаются совместно совещательно);
- совместное решение (менеджер выдвигает проблему, указываетограничения, сотрудники сами принимают решение, менеджер сохраняетправо вето).
Б. Классификация стилей управления по преимущественномукритерию функций управления:
- управление через инновацию (разработка инновации – какруководящее задание);
- управление с помощью задания цели (на каждом иерархическомуровне задают цели, имеется свобода в методе ее достижения,ограниченная сметой и контролем);
Преимущества: свобода реализации, осуществление личных целей,ответственность за результат.
Недостатки: жесткая система планирования, интенсивный контроль,отсутствие сопричастности сотрудников, издержки на контроль.
- управление через согласование цели (Это смешанная формауправления через задание цели и через сопричастность сотрудников.Сотрудники принимают участие в установлении целей).
Преимущества: согласование целей - лучшее условие их достижения,свобода в реализации, ориентировка на цель, а не на способ,осуществление личных целей в работе, общий контроль, ответственность,сопричастность.
Недостатки: жесткая система планирования, затраты времени насогласования, противоречия с иерархической системой, интенсификацияконтроля.
- управление через правила решения;
- управление через мотивацию;
- управление через координацию;
- управление только в исключительных случаях (менеджероставляет за сотрудниками решения, связанные с выполнением задач.Вмешательство происходит в исключительных случаях – особокритических ситуациях, игнорирование возможности решения, отклоненияот заданных целей).
В. Критерий ориентации на сотрудников или на выполнение задач.
Пять типичных стилей отражены на рис. 10.2.
Стиль 1.1 (слабое управление) - нет давления на сотрудников, нетзаботы о них, также слаба забота о решении задач менеджмента. Полезнаяотдача мала.
Рис. 10.2. Стили управления по критерию преимущественнойориентации
Стиль 9.1 (управление по задачам) - с сотрудниками обращаются, какс исполнительными механизмами, можно добиться высокойэффективности, но страдают человеческие отношения.
Стиль 1.9 (клубное управление) - господствует дружеская атмосфера,но пренебрегают решением задач.
Стиль 5.5 (управление по среднему пути) - достигается компромиссмежду требованиями по работе и интересами сотрудников, средняяпроизводительность труда.
Стиль 9.9 (сильное управление) - идеальный стиль.
- Тема 1. Системные основы организации производства... 5
- Тема 2. Организация производственного процесса вовремени и в пространстве................................................................ 16
- Тема 3. Организация поточного производства ................... 35
- Тема 4. Система управления качеством.................................. 43
- Тема 5. Инфраструктура предприятия........................................ 54
- Тема 6. Система создания и освоения новой продукции...................................................................................................................... 85
- Тема 7. Технико-экономическое планирование............... 103
- Тема 8. Оперативно-производственное планирование напредприятии........................................................................................... 118
- Тема 9. Сущность и структура управления предприятием....................................................................................................................... 127
- Тема 10. Управление трудовым коллективом ..................... 138
- Тема 1. Системные основы организации производства
- 1.1. Понятие производственного предприятия
- 1.2. Виды предприятий
- 1.3. Структура производственного предприятия
- 1.4. Внешняя среда предприятий
- Тема 2. Организация производственного процесса вовремени и в пространстве
- 2.1. Понятие производственного процесса
- 2.2. Структура производства
- 2.3. Виды производственных процессов
- 2.4. Принципы рациональной организации производства
- 2.5. Понятие производственного цикла
- 2.6. Генеральный план предприятия
- Тема 3. Организация поточного производства
- 3.1. Методы организации производства
- 3.2. Особенности поточного производства
- 3.3. Автоматизация производственных процессов
- Тема 4. Система управления качеством
- 4.1. Понятие качества
- 4.2. Показатели качества
- 4.3. Понятиесертификации
- 4.4. Организациятехнического контроля на предприятии
- Тема 5. Инфраструктура предприятия
- 5.1. Организация материально-технического обеспечения
- 5.2. Организация инструментального хозяйства
- 5.3. Организация ремонтного хозяйства
- 5.4. Организация энергетического хозяйства
- 5.5. Организация транспортного хозяйства
- 5.6. Организация складского хозяйства
- Тема 6. Система создания и освоения новой продукции
- 6.1. Организация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
- 6.2. Организация конструкторской и технологической подготовки производства
- 6.3. Организационно-экономическая подготовка производства
- 6.4. Организация процессов освоения производства новой продукции
- Тема 7. Технико-экономическое планирование
- 7.1. Организация сбыта продукции предприятия
- 7.2. Структура и основные функции службы сбыта
- 7.3. Планирование производства и продажи продукции
- 7.4. Оценка рынков сбыта и конкурентов
- 7.5. Риски и неопределенность при разработке и реализации планов
- 7.6. Финансовое планирование на предприятии
- Тема 8. Оперативно-производственное планирование напредприятии
- 8.1. Задачи и функции опп
- 8.2. Организация опп на предприятии
- 8.3. Структура опп
- 8.4. Виды производственного планирования
- Тема 9. Сущность и структура управления предприятием
- 9.1. Сущность, содержание и задачи менеджмента на предприятии
- 9.2. Методы и технологии управления предприятием
- Тема 10. Управление трудовым коллективом
- 10.1. Кадры управления предприятием
- 10.2. Стиль управления
- 10.3 Технология разработки и оценка эффективности управленческого решения
- 10.4. Требования к руководителю
- 10.5. Автоматизация управления предприятием