7.3. Планирование производства и продажи продукции
План производства определяет генеральное направление
перспективного роста всех подразделений фирм и организаций, основнойпрофиль плановой, организационной и управленческой деятельностипредприятия, а также главные цели и задачи текущего планирования,организации и управления производством и т. п.
Планирование производства продукции, товаров и услугудовлетворяет на предприятиях конкретные потребности покупателей идолжно быть тесно связано с разработкой общей стратегии развитияфирмы, проведением маркетинговых исследований, проектированиемконкурентоспособной продукции, организацией ее производства иреализации, а также с выполнением других функций и видоввнутрихозяйственной деятельности.
В процессе планирования производства и продажи продукциидостигается компромисс между возможностями выпуска и сбыта товаров,способностью новой продукции замещать старую, расходами на хранениеи транспортировку ресурсов, инвестициями и доходами, издержками иприбылью, потенциалом развития и капиталовложениями, освоениемновых услуг и риском.
Поэтому в процессе разработки плана производства необходимовыработать общие цели и стимулировать контакты между отдельнымиподразделениями, привлекать к планированию специалистов,объединяющих технические, маркетинговые и экономические цели,разрабатывать комплексные программы развития производства с учетомконкретных задач каждого подразделения.
Планирование производства –процесс разработки и выполненияосновных показателей годового плана. В годовом плане производствакаждого предприятия содержится взаимосвязанная система следующихплановых показателей:
1) основная цель производственной деятельности фирмы и ееотдельных подразделений на плановый период;
2) объемы и сроки производства продукции, работ и услуг суказанием конкретных количественных и качественных показателей повсей номенклатуре товаров;
3) расчет производственной мощности предприятия, цехов иучастков, подтверждающий ее сбалансированность с годовыми объемамипроизводства, равновесие спроса и предложения;
4) определение потребности ресурсов на выполнение годовойпроизводственной программы предприятия и его подразделений, расчетбаланса полуфабрикатов и комплектующих;
5) распределение планируемых работ по основным цехам – исполнителям рыночных заказов, а также срокам изготовления и поставкипродукции на рынок;
6) выбор средств и методов достижения запланированныхпоказателей, расчет объемов незавершенного производства,коэффициентов загрузки технологического оборудования ипроизводственных площадей;
7) обоснование методов и форм организации производствазапланированных товаров и контроля выполнения планов производства.
План производства является для каждого предприятия базойкомплексного социально-экономического планирования всейвнутрифирменной деятельности. На его основе разрабатываются всеостальные планы.
Количество разделов и частей плана, их название и переченьприменяемых показателей могут различаться в зависимости от формысобственности, концентрации производства, размера предприятия, другихфакторов.
При планировании сбыта первым делом осуществляется изучениевнешних и внутренних условий функционирования предприятия. Взависимости от изменений внешних условий возникает необходимостькорректировки внутренних.
Выявляются имеющиеся проблемы, связанные со сбытом продукции,устанавливаются цели, достижение которых будет способствовать ихрешению.
В практике как коммерческой, так и всей хозяйственнойдеятельности предприятия особенно важной проблемой являютсяразработка и использование прогнозов спроса и конъюнктуры, которыеиспользуются для выработки стратегических коммерческих решенийпредприятия. Для этого необходимо предвидеть количественные иструктурно-качественные изменения спроса и конъюнктуры в перспективе,предупреждать их, формируя потребности, прилагая маркетинговыеусилия к предотвращению проблемных ситуаций на рынке.
Разработка прогнозов спроса и конъюнктуры является основой дляподготовки прогнозов реализации продукции, которые составляют базудля проведения всех коммерческих операций в течение прогнозногопериода и составления текущих планов реализации и доходов.
После определения проблем и конкретных целей намечаются пути,этапы и последовательность действий для их достижения, т.е.разрабатывается план деятельности службы сбыта. Включение конкретныхразделов в план обусловливается поставленными целями.
Прерогатива в решении данных вопросов принадлежит самомупредприятию, которое может использовать как формализованную, так игибкую систему планирования.
Формализованная система планирования основана на четкомразделении степеней и разделов планирования с жестко обусловленнымиплановыми периодами при четком соблюдении последовательностиплановых операций. При гибкой системе планирования нет жесткойпривязки времени принятия решения к плановому периоду, появляетсявозможность для отдельных подразделений службы сбыта болееоперативно управлять сбытовой деятельностью. Гибкость планированиясбыта находится в зависимости от статуса предприятия на рынке и сферыего деятельности.
Предприятия, действующие на рынках с установившимся кругомпотребителей, структурой спроса и конкуренции, т.е. на "зрелых" рынках,как правило, используют относительно формализованные плановыесистемы с жестко обусловленными плановыми периодами,распределением функций планирования и системой разработки плана.
Предприятия, специфика сфер деятельности которых заключается вналичии нескольких независимых рыночных сегментов снеопределенными колебаниями объема и структуры спроса, высокойстепени риска при проведении операций, агрессивных и динамичнорастущих конкурентов, чаще ориентируются на гибкое управление сбытомс использованием "целевых" планов и сценариев, разрабатываемых помере возникновения потенциально опасных ситуаций или появленияновых перспектив сбыта.
Плановая функция сбытовой деятельности включает разработкупланов поставки готовой продукции.
Данные планы позволяют предприятию контролировать ходпоставки конкретной продукции в разрезе каждого конкретногопотребителя и используются для оперативного планирования производстваи сбытовой деятельности.
- Тема 1. Системные основы организации производства... 5
- Тема 2. Организация производственного процесса вовремени и в пространстве................................................................ 16
- Тема 3. Организация поточного производства ................... 35
- Тема 4. Система управления качеством.................................. 43
- Тема 5. Инфраструктура предприятия........................................ 54
- Тема 6. Система создания и освоения новой продукции...................................................................................................................... 85
- Тема 7. Технико-экономическое планирование............... 103
- Тема 8. Оперативно-производственное планирование напредприятии........................................................................................... 118
- Тема 9. Сущность и структура управления предприятием....................................................................................................................... 127
- Тема 10. Управление трудовым коллективом ..................... 138
- Тема 1. Системные основы организации производства
- 1.1. Понятие производственного предприятия
- 1.2. Виды предприятий
- 1.3. Структура производственного предприятия
- 1.4. Внешняя среда предприятий
- Тема 2. Организация производственного процесса вовремени и в пространстве
- 2.1. Понятие производственного процесса
- 2.2. Структура производства
- 2.3. Виды производственных процессов
- 2.4. Принципы рациональной организации производства
- 2.5. Понятие производственного цикла
- 2.6. Генеральный план предприятия
- Тема 3. Организация поточного производства
- 3.1. Методы организации производства
- 3.2. Особенности поточного производства
- 3.3. Автоматизация производственных процессов
- Тема 4. Система управления качеством
- 4.1. Понятие качества
- 4.2. Показатели качества
- 4.3. Понятиесертификации
- 4.4. Организациятехнического контроля на предприятии
- Тема 5. Инфраструктура предприятия
- 5.1. Организация материально-технического обеспечения
- 5.2. Организация инструментального хозяйства
- 5.3. Организация ремонтного хозяйства
- 5.4. Организация энергетического хозяйства
- 5.5. Организация транспортного хозяйства
- 5.6. Организация складского хозяйства
- Тема 6. Система создания и освоения новой продукции
- 6.1. Организация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
- 6.2. Организация конструкторской и технологической подготовки производства
- 6.3. Организационно-экономическая подготовка производства
- 6.4. Организация процессов освоения производства новой продукции
- Тема 7. Технико-экономическое планирование
- 7.1. Организация сбыта продукции предприятия
- 7.2. Структура и основные функции службы сбыта
- 7.3. Планирование производства и продажи продукции
- 7.4. Оценка рынков сбыта и конкурентов
- 7.5. Риски и неопределенность при разработке и реализации планов
- 7.6. Финансовое планирование на предприятии
- Тема 8. Оперативно-производственное планирование напредприятии
- 8.1. Задачи и функции опп
- 8.2. Организация опп на предприятии
- 8.3. Структура опп
- 8.4. Виды производственного планирования
- Тема 9. Сущность и структура управления предприятием
- 9.1. Сущность, содержание и задачи менеджмента на предприятии
- 9.2. Методы и технологии управления предприятием
- Тема 10. Управление трудовым коллективом
- 10.1. Кадры управления предприятием
- 10.2. Стиль управления
- 10.3 Технология разработки и оценка эффективности управленческого решения
- 10.4. Требования к руководителю
- 10.5. Автоматизация управления предприятием