logo
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА И УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТ

7.3. Планирование производства и продажи продукции

План производства определяет генеральное направление

перспективного роста всех подразделений фирм и организаций, основнойпрофиль плановой, организационной и управленческой деятельностипредприятия, а также главные цели и задачи текущего планирования,организации и управления производством и т. п.

Планирование производства продукции, товаров и услугудовлетворяет на предприятиях конкретные потребности покупателей идолжно быть тесно связано с разработкой общей стратегии развитияфирмы, проведением маркетинговых исследований, проектированиемконкурентоспособной продукции, организацией ее производства иреализации, а также с выполнением других функций и видоввнутрихозяйственной деятельности.

В процессе планирования производства и продажи продукциидостигается компромисс между возможностями выпуска и сбыта товаров,способностью новой продукции замещать старую, расходами на хранениеи транспортировку ресурсов, инвестициями и доходами, издержками иприбылью, потенциалом развития и капиталовложениями, освоениемновых услуг и риском.

Поэтому в процессе разработки плана производства необходимовыработать общие цели и стимулировать контакты между отдельнымиподразделениями, привлекать к планированию специалистов,объединяющих технические, маркетинговые и экономические цели,разрабатывать комплексные программы развития производства с учетомконкретных задач каждого подразделения.

Планирование производства –процесс разработки и выполненияосновных показателей годового плана. В годовом плане производствакаждого предприятия содержится взаимосвязанная система следующихплановых показателей:

1) основная цель производственной деятельности фирмы и ееотдельных подразделений на плановый период;

2) объемы и сроки производства продукции, работ и услуг суказанием конкретных количественных и качественных показателей повсей номенклатуре товаров;

3) расчет производственной мощности предприятия, цехов иучастков, подтверждающий ее сбалансированность с годовыми объемамипроизводства, равновесие спроса и предложения;

4) определение потребности ресурсов на выполнение годовойпроизводственной программы предприятия и его подразделений, расчетбаланса полуфабрикатов и комплектующих;

5) распределение планируемых работ по основным цехам – исполнителям рыночных заказов, а также срокам изготовления и поставкипродукции на рынок;

6) выбор средств и методов достижения запланированныхпоказателей, расчет объемов незавершенного производства,коэффициентов загрузки технологического оборудования ипроизводственных площадей;

7) обоснование методов и форм организации производствазапланированных товаров и контроля выполнения планов производства.

План производства является для каждого предприятия базойкомплексного социально-экономического планирования всейвнутрифирменной деятельности. На его основе разрабатываются всеостальные планы.

Количество разделов и частей плана, их название и переченьприменяемых показателей могут различаться в зависимости от формысобственности, концентрации производства, размера предприятия, другихфакторов.

При планировании сбыта первым делом осуществляется изучениевнешних и внутренних условий функционирования предприятия. Взависимости от изменений внешних условий возникает необходимостькорректировки внутренних.

Выявляются имеющиеся проблемы, связанные со сбытом продукции,устанавливаются цели, достижение которых будет способствовать ихрешению.

В практике как коммерческой, так и всей хозяйственнойдеятельности предприятия особенно важной проблемой являютсяразработка и использование прогнозов спроса и конъюнктуры, которыеиспользуются для выработки стратегических коммерческих решенийпредприятия. Для этого необходимо предвидеть количественные иструктурно-качественные изменения спроса и конъюнктуры в перспективе,предупреждать их, формируя потребности, прилагая маркетинговыеусилия к предотвращению проблемных ситуаций на рынке.

Разработка прогнозов спроса и конъюнктуры является основой дляподготовки прогнозов реализации продукции, которые составляют базудля проведения всех коммерческих операций в течение прогнозногопериода и составления текущих планов реализации и доходов.

После определения проблем и конкретных целей намечаются пути,этапы и последовательность действий для их достижения, т.е.разрабатывается план деятельности службы сбыта. Включение конкретныхразделов в план обусловливается поставленными целями.

Прерогатива в решении данных вопросов принадлежит самомупредприятию, которое может использовать как формализованную, так игибкую систему планирования.

Формализованная система планирования основана на четкомразделении степеней и разделов планирования с жестко обусловленнымиплановыми периодами при четком соблюдении последовательностиплановых операций. При гибкой системе планирования нет жесткойпривязки времени принятия решения к плановому периоду, появляетсявозможность для отдельных подразделений службы сбыта болееоперативно управлять сбытовой деятельностью. Гибкость планированиясбыта находится в зависимости от статуса предприятия на рынке и сферыего деятельности.

Предприятия, действующие на рынках с установившимся кругомпотребителей, структурой спроса и конкуренции, т.е. на "зрелых" рынках,как правило, используют относительно формализованные плановыесистемы с жестко обусловленными плановыми периодами,распределением функций планирования и системой разработки плана.

Предприятия, специфика сфер деятельности которых заключается вналичии нескольких независимых рыночных сегментов снеопределенными колебаниями объема и структуры спроса, высокойстепени риска при проведении операций, агрессивных и динамичнорастущих конкурентов, чаще ориентируются на гибкое управление сбытомс использованием "целевых" планов и сценариев, разрабатываемых помере возникновения потенциально опасных ситуаций или появленияновых перспектив сбыта.

Плановая функция сбытовой деятельности включает разработкупланов поставки готовой продукции.

Данные планы позволяют предприятию контролировать ходпоставки конкретной продукции в разрезе каждого конкретногопотребителя и используются для оперативного планирования производстваи сбытовой деятельности.