logo
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА И УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТ

4.1. Понятие качества

Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективностьвсех сторон деятельности: разработка стратегии, организацияпроизводства, маркетинг и др. Важнейшей составляющей всей системыкачества является качество продукции.

Международная организация по стандартизации определяеткачество (стандарт ИСО-8402) как совокупность свойств и характеристикпродукции или услуги, которые придают им способность удовлетворятьобусловленные или предполагаемые потребности.

Требования к качеству на международном уровне определеныстандартами ИСО серии 9000. Первая редакция международныхстандартов ИСО серии 9000 вышла в конце 80-х годов и ознаменовалавыход международной стандартизации на качественно новый уровень. Внастоящее время ученые и практики за рубежом связывают современныеметоды менеджмента качества с методологией TQM (totalqualitymanagement) – всеобщим (всеохватывающим, тотальным) менеджментомкачества.

Качество можно представить в виде пирамиды (рис. 4.1).

Рис. 4.1. Пирамида качества

Наверху пирамиды находится TQM – всеохватывающий, тотальныйменеджмент качества, который предполагает высокое качество всейработы для достижения требуемого качества продукции. Прежде всего, эторабота, связанная с обеспечением высокого организационно-техническогоуровня производства, надлежащих условий труда. Качество работывключает обоснованность принимаемых управленческих решений, системупланирования. Особое значение имеет качество работы, непосредственносвязанной с выпуском продукции (контроль качества технологическихпроцессов, своевременное выявление брака). Качество продукции являетсясоставляющей и следствием качества работы. Здесь непосредственнооценивается качество годной продукции, мнение потребителя,анализируются рекламации.

Следовательно, качество является комплексным понятием,отражающим эффективность всех сторон деятельности фирмы.