logo
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА И УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТ

4.3. Понятиесертификации

В настоящее время, особенно в условиях рыночных отношений,когда всем предприятиям и организациям предоставлено правосамостоятельного выхода на внешний рынок, они сталкиваются спроблемой оценки качества и надежности своей продукции.

Международный опыт свидетельствует о том, что необходимыминструментом гарантирующим соответствие качества продукциитребованиям нормативно-технической документации являетсясертификация. Сертификат от лат. certim–верно, facere–делать.

Сертификация –это документальное подтверждение соответствияпродукции определенным требованиям, конкретным стандартам илитехническим условиям.

Сертификация продукции представляет собой комплексмероприятий, проводимых с целью подтверждения посредствомсертификата соответствия (документа), что продукция отвечаетопределенным стандартам или другим НТД.

Многие зарубежные фирмы расходуют большие средства и время надоказывание потребителю, что их продукция имеет высокое качество. Так,по зарубежным источникам величина издержек на эти работы составляетоколо 1-2% всех затрат предприятий-изготовителей.

В некоторых случаях затраты даже сопоставимы с затратами надостижение самого качества. Это делается не случайно, так каксертификация является очень эффективным средством развития торгово-экономических связей страны, продвижения продукции предприятия навнешний и внутренний рынок сбыта, а также закрепление на них надостаточно длительный период времени. Именно все это предопределилоширокое распространение сертификации.

Для ввода в обращение продукции, которая попадает взаконодательно регулируемую область, требуется официальноеподтверждение того, что она соответствует всем предъявленнымзаконодательством требованиям. Одной из форм такого подтвержденияявляется сертификация продукции, проводимая независимой третьейстороной (первая –изготовитель, вторая –потребитель).

В случае получения положительного результата, в процессесертификации выдается документ, называемый "сертификатсоответствия", подтверждающий соответствие продукции всемминимальным требованиям, установленным национальнымзаконодательством. Данный документ является пропуском на рынок взаконодательно регулируемой области.

В руководстве ИСО определены восемь схем сертификации третьейстороной:

1. Испытания образца продукции.

2. Испытания образца продукции с последующим контролем наоснове надзора за заводскими образцами, закупаемыми на открытомрынке.

3. Испытания образца продукции с последующим контролем наоснове надзора за заводскими образцами.

4. Испытания образца продукции с последующим контролем наоснове надзора за образцами, приобретенными на открытом рынке иполученными с завода.

5. Испытания образца продукции и оценка заводского управлениякачеством с последующим контролем на основе надзора за заводскимуправлением качества и испытаний образцов, полученных с завода иоткрытого рынка.

6. Только оценка заводского управления качеством.

7. Проверка партий изделий.

8. 100%-ный контроль.

Согласно классической схеме, испытания образцов продукцииосуществляют испытательные лаборатории. Результаты испытаний,оформленные в виде протокола, передаются тем или иным способом ворган по сертификации. При этом испытательная лаборатория не имеетправа ни толковать, ни разглашать полученные данные. Орган посертификации сравнивает результаты испытаний с требованиямизаконодательства (если продукция попадает в регулируемуюзаконодательством область) либо с другими представленнымипоставщиком характеристиками, нормативами, документами и т. д. Вслучае, если продукция соответствует указанным установленнымтребованиям, орган по сертификации выдает поставщику сертификатсоответствия.

Сертификация –важный фактор обеспечения доверия при взаимныхпоставках продукции, а также решения таких крупных социальных задач,как гарантия безопасности потребляемой (используемой) продукции,охрана здоровья и имущества граждан, защита окружающей среды.

Развитие сертификации в общем экономическом пространстве различныхгосударств подразумевает взаимное признание результатов сертификациипродукции, которое может быть основано на гармонизациизаконодательной базы, использовании единых стандартов и взаимнопризнанных механизмов установления соответствия.