4.3. Понятиесертификации
В настоящее время, особенно в условиях рыночных отношений,когда всем предприятиям и организациям предоставлено правосамостоятельного выхода на внешний рынок, они сталкиваются спроблемой оценки качества и надежности своей продукции.
Международный опыт свидетельствует о том, что необходимыминструментом гарантирующим соответствие качества продукциитребованиям нормативно-технической документации являетсясертификация. Сертификат от лат. certim–верно, facere–делать.
Сертификация –это документальное подтверждение соответствияпродукции определенным требованиям, конкретным стандартам илитехническим условиям.
Сертификация продукции представляет собой комплексмероприятий, проводимых с целью подтверждения посредствомсертификата соответствия (документа), что продукция отвечаетопределенным стандартам или другим НТД.
Многие зарубежные фирмы расходуют большие средства и время надоказывание потребителю, что их продукция имеет высокое качество. Так,по зарубежным источникам величина издержек на эти работы составляетоколо 1-2% всех затрат предприятий-изготовителей.
В некоторых случаях затраты даже сопоставимы с затратами надостижение самого качества. Это делается не случайно, так каксертификация является очень эффективным средством развития торгово-экономических связей страны, продвижения продукции предприятия навнешний и внутренний рынок сбыта, а также закрепление на них надостаточно длительный период времени. Именно все это предопределилоширокое распространение сертификации.
Для ввода в обращение продукции, которая попадает взаконодательно регулируемую область, требуется официальноеподтверждение того, что она соответствует всем предъявленнымзаконодательством требованиям. Одной из форм такого подтвержденияявляется сертификация продукции, проводимая независимой третьейстороной (первая –изготовитель, вторая –потребитель).
В случае получения положительного результата, в процессесертификации выдается документ, называемый "сертификатсоответствия", подтверждающий соответствие продукции всемминимальным требованиям, установленным национальнымзаконодательством. Данный документ является пропуском на рынок взаконодательно регулируемой области.
В руководстве ИСО определены восемь схем сертификации третьейстороной:
1. Испытания образца продукции.
2. Испытания образца продукции с последующим контролем наоснове надзора за заводскими образцами, закупаемыми на открытомрынке.
3. Испытания образца продукции с последующим контролем наоснове надзора за заводскими образцами.
4. Испытания образца продукции с последующим контролем наоснове надзора за образцами, приобретенными на открытом рынке иполученными с завода.
5. Испытания образца продукции и оценка заводского управлениякачеством с последующим контролем на основе надзора за заводскимуправлением качества и испытаний образцов, полученных с завода иоткрытого рынка.
6. Только оценка заводского управления качеством.
7. Проверка партий изделий.
8. 100%-ный контроль.
Согласно классической схеме, испытания образцов продукцииосуществляют испытательные лаборатории. Результаты испытаний,оформленные в виде протокола, передаются тем или иным способом ворган по сертификации. При этом испытательная лаборатория не имеетправа ни толковать, ни разглашать полученные данные. Орган посертификации сравнивает результаты испытаний с требованиямизаконодательства (если продукция попадает в регулируемуюзаконодательством область) либо с другими представленнымипоставщиком характеристиками, нормативами, документами и т. д. Вслучае, если продукция соответствует указанным установленнымтребованиям, орган по сертификации выдает поставщику сертификатсоответствия.
Сертификация –важный фактор обеспечения доверия при взаимныхпоставках продукции, а также решения таких крупных социальных задач,как гарантия безопасности потребляемой (используемой) продукции,охрана здоровья и имущества граждан, защита окружающей среды.
Развитие сертификации в общем экономическом пространстве различныхгосударств подразумевает взаимное признание результатов сертификациипродукции, которое может быть основано на гармонизациизаконодательной базы, использовании единых стандартов и взаимнопризнанных механизмов установления соответствия.
- Тема 1. Системные основы организации производства... 5
- Тема 2. Организация производственного процесса вовремени и в пространстве................................................................ 16
- Тема 3. Организация поточного производства ................... 35
- Тема 4. Система управления качеством.................................. 43
- Тема 5. Инфраструктура предприятия........................................ 54
- Тема 6. Система создания и освоения новой продукции...................................................................................................................... 85
- Тема 7. Технико-экономическое планирование............... 103
- Тема 8. Оперативно-производственное планирование напредприятии........................................................................................... 118
- Тема 9. Сущность и структура управления предприятием....................................................................................................................... 127
- Тема 10. Управление трудовым коллективом ..................... 138
- Тема 1. Системные основы организации производства
- 1.1. Понятие производственного предприятия
- 1.2. Виды предприятий
- 1.3. Структура производственного предприятия
- 1.4. Внешняя среда предприятий
- Тема 2. Организация производственного процесса вовремени и в пространстве
- 2.1. Понятие производственного процесса
- 2.2. Структура производства
- 2.3. Виды производственных процессов
- 2.4. Принципы рациональной организации производства
- 2.5. Понятие производственного цикла
- 2.6. Генеральный план предприятия
- Тема 3. Организация поточного производства
- 3.1. Методы организации производства
- 3.2. Особенности поточного производства
- 3.3. Автоматизация производственных процессов
- Тема 4. Система управления качеством
- 4.1. Понятие качества
- 4.2. Показатели качества
- 4.3. Понятиесертификации
- 4.4. Организациятехнического контроля на предприятии
- Тема 5. Инфраструктура предприятия
- 5.1. Организация материально-технического обеспечения
- 5.2. Организация инструментального хозяйства
- 5.3. Организация ремонтного хозяйства
- 5.4. Организация энергетического хозяйства
- 5.5. Организация транспортного хозяйства
- 5.6. Организация складского хозяйства
- Тема 6. Система создания и освоения новой продукции
- 6.1. Организация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
- 6.2. Организация конструкторской и технологической подготовки производства
- 6.3. Организационно-экономическая подготовка производства
- 6.4. Организация процессов освоения производства новой продукции
- Тема 7. Технико-экономическое планирование
- 7.1. Организация сбыта продукции предприятия
- 7.2. Структура и основные функции службы сбыта
- 7.3. Планирование производства и продажи продукции
- 7.4. Оценка рынков сбыта и конкурентов
- 7.5. Риски и неопределенность при разработке и реализации планов
- 7.6. Финансовое планирование на предприятии
- Тема 8. Оперативно-производственное планирование напредприятии
- 8.1. Задачи и функции опп
- 8.2. Организация опп на предприятии
- 8.3. Структура опп
- 8.4. Виды производственного планирования
- Тема 9. Сущность и структура управления предприятием
- 9.1. Сущность, содержание и задачи менеджмента на предприятии
- 9.2. Методы и технологии управления предприятием
- Тема 10. Управление трудовым коллективом
- 10.1. Кадры управления предприятием
- 10.2. Стиль управления
- 10.3 Технология разработки и оценка эффективности управленческого решения
- 10.4. Требования к руководителю
- 10.5. Автоматизация управления предприятием