5.5. Организация транспортного хозяйства
В процессе производства на предприятиях регулярно перемещаютсяогромные массы сырья, материалов, полуфабрикатов, топлива, инструментов и т. п. Доставка грузов на предприятия, их последующееперемещение, а также вывоз готовой продукции и отходов производстваосуществляются промышленным транспортом. От его работы зависятритмичная работа рабочих мест, участков, цехов и равномерный выпускпредприятием готовой продукции. Время, затрачиваемое на внутри- имежцеховые перевозки, непосредственно влияет на длительностьпроизводственного цикла.
Транспортное хозяйство - комплекс технических средствпромышленного предприятия, предназначенных для перевозкиматериалов, полуфабрикатов, готовой продукции, отходов и других грузовна территории предприятия и на его подъездных путях.
Транспортное хозяйство предприятия состоит из:
транспортных средств;
устройств общезаводского назначения - депо, гаражи, ремонтныемастерские, рельсовые и безрельсовые пути и т. п.
В основные функции транспортного хозяйства предприятия входят:перевозка грузов, погрузочно-разгрузочные и экспедиционные операции.
Основными задачами транспортного хозяйства являются:
- своевременное и бесперебойное обслуживание производстванеобходимым транспортом;
- правильный выбор и наиболее эффективное использованиетранспортной техники;
- механизация и автоматизация транспортных операций;
- снижение затрат, связанных с перевозкой грузов.
Затраты на содержание транспортного хозяйства и транспортировкугрузов на некоторых предприятиях составляют 20-30 % от суммы всехкосвенных расходов в себестоимости продукции.
При организации перевозок грузов большое значение имеет системный подход, требующий рассмотрения всей системы транспортныхсвязей, от которых зависит перемещение и хранение грузов.
Погрузочно-разгрузочные, транспортные и складские (ПРТС) работывключают комплекс операций перемещения, связанных с погрузкой,разгрузкой, транспортировкой и хранением различных грузов.
Операциями перемещения считают все операции, при которых изменяется положение груза в пространстве, но при этом не изменяются егофизические свойства. Если операции связаны с изменением видатранспортной тары, то такие операции также относят к операциям перемещения (например, укладка грузов на поддон, в контейнер и др.).
Операции перемещения различают по видам:
- погрузочные - грузы захватывают с места и укладывают натранспортные средства;
- разгрузочные - грузы захватывают с транспортных средств иукладывают на место хранения;
- перевалочные - грузы захватывают с одних транспортныхсредств и укладывают на другие;
- транспортные - выполняют только перемещение груза отместа погрузки до места разгрузки.
Перевозка грузов может производиться по разовым и постоянныммаршрутам. Разовые маршруты случайны как по направлениям, так и поколичеству транспортируемого груза. Они вводятся для выполнениянеповторяющихся отдельных заявок, как правило, в условиях единичногои мелкосерийного производства.
Постоянные маршруты проходят по заранее установленным направлениям и выбираются с учетом грузопотока и применяемых транспортных средств. Они характерны для выполнения систематическиповторяющихся заявок в крупносерийном и массовом производстве.
Различают три системы маршрутных перевозок: маятниковую,веерную и кольцевую. При маятниковой системе перевозки транспортноесредство осуществляет перевозку грузов между двумя определеннымипунктами. Маршрут может быть односторонним, когда транспортноесредство в одну сторону движется с грузом, а в другую - без груза(порожним), и двусторонним, когда грузы транспортируются в обоихнаправлениях. В этом случае транспортные средства используются на 80-95 % при отсутствии холостых пробегов.
При веерной системе перевозка грузов осуществляется изнескольких пунктов в один или из одного пункта в несколько других.
Кольцевые маршруты могут быть с равномерно нарастающим иуменьшающимся грузопотоком.
Разновидностью кольцевой системы перевозки грузов является система цикловых маршрутов. Применение системы цикловых маршрутовцелесообразно на крупных предприятиях с большим числом цехов,расположенных на обширных территориях. Эта система представляетсобой совокупность нескольких замкнутых кольцевых систем, связанныхмежду собой специальным кольцевым маршрутом, на котором имеютсяплощади для передачи грузов с одного кольца на другое, без перевалкигрузов.
Кольцевые маршруты имеют ряд преимуществ перед другими видами межцеховых перевозок. Они сокращают порожние пробеги, повышаютпроизводительность труда, сокращают потребность в транспортныхсредствах. Однако для их внедрения требуется большая подготовительнаяработа. Из всего многообразия перевозок в цехах особое вниманиеуделяется межоперационному перемещению объектов производства, которое должно осуществляться в точном соответствии с последовательностью протекания и ритмом производственного процесса.
Формы организации внутризаводского транспорта зависят от мощности грузопотоков и объема грузооборота.
Грузопоток - показатель, характеризующий объем перевозок грузовперемещаемых в единицу времени между двумя пунктами - погрузки ивыгрузки. Различают грузопотоки внешние и внутренние. Внешниегрузопотоки, характеризующие объем прибывающих на предприятиегрузов, называются грузопотоками прибытия, а объем отправляемых спредприятия грузов - грузопотоками отправления. Эти грузопотокиизмеряются в тоннах или тонно-километрах.
Сумма отдельных грузопотоков на предприятии представляет собойгрузооборот - основной показатель, характеризующий объем транспортнойработы на предприятии.
Грузооборот - это общее количество грузов, перемещаемых натерритории предприятия (цеха) за расчетный период (год, месяц).
Расчет грузооборота предприятия производится на основегрузооборотов цехов и общезаводских складов.
Число транспортных единиц прерывного действия, необходимых длямежцеховых перевозок, определяется путем отношения суточногогрузооборота на суточную производительность транспортного средства поформуле
А = Qс / qтр.с.,
где А -количество транспортных средств, ед.; Qc–суточныйгрузооборот, т; qтр.с-суточная производительность транспортногосредства, т.
В свою очередь суточный грузооборот определяется по формуле
Qc= Q×К / Ф.
где Q -грузооборот в плановом периоде, т; К -коэффициент,учитывающий неравномерность грузооборота (1,1 - 3); Ф - число рабочихдней в плановом периоде.
Суточная производительность транспортного средства определяетсяпо формуле
Qтр.с= q × Кгр × Т × Ки / t,
где q - грузоподъемность транспортного средства, т; Кгр -коэффициент использования грузоподъемности; Т - суточный фондвремени транспорта, мин: Ки - коэффициент использования транспортногосредства во времени; t - транспортный цикл, мин.
Транспортный цикл - это время одного рейса в часах (минутах). Онозависит от маршрута перевозок.
Для руководства всем транспортным хозяйством на крупных предприятиях создается транспортный отдел. Структура и штатытранспортного отдела зависят от характера и объема транспортных ипогрузочно-разгрузочных работ и от особенностей предприятия.
На практике используется децентрализованная, централизованная исмешанная системы управления транспортными средствами.
Децентрализованная система предусматривает рассредоточениетранспортных средств между цехами и обслуживание ими только техцехов, в ведении которых они находятся.
Централизованная система основана на сосредоточении всехтранспортных средств в ведении соответствующей транспортной служимпредприятия, осуществляющей межцеховые перевозки по графику(расписанию) согласно заранее разработанным маршрутам. Децентрализованные перевозки не способствуют повышению эффективностимежцехового транспорта. Несогласованность в работе транспорта различных цехов приводит к скоплению машин в грузовых пунктах и, какследствие, к их простою в ожидании погрузки - разгрузки. При этойсистеме неизбежны низкий коэффициент использования пробега машин,низкий коэффициент технической готовности машин.
При централизованной системе простои транспортных средств впунктах погрузки-разгрузки благодаря организации его движения строгопо графику исключаются, а организация перевозок по кольцевыммаршрутам обеспечивает превышение длины пробега груженого надхолостым, улучшаются условия для ремонта и обслуживания, повышаетсятехническая готовность транспортных средств, а общая потребность в нихуменьшается.
При смешанной системе часть внутрицеховых перевозокосуществляется децентрализованно, когда в распоряжение начальникацеха выделяется необходимое количество транспортных средств и на неговозлагается ответственность за их эффективное использование.
Для характеристики использования транспортных средств различного вида применяются количественные и качественные показатели. Ккачественным показателям относятся: выполнение планов по грузооборотуи погрузочно-разгрузочным работам, использование наличного паркатранспортных средств. Качественные показатели зависят от видатранспортных средств. При анализе использования прерывного транспорта(автокаров, автомобилей и т. п.) определяются скорость движения,коэффициент использования грузоподъемности, коэффициентиспользования пробега, коэффициент использования рабочего временимашины, производительность транспортного средства и себестоимостьперевозки 1 т груза.
Различают техническую и эксплуатационную скорость машины.
Техническая скорость движения машины VT (В метрах в минуту) определяется по формуле:
,
а эксплутационная скорость vэ- по формуле:
,
где l - длина пути от начального до конечного пункта, м; t – времядвижения машины от одного до другого пункта, мин; t1 - время стоянки напромежуточных пунктах, мин; t2- время стоянки на начальном и конечномпунктах, мин.
Коэффициент использования грузоподъемности транспортных средствКгрравен отношению массы перевезенного груза Q к паспортной грузоподъемности машины q, умноженной на число совершенных поездок т:
Kгр = Q / q × m,
Коэффициент использования пробега Кпропределяется по формуле:
Кпр = l / (l + lп),
где l - путь, проделанный машиной с грузом; lп- путь, проделанныймашиной без груза.
Коэффициент использования рабочего времени транспортныхсредств Кипредставляет собой отношение фактического времени работытранспорта к календарному. При нормальной эксплуатации транспортныхсредств он должен быть не менее 0,85.
Себестоимость перевозки 1 т груза представляет собой отношениесебестоимости 1 машино-ч работы к производительности транспортногосредства (в тоннах в час).
Транспортное хозяйство требует постоянного совершенствования.
Его основными путями являются:
1) внедрение современного подъемно-транспортного оборудования ина этой основе повышение уровня механизации и автоматизациитранспортных и погрузочно-разгрузочных работ;
2) внедрение единых транспортных систем с автоматическимадресованием грузов, телеуправляемых транспортных средств,гидравлического пневматического и канатно-подвесного транспортанепрерывного действия;
3) проектирование технологии транспортных и погрузочно-разгрузочных работ и ее оформление в единой технологическойдокументации;
4) использование контейнерных и пакетных перевозок, применениеподдонов, стандартной сборно-разборной тары «сквозного» применения(для транспортировки и хранения грузов);
5) повышение эффективности использования подъемно-транспортного оборудования (экономически обоснованный его выбор, сокращениепростоев и потерь времени на ремонт, максимальное использованиегрузоподъемности транспортных средств и т. д.);
6) улучшение системы планирования перевозок и диспетчерскогоруководства (создание нормативной базы, улучшение сменно-суточногопланирования, работа по твердому графику). Применение экономико-математических методов и компьютеров в управлении и планированиивнутризаводским транспортом;
7) совершенствование технического обслуживания и ремонта внутризаводского транспорта. Организация надлежащего надзора за эксплуатацией и ремонтом подъемно-транспортного оборудования;
8) создание современных депо, автогаражей и станций техническогообслуживания. Организация систематического надзора за состоянием трасси их ремонтом.
- Тема 1. Системные основы организации производства... 5
- Тема 2. Организация производственного процесса вовремени и в пространстве................................................................ 16
- Тема 3. Организация поточного производства ................... 35
- Тема 4. Система управления качеством.................................. 43
- Тема 5. Инфраструктура предприятия........................................ 54
- Тема 6. Система создания и освоения новой продукции...................................................................................................................... 85
- Тема 7. Технико-экономическое планирование............... 103
- Тема 8. Оперативно-производственное планирование напредприятии........................................................................................... 118
- Тема 9. Сущность и структура управления предприятием....................................................................................................................... 127
- Тема 10. Управление трудовым коллективом ..................... 138
- Тема 1. Системные основы организации производства
- 1.1. Понятие производственного предприятия
- 1.2. Виды предприятий
- 1.3. Структура производственного предприятия
- 1.4. Внешняя среда предприятий
- Тема 2. Организация производственного процесса вовремени и в пространстве
- 2.1. Понятие производственного процесса
- 2.2. Структура производства
- 2.3. Виды производственных процессов
- 2.4. Принципы рациональной организации производства
- 2.5. Понятие производственного цикла
- 2.6. Генеральный план предприятия
- Тема 3. Организация поточного производства
- 3.1. Методы организации производства
- 3.2. Особенности поточного производства
- 3.3. Автоматизация производственных процессов
- Тема 4. Система управления качеством
- 4.1. Понятие качества
- 4.2. Показатели качества
- 4.3. Понятиесертификации
- 4.4. Организациятехнического контроля на предприятии
- Тема 5. Инфраструктура предприятия
- 5.1. Организация материально-технического обеспечения
- 5.2. Организация инструментального хозяйства
- 5.3. Организация ремонтного хозяйства
- 5.4. Организация энергетического хозяйства
- 5.5. Организация транспортного хозяйства
- 5.6. Организация складского хозяйства
- Тема 6. Система создания и освоения новой продукции
- 6.1. Организация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
- 6.2. Организация конструкторской и технологической подготовки производства
- 6.3. Организационно-экономическая подготовка производства
- 6.4. Организация процессов освоения производства новой продукции
- Тема 7. Технико-экономическое планирование
- 7.1. Организация сбыта продукции предприятия
- 7.2. Структура и основные функции службы сбыта
- 7.3. Планирование производства и продажи продукции
- 7.4. Оценка рынков сбыта и конкурентов
- 7.5. Риски и неопределенность при разработке и реализации планов
- 7.6. Финансовое планирование на предприятии
- Тема 8. Оперативно-производственное планирование напредприятии
- 8.1. Задачи и функции опп
- 8.2. Организация опп на предприятии
- 8.3. Структура опп
- 8.4. Виды производственного планирования
- Тема 9. Сущность и структура управления предприятием
- 9.1. Сущность, содержание и задачи менеджмента на предприятии
- 9.2. Методы и технологии управления предприятием
- Тема 10. Управление трудовым коллективом
- 10.1. Кадры управления предприятием
- 10.2. Стиль управления
- 10.3 Технология разработки и оценка эффективности управленческого решения
- 10.4. Требования к руководителю
- 10.5. Автоматизация управления предприятием