9.2. Методы и технологии управления предприятием
Метод менеджмента –способ, связанный со спецификойвоздействия на управляемый объект для достижения поставленной цели.Особенности этого воздействия различают методы менеджмента друг отдруга.
В процессе управления используется множество разнообразныхспособов, подходов и приемов, позволяющих упорядочить, направить иэффективно организовать выполнение функций менеджмента, этапов,процедур и операций, необходимых для принятия решений. Всовокупности они выступают как методы менеджмента.
Методы управления связаны с выполнением функций менеджмента,которые составляют содержание процесса управления. Поэтомуосуществляются такие действия, как планирование, организация,координация, контроль и мотивация.
При выборе метода менеджмента необходимо учитывать:
- скорость достижения цели;
- вероятность достижения цели;
- отношения подчинения;
- личность управляемого;
- личность управляющего;
- экономическую самостоятельность;
- климат в коллективе.
Экономические методы управления
Это система приемов и способов воздействия на исполнителей спомощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальноестимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата,себестоимость, прибыль, цена). При этом следует учесть, что кроме сугуболичных целей участник процесса преследует и общественные, и групповыецели.
В качестве основных методов управления здесь выступает системазаработной платы и премирования, которая должна быть максимальносвязана с результатами деятельности исполнителя. Оплату трудаменеджера целесообразно связать с результатами его деятельности в сфереответственности или с результатами деятельности всей фирмы.
Организационно-распорядительные методы управления
Это методы прямого воздействия, носящие директивный,обязательный характер. Они основаны на дисциплине, ответственности,власти, принуждении.
К числу организационных методов относят:
- организационное проектирование,
- регламентирование,
- нормирование.
При этом не указываются конкретные лица и конкретные датыисполнения.
При распорядительных методах (приказ, распоряжение, инструктаж)указываются конкретные исполнители и сроки выполнения.
Организационные методы основаны на типовых ситуациях, араспорядительные относятся большей частью к конкретным ситуациям.Обычно распорядительные методы основываются на организационных.
Сущность организационного регламентирования состоит вустановлении правил, обязательных для выполнения и определяющихсодержание и порядок организационной деятельности (положение опредприятии, устав фирмы, внутрифирменные стандарты, положения,инструкции, правила планирования, учета и т.д.).
Организационное нормирование включает нормы и нормативырасходов ресурсов в процессе деятельности фирмы.
Регламентирование и нормирование являются базойорганизационного проектирования новых и действующих фирм.
Распорядительные методы реализуются в форме:
- приказа,
- постановления,
- распоряжения,
- инструктажа,
- команды,
- рекомендации.
Управление производством осуществляется на основе правовыхнорм, которые касаются организационных, имущественных, трудовых ииных отношений в процессе производства.
Социально-психологические методы управления
Поскольку участниками процесса управления являются люди, тосоциальные отношения и отражающие их соответствующие методыуправления важны и тесно связаны с другими методами управления.
К ним относятся:
- моральное поощрение,
- социальное планирование,
- убеждение,
- внушение,
- личный пример,
- регулирование межличностных и межгрупповых отношений,
- создание и поддержание морального климата в коллективе.
Мотивационные методы управления
Предпосылки успешной активной работы по исполнениюзаключаются в возможностях исполнителей:
- знать (информация о целевых установках или мероприятиях, покоторым принято решение),
- сметь (эти установки и мероприятия должны быть "допустимыми"для исполнителей, в том числе не нарушать юридических и этическихнорм),
- мочь (исполнители должны иметь средства для выполненияпорученного),
- хотеть (они должны быть мотивированы).
Под мотивом понимают побуждение человеческого поведения,базирующееся на субъективных ощущениях недостатков или личныхстимулов. Мотивы человеческого поведения имеют определеннуюиерархию (она обычно называется «пирамидой Маслоу») - рис. 9.1.
Рис. 9.1. Пирамида Маслоу
Прежде всего, следует обеспечить сотрудника:
- возможностями выполнить работу,
- определить его рамки действий,
- четко сформулировать цели и задачи,
- создать окружение, способствующее выполнению задачи(предоставить средства, необходимую информацию, сформироватьорганизацию, использовать стиль управления, основанный насопричастности исполнителей).
Мотивационное управление концентрируется:
- на влиянии на состояние мотивации (степени идентификациисотрудника с фирмой, формировании его мотивов),
- чувстве его собственного достоинства (уважения как личности,сообщения о его значении для фирмы, ожиданиях результатов от егодеятельности);
- приведении мотивов в действия (обсуждаются личные интересы ивозможности сотрудника);
- усилении мотивов;
- оценке работы и аттестация (пересмотр зарплаты, рост,дополнительные выгоды);
- удовлетворении потребностей;
- обеспечении процесса мотивации.
Хорошая работа по мотивации сотрудников ведет:
- к увеличению оборота и прибыли;
- улучшению качества изделий;
- более творческому подходу и активности во внедрении достиженийНТП;
- повышенному притоку сотрудников;
- повышению их работоспособности;
- большей сплоченности и солидарности;
- уменьшению текучести кадров;
- улучшению репутации фирмы.
Применение тех или иных методов управления предприятиемосуществляется посредством соответствующих технологий. Технологияменеджмента заключается в принятии управленческого решения.
Решение - центральный момент всего процесса управления. Можносказать, что сутью профессии менеджера является принятие решений.
Наиболее типичные решения, принимаемые менеджерами фирм,можно классифицировать следующим образом:
- ситуационные, рутинные, ведомственные решения;
- решения средней сложности (текущие уточнения областидеятельности, решения под стрессом и при давлении сроков, решения висключительных случаях);
- инновационные и определяющие решения.
В процессе разрешения сложных проблем с целью усиленияспособности менеджеров к принятию обоснованных и объективныхрешений могут применяться различные научные методы их разработки иоптимизации, арсенал которых принято делить на два основных класса:
- методы моделирования;
- методы экспертных оценок.
Методы моделирования базируются на использованииматематических моделей для решения наиболее часто встречающихсяуправленческих задач.
Количество конкретных всевозможных моделей почти так же велико,как и число проблем, для решения которых они разработаны, поэтомуназовем лишь наиболее распространенные типы моделей.
Модели теории игр. Побуждают анализировать возможныеальтернативы своих действий с учетом возможных ответных действийконкурентов. Первоначально разработанные для военно-стратегическихцелей, модели теории игр применяются и в бизнесе для прогнозированияреакции конкурентов на принимаемые решения, например, на изменениецен, выпуск новых товаров и услуг, выход на новые сегменты рынка и т.п.
Так, принимая решение об изменении уровня цен на свои товары,руководство фирмы должно прогнозировать реакцию и возможныеответные действия основных конкурентов. И если с помощью моделитеории игр будет установлено, что, например, при повышении ценыконкуренты не сделают того же, организация, чтобы не попасть вневыгодное положение, должна отказаться от этой альтернативы ипоискать другое решение проблемы.
Следует, однако, отметить, что используются эти модели довольноредко, т.к. они оказываются слишком упрощенными по сравнению среальными экономическими ситуациями, настолько изменчивыми, чтополученные прогнозы бывают не слишком достоверны.
Модели теории очередей. Модели теории очередей используются длянахождения оптимального числа каналов обслуживания при определенномуровне потребности в них. К ситуациям, в которых такие модели могутбыть полезны, относятся, например, определение количества телефонныхлиний, необходимых для ответов на звонки клиентов, троллейбусов намаршруте, необходимых, чтобы на остановках не скапливались большиеочереди, или операционистов в банке, чтобы клиенты не ждали, пока имисмогут заняться и т.п. Проблема при этом заключается в том, чтодополнительные каналы обслуживания (больше телефонных линий,троллейбусов или банковских служащих) требуют дополнительныхресурсов, а их загрузка неравномерна (избыточная пропускнаяспособность в одни периоды времени и появление очередей в другие).Следовательно, нужно найти такое решение, которое позволяетсбалансировать дополнительные расходы на расширение каналовобслуживания и потери от их недостатка. Модели теории очередей как рази являются инструментом нахождения такого оптимального решения.
Модели управления запасами. Позволяют найти оптимальноерешение, т.е. такой уровень запаса, который минимизирует издержки наего создание и поддержание при заданном уровне непрерывностипроизводственных процессов.
Модели линейного программирования. Эти модели применяют длянахождения оптимального решения в ситуации распределениядефицитных ресурсов при наличии конкурирующих потребностей.Например, с помощью модели линейного программирования управляющийпроизводством может определить оптимальную производственнуюпрограмму, т.е. рассчитать, какое количество изделий каждогонаименования следует производить для получения наибольшей прибылипри известных объемах материалов и деталей, фонде времени работыоборудования и рентабельности каждого типа изделия.
В сложных ситуациях выбора менеджер может не обладать всейнеобходимой информацией или опытом, что повышает степень рискапринятия ошибочного решения. В подобных случаях значительный эффектприносят экспертные технологии.
В зависимости от процедуры и способов организации и проведенияэкспертизы среди методов экспертных оценок различают следующиеметоды.
Метод комиссий. Предполагает регулярные собрания экспертов дляпроведения групповых дискуссий по обсуждаемой проблеме и выработки входе таких дискуссий согласованного решения.
Метод мозгового штурма. Этот метод применяется, как правило, втех случаях, когда решается новая, малоизученная проблема, илитребуется найти новое, нетривиальное решение. Отличительнаяособенность метода мозгового штурма заключается в том, что онзапрещает критику предлагаемых альтернатив в процессе их выдвижения,что обеспечивает наиболее полное выявление и использование творческогопотенциала экспертов и возможность свободного высказывания ипоявления самых «безумных» идей.
Метод Дельфи. Достоинство данного метода состоит в том, что онпозволяет обобщать индивидуальные мнения отдельных экспертов всогласованное групповое мнение. Например, с помощь метода Дельфипроводится экспертиза с целью оценки возможных альтернатив решениянекоторой сложной проблемы и выбора наиболее предпочтительной.
Метод сценариев. Суть этого метода —написание экспертамисценариев развития анализируемой ситуации с целью определитьтенденции возможного развития и сформировать картину состояний, ккоторым она может прийти под влиянием тех или иных факторов, в томчисле под воздействием определенных управленческих решений или приих отсутствии.
Метод суда. Этот метод основан на использовании процедурысудебного заседания. При этом одна часть экспертов —сторонникиобсуждаемой альтернативы решения —выступают в качестве «защиты»,приводя всевозможные доводы в ее пользу, другая —противники —вкачестве «обвинения», приводя аргументы против, а третья частьэкспертов —«жюри» —выступают в качестве присяжных, оцениваяобоснованность аргументов и вынося окончательное решение.
- Тема 1. Системные основы организации производства... 5
- Тема 2. Организация производственного процесса вовремени и в пространстве................................................................ 16
- Тема 3. Организация поточного производства ................... 35
- Тема 4. Система управления качеством.................................. 43
- Тема 5. Инфраструктура предприятия........................................ 54
- Тема 6. Система создания и освоения новой продукции...................................................................................................................... 85
- Тема 7. Технико-экономическое планирование............... 103
- Тема 8. Оперативно-производственное планирование напредприятии........................................................................................... 118
- Тема 9. Сущность и структура управления предприятием....................................................................................................................... 127
- Тема 10. Управление трудовым коллективом ..................... 138
- Тема 1. Системные основы организации производства
- 1.1. Понятие производственного предприятия
- 1.2. Виды предприятий
- 1.3. Структура производственного предприятия
- 1.4. Внешняя среда предприятий
- Тема 2. Организация производственного процесса вовремени и в пространстве
- 2.1. Понятие производственного процесса
- 2.2. Структура производства
- 2.3. Виды производственных процессов
- 2.4. Принципы рациональной организации производства
- 2.5. Понятие производственного цикла
- 2.6. Генеральный план предприятия
- Тема 3. Организация поточного производства
- 3.1. Методы организации производства
- 3.2. Особенности поточного производства
- 3.3. Автоматизация производственных процессов
- Тема 4. Система управления качеством
- 4.1. Понятие качества
- 4.2. Показатели качества
- 4.3. Понятиесертификации
- 4.4. Организациятехнического контроля на предприятии
- Тема 5. Инфраструктура предприятия
- 5.1. Организация материально-технического обеспечения
- 5.2. Организация инструментального хозяйства
- 5.3. Организация ремонтного хозяйства
- 5.4. Организация энергетического хозяйства
- 5.5. Организация транспортного хозяйства
- 5.6. Организация складского хозяйства
- Тема 6. Система создания и освоения новой продукции
- 6.1. Организация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
- 6.2. Организация конструкторской и технологической подготовки производства
- 6.3. Организационно-экономическая подготовка производства
- 6.4. Организация процессов освоения производства новой продукции
- Тема 7. Технико-экономическое планирование
- 7.1. Организация сбыта продукции предприятия
- 7.2. Структура и основные функции службы сбыта
- 7.3. Планирование производства и продажи продукции
- 7.4. Оценка рынков сбыта и конкурентов
- 7.5. Риски и неопределенность при разработке и реализации планов
- 7.6. Финансовое планирование на предприятии
- Тема 8. Оперативно-производственное планирование напредприятии
- 8.1. Задачи и функции опп
- 8.2. Организация опп на предприятии
- 8.3. Структура опп
- 8.4. Виды производственного планирования
- Тема 9. Сущность и структура управления предприятием
- 9.1. Сущность, содержание и задачи менеджмента на предприятии
- 9.2. Методы и технологии управления предприятием
- Тема 10. Управление трудовым коллективом
- 10.1. Кадры управления предприятием
- 10.2. Стиль управления
- 10.3 Технология разработки и оценка эффективности управленческого решения
- 10.4. Требования к руководителю
- 10.5. Автоматизация управления предприятием