§ 2. Развитие представлений о субъекте действия
Деятельность людей разворачивается во всех сферах жизни, и развитие общества - это результат их усилий. При этом человеческая деятельность обусловлена исторически складывающимися условиями.
Трансформации субъекта действия
На первоначальной стадии развития общества в представлениях людей субъект движения и действия находился за пределами земного, человеческого и социального мира, он относился к области сверхъестественного, божественного предназначения. Считалось, что людьми, всеми событиями на земле под видом сил природы, персонифицированных духов и богов правит некая недосягаемая и непостижимая человеком всевышняя метафизическая сила. Она приносит блага и совершает суд на земле, устраивая и контролируя индивидуальную, групповую и коллективную жизнь, человеческие и социальные истории, войны и катаклизмы, жизнь и смерть.
Этот всевышний субъект действия как бы находится над всеми событиями на земле и в обществе, он регулирует и управляет процессами движения, расцвета и упадка.
На этой стадии развития общества человек осознает себя полностью зависимым, считает себя подчиненным высшим и непредсказуемым для него движущим силам, которые вершат историю, управляют судьбами людей на земле. На последующей стадии в поисках субъекта деятельности люди начинают представлять, что человеческое общество, его развитие и изменение зависят от естественных сил - физических, климатических, географических, биологических и даже астрологических.
Общественная энергия действия
Субъект деятельности теперь был спущен на землю, приблизился, но все еще находился вне общества, вне человечества, отводя людям роль послушных исполнителей воли и предначертаний природных сил. Этот субъект деятельности был уже более секуляризирован, т.е. независим от магических и религиозных верований, мифов, руководствовался идеями и правилами "мирских" или "земных" аргументов и просчетов, но собственно социальных ролей в динамических процессах действия человеку не отводилось, по-прежнему история вершилась где-то над ним.
В процессе дальнейшего развития общественного сознания, поиска истинных побудителей движения, действия, изменений в обществе и на земле энергию субъекта действия начали приписывать человеческим индивидам, но далеко не всем, а только избранным. Речь шла о выдающихся и великих людях: пророках, героях, лидерах, гениях, изобретателях и т.д. Им отводилась исключительная роль двигателей общества, хотя их харизматические качества не связывались с ними, а считались врожденными, генетически наследуемыми и индивидуально развиваемыми.
Такой субъект действия представляется уже более гуманизированным, но он еще не полностью социализирован. С появлением социологических теорий об обществе как саморегулирующейся и самотрансформирующейся системе научно обосновывается структура общества, связи и отношения между его элементами и подсистемами, в которых решающую роль играют социальные, экономические, политические и духовные отношения людей.
Человек входит в более крупные общности людей. О человеке стали говорить как о существе с безграничными творческими возможностями, принадлежащем двум различным мирам - природной необходимости и нравственной свободе, как о творце духовной жизни, культуры, носителе всеобщего идеального начала - духа и разума.
Субъект деятельности в таком обществе социализируется и уже рассматривается как сила социального организма, направленно проявляющаяся в социальной, экономической и культурной жизни, приводящая к развитию и изменению указанных направлений общественного развития. Дальнейшие поиски субъекта деятельности привели к личностям, исключительная роль которых рассматривалась как результат мистического проявления творческой энергии общества, а не как их врожденное свойство.
Люди видели в них сконцентрированное воплощение социальных настроений, исторических традиций и т.д. Они были лидерами потому, что знали, как поддерживать тех, кто за ними шел, манипулируя ресурсами, изменяя способы их распределения, обмена, условия взаимодействия.
Настоящим прорывом в поисках субъекта деятельности стало перемещение этого субъекта ("агента") из статуса великой личности в область социальных ролей, когда каждому индивиду принадлежит своя (хотя и маленькая) роль в целостном процессе социально-экономической, культурной и других сферах, приводящих общество к позитивным изменениям, следствием которых является совокупный результат деятельности всех людей.
Как в экономике из многочисленных и разрозненных решений, принимаемых бесчисленными производителями и потребителями, покупателями и продавцами, возникает энергия действия, так и в социокультурной сфере в повседневной практике люди создают, воссоздают и преобразуют свою собственную жизнь и свое общество. Следует подчеркнуть при этом, что результат деятельности людей, проявляющийся в виде социально-экономических преобразований и изменений, часто не является преднамеренным, так как действия членов общества обусловлены частными побудителями, осуществляются в эгоистических целях.
Однако не все люди действуют изолированно. Экономическая, политическая, социальная, культурная жизнь общества функционирует на основе преднамеренного, планируемого действия, когда в процесс включаются коллективные, корпоративные и групповые действия, дополняя сеть спонтанных действий отдельных индивидов.
Таким образом, движущая энергия общества находит свое воплощение в коллективных, корпоративных субъектах, которые действуют преднамеренно.
При этом одни субъекты в виде крупных монопольных организаций, близких к властям, да и сами законодательные органы и правительства действуют "сверху", выдвигая для решения свои корпоративные интересы, а другие - организации, группы поддержки и давления, лобби, организованные структуры действуют "снизу", освобождая дорогу для реализации своих задач.
Такое взаимодействие в основе своей образует и сегодня способ движения в обществе, и в целенаправленную деятельность этих сил вовлекается многочисленная масса активных индивидуальных деятелей.
В качестве вывода можно сформулировать следующее: в современном обществе субъект деятельности представлен в виде индивидуальных и коллективных деятелей. Но при этом особенно важно попытаться обнаружить секрет их действия и механизмы, с помощью которых они производят и воспроизводят социально-экономическую и социально-культурную реальность современного общества, обеспечивают социальный прогресс.
Субъекту в обществе присуща не только такая форма активности, как деятельность по приспособлению ее к окружающей среде, но и деятельность по ее преобразованию.
Можно сказать, что прогресс общества - это плод индивидуальных человеческих разнонаправленных действий, но не проявление, как считалось, божественной воли, благих намерений великих личностей *ши только автоматического действия социальных механизмов.
В первом случае движущими силами прогресса выступает человеческая деятельность, активность, он непосредственно связан с деятельностью людей, но при этом имеет ограниченность, так как он может происходить, но может и не происходить в зависимости от действий, предпринимаемых людьми, следовательно, требует активного, творческого, конструктивного действия.
Во втором случае движущие силы прогресса выносятся за рамки человеческих возможностей, прогресс становится как бы автоматически возможным, происходит сам собою, саморазвивается и в нем допускается пассивное, адаптивное поведение людей типа: "человек предполагает, а бог располагает" или "поживем - увидим".
Личностные качества субъекта
Признавая, что прогрессивные изменения в обществе осуществляются людьми, следует признать, что действия людей - это лишь необходимые, но далеко не достаточные условия прогресса, да и не всякий субъект деятельности (действия) может быть прогрессивен, как и направленные изменения могут быть не только прогрессивными, но и регрессивными. Следовательно, у субъекта деятельности существенными являются его личностные черты.
Важнейшее значение имеют такие личностные характеристики деятелей (исполнителей), которые обеспечивают динамизм, целенаправленность в достижении целей. Это люди творческие, способные к выдвижению новых идей, ориентированные на достижение определенных целей.
Но встречаются деятели (исполнители), которых характеризует пассивность, консерватизм, стремление удержать достигнутое; они стремятся к автономии, независимости, цельности своей личности или, наоборот, демонстрируют конформизм (зависимость от влияния других людей), адаптивность; могут объективно оценивать реальную социокультурную, экономическую ситуацию, но могут пребывать в иллюзиях несуществующей действительности. Именно наличие тех или иных качеств деятеля (исполнителя) определяет степень прогрессивных или тормозящих результатов деятельности.
Весьма существенными факторами влияния на субъекта являются структуры, в которых разворачивается его деятельность. По своим характеристикам типы структур (организации, фирмы, ассоциации, компании и т.д.) весьма разнообразны, плюралистичны, разветвленные или, напротив, ограниченные, простые, обладающие упрощенным набором и выбором возможностей.
Они могут быть открытыми, гибкими, многовариантными либо жесткими, закрытыми, догматичными, отвергающими новшества, новации. Оба типа структур оказывают решающее влияние на субъекта деятельности, диктуют стиль и манеры поведения, деятельности и управления.
Двоякое воздействие на деятеля-исполнителя оказывают естественные окружающие условия. Естественная окружающая среда, будь она богата ресурсами или скудной и неблагоприятной, всегда объективно обуславливает субъекта, ставит определенные границы содержанию и направленности его деятельности. В таких условиях он выстраивает свое поведение всегда неоднозначно.
Одни субъекты стремятся во что бы то ни стало преодолеть естественные преграды, покорить и приспособить их к своим целям, другие, напротив, приспосабливают себя к естественной среде и пассивно подчиняются ей.
Таким образом, субъективное, индивидуально-человеческое отношение к естественной окружающей среде раскрывает наиболее характерные черты каждого субъекта деятельности.
Культурный уровень субъекта деятельности определяется его отношением к традициям своего общества. Каждый человек, соприкасаясь с определенным набором традиций, культурных норм, ценностей, обычаев, обрядов, идей, манер поведения, не только воспринимает и усваивает их такими, какие они есть, но всегда делает свой выбор и, формируя свое отношение к прошлому, он выбирает и свое будущее.
Субъекты деятельности, социальные группы, принимая одни элементы социокультурного наследия, в то же время отвергают другие. Это есть выражение объективного и субъективного уровней, взглядов на традиции.
На этом острие дифференцируются субъекты деятельности, расслаиваясь на множество направлений в ориентациях на ту или иную историческую эпоху, рассматриваемую в качестве "подлинно" традиционной и образцовой.
На втором, субъективном уровне бережному отношению к традициям, стремлению следовать им может быть противопоставлено огульное отрицание прошлого (что типично для общества, вступившего в перестройку своей социально-политической и экономической системы, а также для молодого поколения любого общества).
Черты субъектов деятельности существенно дифференцируются по их личностному отношению к будущему. Одни субъекты испытывают оптимизм и надежду, верят, что человеческие усилия влияют на будущее, в своей деятельности они строят и реализуют долгосрочные проекты и планы.
Неверие в будущее, пессимизм и отчаяние, неуверенность в созидательную силу человеческой деятельности, ожидание скорого краха, нежелание прилагать усилия, вкладывать интеллект, капиталы в будущее формируют черты субъекта прямо противоположные оптимисту: приспособленчество, сиюминутная выгода, жизнь "одним днем".
Таким образом, характерные черты субъекта деятельности можно разделить на две категории, хотя в реальной жизни все гораздо сложнее, эклектичнее и не всегда укладывается в предложенные схемы.
Свобода ограничения субъекта
Важно различать: будет ли субъект стремиться своей деятельностью что-то изменить в обществе и на основе какой мотивации осуществляет ориентированные действия; будет ли он способен действовать, насколько сформированы его поведенческие возможности, направленные на деятельность.
Субъекта деятельности можно считать прогрессивным, а следовательно, перспективным только в том случае, когда он сочетает в себе две исходные предпосылки: мотивации и возможности, другими словами, если он не только хочет, но и может действовать. Оптимальный субъект, генерирующий черты прогрессивно ориентированного деятеля, складывается при условии сочетания в нем личностных качеств и внешних факторов:
-
творчество, независимость, восприятие реальности;
-
оптимистичный, долгосрочный взгляд на будущее и его планирование;
-
устойчивая и уважаемая традиция;
-
благоприятные и активно воспринимаемые естественные условия;
-
гибкие, разнообразные и экономически развитые структуры деятельности.
Все вышеизложенные качества субъекта деятельности рассмотрены нами с внешней стороны, когда на субъекта, погруженного в естественно сложившуюся деятельностную среду, влияют определенные организационные, материальные, социально-культурные структуры. Но не менее важно разобраться и понять действия прогрессивно ориентированного субъекта, который помещен в жизненные условия, обстоятельства и ситуации.
Смоделировать образ действия субъекта дают возможность такие понятия, как свобода и способность выходить за пределы собственных возможностей (в науке это называют "самотрансценденция").
Трудно усомниться в том, что творческий, жизнеустремленный, ориентированный на прогресс деятель в определенной степени свободен. Ему присущи и негативная свобода (свобода от кого-то, свобода от чего-то), которая дает возможность сохранить свою независимость от довлеющих над ним обстоятельств, действовать в пределах определенного поля напряжений, выборов и шансов, и позитивная свобода (свобода делать что-то), которая позволяет влиять, моделировать, преодолевать трудности и обеспечивает определенную степень власти и контроля над обстоятельствами.
Но все же наиболее определяющей чертой делового субъекта является способность к самотрансцендентности, то есть способность выходить за собственные пределы, прорываться через сложившиеся трудности, преграды, в разумных пределах "переходить границу".
Такая самотрансценденция может распространяться на такие виды деятельности субъекта, как:
-
трансценденция природы посредством ее покорения, контроля и регулирования;
-
трансценденция социально-культурных структур посредством отказа от прежних догм и представлений;
-
самотрансценденция через обучение, тренировки, самоконтроль, продвижение по службе и др.
Следовательно, способность к самотрансценденции высвобождает важнейшие черты субъекта деятельности: склонность к инновациям, выдвижение оригинальных идей, новых проектов; стремление к расширению опыта, багажа знаний, мастерства, стратегии, технологии, которые приобретаются в производственной, экономической, социально-культурной практике.
Реализация потенциальных возможностей субъекта деятельности стимулирует прогресс, при этом сам субъект также прогрессирует. Поэтому деятельность можно представить как специфическую форму отношения человека к окружающему миру, содержание которой несет в себе преобразования в интересах людей.
Она включает в себя цель, средства, результат и сам процесс. В конечном счете деятельность является условием существования человека и общества.
Контрольные вопросы и задания
-
Выделите основные этапы развития субъекта действия.
-
Корпоративные интересы субъектов деятельности в общественном прогрессе.
-
Характеристики субъекта деятельности.
-
Культурный уровень субъекта деятельности.
- Оглавление
- Раздел I. Теоретические основы социокультурного менеджмента
- Глава I. Человеческая деятельность как социальная
- § 1. Научные идеи и теории деятельности
- § 2. Развитие представлений о субъекте действия
- § 3. Хозяйствующие структуры и деятельность
- § 4. Исторические этапы развития менеджмента
- § 5. Научные школы управления
- § 6. Условия формирования отечественного менеджмента
- Глава II. Социально-культурная деятельность и управление
- § 1. Закономерности развития социокультурной системы
- § 2. Социокультурный менеджмент как компонент культурной политики государства
- § 3. Социокультурная деятельность как объект управления
- § 4. Социально-культурная деятельность как самоуправляемый процесс
- § 5. Нормативно-правовой статус муниципальных организаций культуры
- I. Законы, определяющие полномочия в области культуры органов государственной власти субъектов рф и органов местного самоуправления
- II. Блок законов, связанных с деятельностью организаций культуры как юридических лиц
- III. Законы, регулирующие деятельность некоммерческих организаций
- IV. Законодательство о государственной и муниципальной службе.
- V. Законы, регулирующие оплату труда и социальные гарантии работникам.
- VI. Законы, затрагивающие вопросы охраны интеллектуальной собственности в сфере культуры и искусства.
- I. Общие вопросы культуры.
- II. Авторское право.
- § 6. Государственное регулирование в области кинофикации и кинопроката
- § 7. Традиционная народная культура - истоки и современность
- Раздел II. Модели менеджмента социокультурной сферы
- Глава I. Механизмы управления социокультурной деятельностью
- § 1. Модификации систем управления социокультурной деятельностью
- § 2. Принципы организации местного самоуправления в культуре
- § 3. Альтернативные модели муниципального самоуправления в культуре
- § 4. Программно-проектные технологии в сфере культуры
- § 5. Планирование деятельности социокультурных учреждений
- § 6. Бизнес-планирование в социокультурной сфере
- § 5. Культурные индустрии как система интенсивных технологий потребления культурных продуктов и услуг
- Глава II. Основы социокультурного менеджмента
- § 1. Виды социокультурного менеджмента и функции менеджера
- § 3. Профессиональная компетентность социокультурного менеджера
- § 4. Система подготовки менеджеров социально-культурной деятельности
- § 5. Система повышения квалификации и аттестация кадров
- § 6. Информационные ресурсы социокультурного менеджмента
- Информационная система менеджмента
- Раздел III. Персонал-технологии социокультурного менеджмента
- Глава I. Технологии управления персоналом в учреждении культуры
- § 1. Формы управленческих отношений в коллективе
- § 2. Управление кадрами в социокультурном учреждении
- § 3. Управлять или действовать: функциональные различия
- Руководить или выполнить работу самому?
- § 4. Стиль работы руководителя
- § 5. Управленческая этика руководителя
- Глава II. Конфликты и технологии их предотвращения
- § 1. Социальная природа конфликтов
- § 2. Технологии преодоления конфликтов в коллективе
- Раздел IV. Материальные ресурсы социокультурной сферы
- Глава I. Формы финансирования социокультурных учреждений
- § 1. Материальные и духовные продукты социокультурной деятельности
- § 2. Механизмы финансирования социокультурной деятельности
- § 3. Мировая практика финансирования культуры и отечественные реалии
- Концепция
- § 4. Финансовая поддержка культуры в условиях рынка
- § 4. Билетное хозяйство в учреждениях культуры
- § 5. Заработная плата и социальные гарантии работников культуры
- Глава II. Некоммерческий маркетинг
- § 1. Внешняя социокультурная среда как маркетинговое пространство
- § 2. Технологии разработки маркетинговой политики
- § 2. Маркетинг в социокультурных учреждениях
- § 4. Способы привлечения внебюджетных средств
- § 5. Благотворительность в традициях русской культуры
- § 5. Финансовая и имущественная поддержка учреждений культуры
- Заключение
- Литература Общетеоретические проблемы социально-культурного менеджмента
- Модели управления в социокультурной сфере
- Практика социокультурного менеджмента
- Оглавление