logo search
Этика деловых отношений Черноскутов, Парфенова,

7.2. Поведение в общественных местах, официальных учреждениях и организациях

Деловому человеку приходится контактировать с другими людьми в общественных местах: на улице, в транспорте, в ресторанах, в различных учреждениях и организациях, в театре и т.д. Подобное общение регулируется определенным набором правил этикета.

На улице. Прежде всего, на улице предъявляются правила к внешнему виду, как и в других общественных местах (чистая одежда и обувь, опрятная одежда, причесанные волосы и т.д.).

В транспорте.

В театре, кинотеатре, на концерте. Нахождение в культурно-просветительном учреждении требует особо тщательного выполнения правил этикета. Основное правило при посещении подобных общественных заведений – не мешать людям отдыхать, получать удовольствие от игры актеров, музыкантов, сюжетом спектакля или кинофильма. Следует также соблюдать ряд правил поведения в местах культурного отдыха:

Культура застолья.

Деловое общение включает беседы не только за столом совещаний и переговоров, но и обсуждение вопросов на деловых приемах в сочетании с застольем.

Различают следующие виды приемов:

Завтрак – устраивается в промежутке времени между 12.00 и 15.00. Меню завтрака, как правило, состоит из одного-двух блюд холодной закуски, одного горячего рыбного блюда, одного горячего мясного блюда и десерта. После завтрака подаются кофе или чай. Форма одежды обычно указывается в приглашении.

Второй завтрак – ланч – совпадает по времени с завтраком дипломатического протокола. Меню обычно включает одну-две холодные закуски, два горячих блюда, десерт. Перед ланчем можно подать апперетив.

Прием «Бокал шампанского» - начинается в 12.00 и продолжается около часа. Это наиболее простая форма приема, не требующая особой подготовки. Проводится он стоя. К шампанскому или вину подают маленькие бутерброды, пирожные, орешки, а также кофе, чай, печенье, конфеты.

Чай – устраивается между 16.00 и 18.00. Накрывается один или несколько столиков, подаются кондитерские или булочные изделия, фрукты, десертные и сухие вина, соки, воды. Форма одежды повседневная.

Рис.7.1. Сервировка чайного (кофейного) стола на одного человека: 1 - кофейная (или чайная) чашка с блюдцем; 2 - чайная ложка; 3 - тарелка для пирожных; 4 - сал­фетка; 5 - вилка десертная; 6 - ложка для пирожных; 7 - фужер; 8 - рюмка для лике­ра или десертного вина; 9 - бокал для шампанского или коньяка

Приемы типа «жур фикс» устраиваются один раз в неделю в один и тот же день и час в течение всего осенне-зимнего сезона. Приглашения высылаются один раз и действуют на протяжении всего сезона. По времени проведения и форме одежды не отличаются от чая. Иногда носят характер музыкальных или литературных вечеров.

Приемы типа коктейль или фуршет. Устраиваются от 17.00 до 20.00 и длятся около двух часов. Предлагаются различные холодные закуски, кондитерские изделия и фрукты. Гости, подойдя к столу, кладут на руку салфетку, на нее ставят тарелку, накладывают в тарелку еду и, отойдя в сторону, едят. Спиртное либо расставляется на столиках, либо разносятся официантами. Форма одежды зависит от конкретного случая и может быть указана в приглашении. На коктейле подают больше еды и напитков. Вилками на коктейле не пользуются, их заменяют деревянные палочки или маленькие вилочки.

Обед. Меню обеда отличается от меню завтрака тем, что после холодных закусок подается суп. К холодным закускам подается охлажденная водка или настойка, к рыбному блюду – сухое белое вино, к мясному блюду – сухое красное вино, к десерту – шампанское, к кофе – коньяк или ликер. Форма одежды – торжественная.

Ужин. Начинается в 21.00. Форма одежды – парадная. Отличается от обеда лишь временем проведения.

Р ис. 7.2. Полная сервировка стола на одного человека во время обеда и ужина: 1 - перечница; 2 - солонка; 3 -вилка десертная; 4 - нож десертный; 5 - фужер; 6 - бокал для шампанского; 7 - рюм­ка для красного вина; 8 - рюмка для белого вина; 9 - рюмка для водки; 10 - тарелка хлебная; 11 - нож для масла; 12 - вилка закусочная; 13 - вилка рыбная; 14 - вилка столовая; 15 - тарелка подставочная; 16 - салфетка полотняная; 17 - нож столовый; 18 - нож рыбный; 19 - ложка столовая; 20 - нож закусочный

Вечерний прием «а ля фуршет». Устраивается в особо торжественных случаях. Начинается в 200.00 или позднее. Угощение такое же, как на приеме типа коктейль или фуршет, только обильнее. Форма одежды - парадная49.

Существуют общие правила поведения за столом:

По окончании трапезы и во время перерыва столовые приборы следует оставить следующим образом:

Общение в неформальной обстановке часто дает значительный эффект, люди знакомятся, устанавливаются первичные контакты. Необходимо выполнять правила поведения на подобных мероприятиях, чтобы произвести на партнеров (в том числи и потенциальных) благоприятное впечатление хорошо воспитанного человека.

В государственных и негосударственных административных учреждениях.

Культурный человек в любой ситуации ведет себя в учреждении учтиво, корректно, вежливо и с достоинством.

Необходимо, прежде всего, подготовиться к визиту в официальное учреждение или в организацию. Перед посещением учреждения необходимо четко сформулировать для себя цель визита, предмет беседы с руководителем или другим должностным лицом. Продумать план беседы, подготовить необходимые документы и заранее договорится о встрече. Также заранее необходимо уточнить адрес, вид транспорта, просчитать время, которое необходимо затратить на дорогу. Это необходимо для того, чтобы прибыть на место за несколько минут до назначенной встречи.

Большое значение играет поведение посетителя в первые несколько минут посещения учреждения, его общение с вахтером, дежурным, администратором. Войдя в помещение, не хлопают дверью и не оставляют ее распахнутой. Воспитанный человек обязательно поздоровается с вахтером или другим дежурным лицом, находящимся в вестибюле. По требованию дежурного необходимо предъявить пропуск или иные документы, удостоверяющие личность.

Часто в учреждениях приходится пользоваться лифтом. Существуют специальные правила поведения в лифте, особенно это касается официальных учреждений. Если у лифта стоят люди, с ними необходимо поздороваться. Первым в лифт входит мужчина, придерживая двери, а затем могут войти женщина или ребенок. Входя в лифт, в котором находятся сотрудники организации, необходимо поздороваться с ними. Ни в коем случае нельзя вставать к ним спиной, даже в переполненном лифте. Выходить из лифта мужчина должен последним. Пропустив вперед женщин и детей (исключение: мужчина вошел последним и. чтобы не мешать выходить остальным пассажирам, мужчине следует выйти первым).

Придя в приемную, необходимо доложить секретарю о своем приходе, назвав свое имя, фамилию и цель визита. Посетитель, входящий в комнату учреждения, где сидят несколько человек, не должен стучать. Необходимо тихо или поклоном поприветствовать присутствующих и подойти к нужному сотруднику. Если посетитель не знает его в лицо, необходимо спросить у сидящего ближе к двери, за каким столом он сидит. Видя, что работник пишет, считает или проверяет документы, следует подождать, пока он освободиться, и только тогда обратиться к нему.

Прежде чем войти в отдельный кабинет, лучше постучать, а затем, войдя в комнату, спросить: «Разрешите?», «К вам можно?» Входя в кабинет, не следует протискиваться в узкую щель или, наоборот, распахивать широко дверь. Первое будет воспринято как неуверенность в себе, а второе как бесцеремонность. Посетитель не должен первым протягивать руку для рукопожатия. Помните, что рукопожатие – это ваша визитная карточка (см. тему 7.1.). Если цель посещения учреждения – завязывание деловых отношений, необходимо призвать на помощь наблюдательность, чуткость, стараться улавливать нюансы в поведении партнера, учитывать его особенности.

Если по учреждению идут с сопровождающим, то он идет рядом или чуть впереди гостя. В освещенную комнату вперед пропускают гостя, в неосвещенную заходят сами. При встрече или беседе в коридоре занимают такое положение, чтобы не мешать идущим людям.

Приходя в учреждение перед закрытием, необходимо считаться с тем, что у работников день нормирован и они имеют право на отдых.

Во многих учреждениях, прежде чем решить какой-либо вопрос, необходимо дождаться своей очереди. Хорошо воспитанный человек не проигнорирует очередь и не войдет в кабинет, проигнорировав тех, кто терпеливо ждет. В то же время он пропустит инвалида, пожилого человека, женщину с маленьким ребенком.

Если у стоящего впереди посетителя длинный разговор, а у вас минутный, можно, извинившись, прервать его и попросить решить свой вопрос. Если вас неправильно поняли, следует спокойно повторить вопрос или просьбу, ни в коем случае не нервничать, сохранять учтивость, терпение и тактичность.

Общение посетителя и должностного лица должно быть корректным. Чем вежливей будет посетитель, тем более приветливый прием его ждет. Не следует забывать о таких словах как «пожалуйста», «благодарю», «извините». Даже если вопрос решен не в пользу посетителя, не следует громко хлопать дверью и выказывать свое раздражение иным способом.

Все вышеперечисленные правила не означают, что посетитель должен занимать позицию «униженного просящего», его право – требовать соблюдения законности, добросовестного соблюдения обязанностей должностным лицом, но все это следует делать спокойно, корректно, тактично50.

Задание 7.2.1. Представьте ситуацию: вы находитесь в отделе социальной защиты и не знаете, к какому специалисту обратиться со своей проблемой. Опишите ваши действия.

Задание 7.2.2. Оцените этичность действий персонажей в следующих ситуациях:

Пожилая дама просит молодого человека уступить ей место в автобусе

Во время спектакля ваш сосед общается по сотовому телефону

По тротуару идут 3 человека в ряд

Задание 7.2.3. Обозначьте на схеме расположение столовых приборов после окончания трапезы