1.6. Методы управления: понятие, сущность, состав, их классификация и взаимосвязь
Для любой области человеческой деятельности метод – это совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Современная система научных методов очень разнообразна.
Метод управления – это совокупность приемов и способов воздействия субъекта на объект управления для достижения поставленных целей. Система методов управления предполагает комплексный характер этого воздействия, что определяется сложной структурой целей, интересов и мотивов деятельности отдельных работников, трудовых коллективов и общества в целом. В то же время комплексность предполагает возможность выделения оптимального состава методов и ситуативное определение той или иной группы методов в качестве приоритетной.
Специалисты в области менеджмента считают, что в народном хозяйстве в целом на всех уровнях управления можно насчитать более 10000 методов. Все методы управления тесно взаимосвязаны и используются в оптимальной пропорции для достижения целей. Единство методов управления предопределяется общностью методологических подходов.
Существует определенная взаимосвязь между категориями «метод» и «функция» управления, которая выражается в реализации функций через конкретные методы управления.
Следует отметить, что в экономической литературе нет единого толкования содержания, объекта воздействия и классификации методов управления. Все методы управления органически дополняют друг друга, находятся в постоянном динамическом равновесии.
Методы управления можно классифицировать по следующим признакам.
По форме воздействия выделяют:
методы непосредственного воздействия на объект;
косвенного воздействия на объект.
По направленности бывают методы воздействия:
на все предприятие;
на общество в целом;
на конкретного человека.
По характеру воздействия выделяют:
стимулирующие методы;
регламентирующие методы.
По продолжительности воздействия:
постоянного воздействия;
периодического воздействия контроль;
краткосрочные и долгосрочные.
По уровню воздействия:
на уровне всей экономики;
на уровне отрасли;
на уровне предприятия.
По масштабу управленческой деятельности:
общие;
конкретные.
По содержанию (мотивации):
организационно-распорядительные;
экономические;
социально-психологические.
В практике руководители используют различные методы. Каждый выбирает совокупность тех или иных методов в силу своей профессиональной подготовленности, личных качеств и целей, стоящих перед коллективом.
Экономические методы управления
Ведущее место в системе методов управления занимают экономические методы управления, так как в основе деятельности любого предприятия и в основе первичных интересов и мотивов каждого его члена лежат материальные потребности. Будучи направленными на реализацию единства интересов государства, коллектива и конкретной личности, они способствуют развитию предприятия и укреплению его экономического положения на рынке товаров и услуг.
На разных уровнях управления используются различные экономические методы.
1. На макроуровне используются методы централизованного регулирования:
методы регулирования отдельных программ, госзаказов (программа социальной поддержки, стратегические заказы для предприятий со стороны государства);
методы совершенствования налоговой системы (предоставление льгот по налогообложению, регулирование ставки НДС и акцизов);
методы ценового регулирования (установление фиксированного уровня торговой надбавки на товары первой необходимости);
методы финансово-кредитной политики (установление ЦБ ставки ссудного процента);
методы таможенной политики (таможенная декларация).
2. На микроуровне (уровне предприятия):
хозяйственный расчет (основанный на принципах самофинансирования, самоокупаемости, самоуправления на всех уровнях предприятия);
планирование (прогнозирование деятельности, перспективное и текущее планирование);
коммерческий расчет (получение прибыли – одна из главных целей деятельности предприятия).
Экономические методы управления предполагают материальную мотивацию работников организации на выполнение заданий и на получение после их выполнения экономического вознаграждения за результаты работы. Наиболее распространенными формами прямого экономического воздействия на персонал являются: хозяйственный расчет, материальное стимулирование и участие в прибылях через приобретение ценных бумаг (акций, облигаций) организации.
Конкретный набор и содержание рычагов экономического воздействия определяются спецификой управляемой системы. В соответствии с этим в управленческой практике экономические методы руководства чаще всего выступают в следующих формах: планирование, анализ, хозрасчет, коммерческий расчет, ценообразование, финансирование. Для решения экономических задач в управлении организацией применяются и экономико-математические методы, математическое программирование, теория игр, массовое обслуживание, управление запасами, линейные модели и др.
Организационно-распорядительные методы управления
Специалисты считают, что это самая многочисленная группа методов. С их помощью создаются наиболее рациональные связи между отдельными элементами предприятия, создается эффективная система управления.
Система организационно-распорядительных методов может быть представлена как совокупность двух равнозначных элементов: воздействие на структуру управления (регламентация деятельности и нормирование в системе управления) и на процесс управления (подготовка, принятие, организация выполнения и контроль за управленческими решениями).
Эти методы делятся на две подгруппы:
1) методы организационного воздействия;
2) методы распорядительного воздействия.
Организационное воздействие основано на действии утвержденных внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала. К ним относятся: устав организации, организационная структура и штатное расписание, положения о подразделениях, коллективный договор, должностные инструкции, правила внутреннего распорядка. Эти документы могут быть оформлены в виде стандартов предприятия и вводятся в действие обязательно приказом руководителя организации. Практическая реализация организационного воздействия во многом определяется уровнем деловой культуры организации, желанием сотрудников работать по правилам, предписанным администрацией.
Инструментами или способами организационного воздействия служат: организационное нормирование (нормы управляемости, нормы выработки, нормы труда и т.д.), организационное регулирование и регламентирование (график работы), организационно-методическое инструктирование (инструкции по приемке товара по количеству и качеству, по использованию ЭВМ и программного обеспечения и др.).
Распорядительное воздействие направлено на достижение поставленных целей управления, соблюдение требований внутренних нормативных документов и поддержание заданных параметров системы управления путем прямого административного регулирования. К числу распорядительных воздействий относят: приказы, распоряжения, указания, инструкции, нормирование труда, координацию работ и контроль исполнения.
Приказ является наиболее категоричной формой распорядительного воздействия и обязывает подчиненных точно исполнять принятые решения в установленные сроки. Неисполнение приказа влечет за собой соответствующие санкции со стороны руководства. Приказы издаются от имени руководителя организации.
Распоряжение в отличие от приказа не охватывает все функции организации, обязательно для исполнения в пределах конкретной функции управления и структурного подразделения. Распоряжения издаются обычно от имени заместителей руководителя организации по направлениям.
Указания и инструкции являются локальным видом распорядительного воздействия, ставят целью оперативное регулирование управленческим процессом и направлены на ограниченное число сотрудников. Инструктаж и координация работ рассматриваются как методы руководства, основанные на научении подчиненных правилам выполнения трудовых операций.
Распорядительное воздействие применяется при организационной структуре управления, когда уже закреплены права и обязанности структурных подразделений и отдельных работников. Оно сосредоточивает свои усилия на контроле и регулировании деятельности предприятия и отдельных сотрудников, обеспечении четких действий аппарата управления и слаженной работы всех подразделений предприятия. Распорядительное воздействие всегда вызывается конкретными причинами и имеет одностороннюю направленность – от руководителя к подчиненному.
Социально-психологические методы управления
Чтобы воздействие на коллектив было наиболее результативным, необходимо не только знать моральные и психологические особенности отдельных исполнителей, социально-психологические характеристики отдельных групп и коллективов, но и осуществлять управляющее воздействие.
Для этих целей применяются социально-психологические методы, которые представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них.
Они базируются на использовании поведенческих наук и, как правило, воздействуют на духовные интересы. Они регулируют межличностные отношения, возникающие между отдельными работниками, между работником и руководителем в процессе производственной деятельности.
По масштабам и способам воздействия их можно разделить на социологические, направленные на группы сотрудников в процессе их производственного взаимодействия, и психологические, целенаправленно воздействующие на внутренний мир конкретной личности.
Приемы и способы социального и психологического воздействия во многом определяются подготовленностью руководителя, его компетентностью, организаторскими способностями и знаниями в области социальной психологии.
Социально-психологические методы руководства требуют, чтобы во главе коллектива были люди достаточно гибкие, умеющие использовать разнообразные аспекты управления. Как основные формы воздействия можно выделить:
методы воздействия на коллектив (планирование социального развития трудовых коллективов, экономическое соревнование, постоянно действующие производственные совещания, которые выступают как метод управления и как форма участия трудящихся в управлении);
методы воздействия на личность (убеждение как метод воспитания и формирования личности, личный пример, критику и самокритику);
большую роль играют методы формирования организационной культуры предприятия (различного рода ритуалы и обряды). Формирование психологического климата в коллективе может проходить при помощи тестирования, анкетирования, собеседования.
Также социально-психологические методы используются в процессе формирования межличностных отношений и в процессе управления конфликтными ситуациями. Успех деятельности руководителя в этом направлении зависит от того, насколько правильно применяет он различные формы социально-психологического воздействия, которые, в конечном счете, сформируют здоровые межличностные отношения.
Современная концепция управления выдвигает в качестве приоритетов: сохранение, кооперацию, качество, партнерство, интеграцию. В центре стратегической концепции управления персоналом находится человек как наивысшая ценность для организации. Такой сложный организм, каким является персонал современной организации, не может рассматриваться с позиций содержания только его формальной структуры и разложения ее на отдельные части. Наряду со структурным подходом, отражающим статику персонала, превалирующее значение имеет поведенческий подход, рассматривающий конкретную личность, систему отношений между людьми, их компетентность, способности, мотивацию к труду и достижению поставленных целей. Причинами, побуждающими людей объединиться в организации и взаимодействовать в их формальных рамках, являются физические и биологические ограничения, свойственные каждой отдельной личности, и цели, достижение которых требует коллективных усилий. Объединяя свои усилия, каждый сотрудник дополняет друг друга и влияет тем самым на поведение организации в целом с целью повышения ее эффективности.
- Общие положения
- 1. Менеджмент
- 1.1. Менеджмент и его роль в условиях перехода к рынку
- 1.2. Эволюция концепций менеджмента
- 1.3. Управленческие решения: понятие, типология, методы принятия
- 1.4. Функции управления, их сущность, состав и значение в системе менеджмента
- 1.5. Организационные структуры управления: типы, особенности проектирования, тенденции развития, критерии выбора
- 1.6. Методы управления: понятие, сущность, состав, их классификация и взаимосвязь
- 1.7. Стили управления, типы менеджеров, психология их личности
- 1.8. Конфликты в системе управления: причины, способы преодоления
- 1.9. Особенности организации управленческого труда. Самоменеджмент руководителя
- 1.10. Эффективность менеджмента
- 1.11. Развитие менеджмента в России. Особенности формирования рыночного механизма
- 1.12. Мотивация трудовой деятельности. Основные задачи процесса мотивации
- 1.13. Стили управления и их адаптация к деловым ситуациям
- 1.14. Основные виды организационной структуры предприятий будущего: интеллектуальные, виртуальные, многомерные организации
- Интеллектуальные организации
- Виртуальные корпорации
- Многомерные организации
- 1.15. Изменения в организации: виды, причины возникновения сопротивления персонала, способы преодоления
- Библиографический список
- 2. Экономика отрасли (торговли)
- 2.1. Роль отрасли торговли в рыночной системе хозяйствования, вклад в ввп страны. Классификация предприятий по подотраслям, их основные функции, формы взаимодействия
- 2.2. Предприятия розничной торговли: функции, задачи, классификация услуг розничной торговли и общие требования к ним. Пути развития в условиях конкуренции
- 2.5. Интеграционные процессы в торговле. Развитие сетевых структур, их конкурентные преимущества. Роль в повышении эффективности отрасли
- 2.6. Особенности региональной структуры отрасли торговля. Актуальные направления ее развития
- 2.8. Особенности и принципы размещения предприятий оптовой, розничной торговли и общественного питания
- 2.9. Ответственность предприятия торговли при работе на потребительском рынке
- 2.10. Роль малого предпринимательства в торговле. Пути развития в современных условиях. Государственная поддержка малых предприятий
- Библиографический список
- 3. Маркетинг
- 3.1. Сущность, цели, задачи и основные направления маркетинговых исследований
- 3.2. Виды и источники маркетинговой информации. Методы сбора первичной и вторичной маркетинговой информации
- 3.3. Сегментирование рынка, выбор целевого рынка, позиционирование
- 3.4. Конкурентоспособность товара и ее оценка
- 3.5. Планирование товарного ассортимента. Матрица бкг
- 3.6. Организационные структуры службы маркетинга и обоснование их выбора
- 3.7. Разработка стратегии развития торгового предприятия. Матрица «товар-рынок»
- 3.8. Товарные стратегии торгового предприятия
- 3.9. Особенности ценовой политики розничного торгового предприятия. Маркетинговый подход к ценообразованию
- 3.10. Маркетинговые коммуникации и их роль в продвижении товаров на рынок
- 3.11. Конкурентоспособность предприятия, факторы ее определяющие
- 3.12. Маркетинговые стратегии по обхвату выбранных сегментов, их преимущества и недостатки
- 3.13. Каналы сбыта и оптимизация их выбора
- 3.14. Жизненный цикл товара и особенности стратегии маркетинга на каждом этапе жцт
- 3.15. Товарная реклама, цели, виды, средства. Общие требования к товарной рекламе
- Библиографический список
- 4. Экономика предприятия
- 4.1. Организация учетной и аналитической деятельности на предприятии Организация учета
- Организация анализа
- 4.2. Планирование на предприятии как основная функция управления. Технология планирования, система планов
- 4.3. Капитал предприятия: структура, формирование, показатели эффективности использования
- 4.4. Основные средства предприятия торговли, их виды и назначение. Порядок учета. Показатели эффективности использования основных средств в торговле и пути ее повышения
- 4.5. Оборотные средства предприятия торговли: понятие, состав, структура, источники образования, показатели эффективности использования
- 4.6. Товарные запасы, их виды и назначение. Анализ и нормирование товарных запасов. Пути ускорения оборачиваемости товаров
- Классификация товарных запасов
- Анализ товарных запасов торгового предприятия
- Методы нормирования товарных запасов
- 4.7 Формы и системы оплаты труда, используемые на предприятиях торговли. Показатели эффективности использования средств на оплату труда
- Показатели эффективности использования средств на оплату труда
- 3. Интегральный показатель эффективности:
- 4.8. Производительность труда в торговле, пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов на предприятиях отрасли
- 4.9. Розничный товарооборот, его состав, структура, анализ, планирование. Факторы, определяющие объем продаж при планировании
- Основные направления анализа товарооборота
- Анализ общего объема товарооборота
- Анализ состава и структуры товарооборота
- Факторный анализ товарооборота
- 4.10. Оптовый товарооборот, понятие, виды, анализ, планирование
- 4.11. Валовой доход предприятия, структура и источники его образования. Факторы, влияющие на величину валового дохода. Методы анализа
- Факторы, влияющие на величину валового дохода:
- 4.12. Расходы предприятия торговли, их экономическое содержание, классификация. Факторы, влияющие на уровень затрат. Экономические методы управления расходами
- Классификация издержек обращения
- По участию в образовании стоимости:
- Номенклатура и состав издержек обращения
- Факторы, влияющие на издержки обращения
- Экономические методы управления расходами
- 4.13. Анализ издержек обращения торгового предприятия. Показатели эффективности использования. Методика планирования основных статей Показатели издержек обращения:
- Направления анализа издержек обращения:
- Планирование издержек обращения
- Методика планирования основных статей
- 4.14. Налогообложение деятельности предприятия торговли. Виды налогов, налогооблагаемая база, налоговые ставки
- 4.15. Налог на прибыль: схема определения налогооблагаемой базы, порядок расчета
- 4.16. Прибыль предприятия. Факторы, влияющие на величину прибыли. Направления использования
- 4.17. Понятие рентабельности предприятия. Система показателей рентабельности. Их экономическая интерпретация
- 4.18. Специальные системы налогообложения малого бизнеса
- Глава 26.1 «Единый сельскохозяйственный налог».
- Глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения».
- Глава 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности».
- 4.19. Хозяйственные риски предприятия. Природа, методы оценки и управления
- Методы оценки рисков
- Методы управления рисками
- 4.20. Цели и задачи анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Система показателей. Ликвидность предприятия, методы определения
- Библиографический список
- 080502 «Экономика и управление на предприятии
- 443036, Г. Самара, ул. Неверова, 87