Методы нормирования товарных запасов
1. Опытно-статистический метод – основан на изучении развития показателей. Предполагает 2 способа расчета норматива товарных запасов:
1) способ расчета норматива товарных запасов в днях на основе среднегодового изменения товарных запасов с помощью скользящей средней;
2) способ расчета норматива товарных запасов в стоимостном выражении на основе коэффициента эластичности.
Технико-экономический – определение норматива запасов осуществляется по отдельным составным элементам.
Составные элементы товарных запасов:
товарный запас на время приемки и подготовки товаров к продаже;
торговый запас:
рабочий запас (представительный ассортиментный набор и запас в размере однодневной реализации – однодневный товарооборот),
запас текущего пополнения (½ партии поставки товара);
гарантийный запас (½ рабочего запаса);
запас в пути.
Эти методы имеют свои положительные и отрицательные стороны. Так, использование экономико-статистического метода позволяет произвести расчеты в максимально сжатые сроки, но, вместе с тем, полученные плановые показатели не будут обладать требуемой точностью и сохранят недостатки базисных периодов. Расчет на основе технико-экономического метода более трудоемкий (используется широкая информационная база), но полученные нормы товарных запасов по отдельным товарным группам будут полностью адекватны условиям хозяйствования организации в плановом периоде.
Важнейшим показателем, характеризующим товарные запасы и эффективность хозяйственной деятельности предприятия в целом, является товарооборачиваемость. Товарооборачиваемость наиболее достоверно характеризует состояние товарных запасов, в ней в меньшей степени проявляется влияние случайных факторов.
Товарооборачиваемость позволяет оценить и количественно измерить 2 параметра, присущие товарным запасам: время и скорость их обращения.
Время товарного обращения (товарооборачиваемость в днях товарооборота) – характеризует среднюю продолжительность пребывания товара на данном предприятии в виде товарного запаса:
(4.15)
где – время товарного обращения, дн.;
– средний товарный запас, тыс. руб.;
– товарооборот, тыс. руб.;
– количество дней в рассматриваемом периоде;
– однодневный товарооборот, тыс. руб.
Скорость товарного обращения (товарооборачиваемость в количестве оборотов) – показывает, сколько раз в течение изучаемого периода произошло обновление товарных запасов:
(4.16)
где – скорость товарного обращения;
– время товарного обращения,
– средний товарный запас, тыс.руб.;
– товарооборот, тыс.руб.;
– количество дней в рассматриваемом периоде.
Между временем и скоростью товарного обращения существует устойчивая обратнопропорциональная зависимость: уменьшение времени и увеличение скорости товарного обращения позволяет осуществить больший объем товарооборота при меньших размерах товарного запаса, что способствует снижению товарных потерь, уменьшению расходов по хранению товаров, оплате процентов за пользование кредитом.
Ускорение оборачиваемости средств, вложенных в товарные запасы, равнозначно увеличению ресурсов, которые могут быть направлены дополнительно на развитие предприятия или другие сферы деятельности.
Пути ускорения товарооборачиваемости.
Активное воздействие торговых предприятий и организаций на промышленность с целью приведения ассортимента выпускаемой продукции в соответствие со спросом покупателей, а также улучшение качества продукции, увеличение выпуска фасованных товаров.
Рациональная организация товародвижения, устранение лишних звеньев в товародвижении, расширение транзитных отгрузок товаров, устранение встречных многократных и излишне дальних перевозок.
Внедрение прогрессивных методов продажи товаров и повышение культуры обслуживания покупателей.
Совершенствование МТБ торговли – внедрение новой техники и механизация трудоемких работ.
Повышение квалификации работников торговли и рост эффективности их труда.
Своевременная ликвидация товарных запасов путем уценки, передачи другим предприятиям, продажи в кредит.
Организация рациональных прямых связей торговли с местными товаропроизводителями.
Совершенствование централизованной доставки, кольцевого завоза и других прогрессивных форм перевозки товаров.
- Общие положения
- 1. Менеджмент
- 1.1. Менеджмент и его роль в условиях перехода к рынку
- 1.2. Эволюция концепций менеджмента
- 1.3. Управленческие решения: понятие, типология, методы принятия
- 1.4. Функции управления, их сущность, состав и значение в системе менеджмента
- 1.5. Организационные структуры управления: типы, особенности проектирования, тенденции развития, критерии выбора
- 1.6. Методы управления: понятие, сущность, состав, их классификация и взаимосвязь
- 1.7. Стили управления, типы менеджеров, психология их личности
- 1.8. Конфликты в системе управления: причины, способы преодоления
- 1.9. Особенности организации управленческого труда. Самоменеджмент руководителя
- 1.10. Эффективность менеджмента
- 1.11. Развитие менеджмента в России. Особенности формирования рыночного механизма
- 1.12. Мотивация трудовой деятельности. Основные задачи процесса мотивации
- 1.13. Стили управления и их адаптация к деловым ситуациям
- 1.14. Основные виды организационной структуры предприятий будущего: интеллектуальные, виртуальные, многомерные организации
- Интеллектуальные организации
- Виртуальные корпорации
- Многомерные организации
- 1.15. Изменения в организации: виды, причины возникновения сопротивления персонала, способы преодоления
- Библиографический список
- 2. Экономика отрасли (торговли)
- 2.1. Роль отрасли торговли в рыночной системе хозяйствования, вклад в ввп страны. Классификация предприятий по подотраслям, их основные функции, формы взаимодействия
- 2.2. Предприятия розничной торговли: функции, задачи, классификация услуг розничной торговли и общие требования к ним. Пути развития в условиях конкуренции
- 2.5. Интеграционные процессы в торговле. Развитие сетевых структур, их конкурентные преимущества. Роль в повышении эффективности отрасли
- 2.6. Особенности региональной структуры отрасли торговля. Актуальные направления ее развития
- 2.8. Особенности и принципы размещения предприятий оптовой, розничной торговли и общественного питания
- 2.9. Ответственность предприятия торговли при работе на потребительском рынке
- 2.10. Роль малого предпринимательства в торговле. Пути развития в современных условиях. Государственная поддержка малых предприятий
- Библиографический список
- 3. Маркетинг
- 3.1. Сущность, цели, задачи и основные направления маркетинговых исследований
- 3.2. Виды и источники маркетинговой информации. Методы сбора первичной и вторичной маркетинговой информации
- 3.3. Сегментирование рынка, выбор целевого рынка, позиционирование
- 3.4. Конкурентоспособность товара и ее оценка
- 3.5. Планирование товарного ассортимента. Матрица бкг
- 3.6. Организационные структуры службы маркетинга и обоснование их выбора
- 3.7. Разработка стратегии развития торгового предприятия. Матрица «товар-рынок»
- 3.8. Товарные стратегии торгового предприятия
- 3.9. Особенности ценовой политики розничного торгового предприятия. Маркетинговый подход к ценообразованию
- 3.10. Маркетинговые коммуникации и их роль в продвижении товаров на рынок
- 3.11. Конкурентоспособность предприятия, факторы ее определяющие
- 3.12. Маркетинговые стратегии по обхвату выбранных сегментов, их преимущества и недостатки
- 3.13. Каналы сбыта и оптимизация их выбора
- 3.14. Жизненный цикл товара и особенности стратегии маркетинга на каждом этапе жцт
- 3.15. Товарная реклама, цели, виды, средства. Общие требования к товарной рекламе
- Библиографический список
- 4. Экономика предприятия
- 4.1. Организация учетной и аналитической деятельности на предприятии Организация учета
- Организация анализа
- 4.2. Планирование на предприятии как основная функция управления. Технология планирования, система планов
- 4.3. Капитал предприятия: структура, формирование, показатели эффективности использования
- 4.4. Основные средства предприятия торговли, их виды и назначение. Порядок учета. Показатели эффективности использования основных средств в торговле и пути ее повышения
- 4.5. Оборотные средства предприятия торговли: понятие, состав, структура, источники образования, показатели эффективности использования
- 4.6. Товарные запасы, их виды и назначение. Анализ и нормирование товарных запасов. Пути ускорения оборачиваемости товаров
- Классификация товарных запасов
- Анализ товарных запасов торгового предприятия
- Методы нормирования товарных запасов
- 4.7 Формы и системы оплаты труда, используемые на предприятиях торговли. Показатели эффективности использования средств на оплату труда
- Показатели эффективности использования средств на оплату труда
- 3. Интегральный показатель эффективности:
- 4.8. Производительность труда в торговле, пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов на предприятиях отрасли
- 4.9. Розничный товарооборот, его состав, структура, анализ, планирование. Факторы, определяющие объем продаж при планировании
- Основные направления анализа товарооборота
- Анализ общего объема товарооборота
- Анализ состава и структуры товарооборота
- Факторный анализ товарооборота
- 4.10. Оптовый товарооборот, понятие, виды, анализ, планирование
- 4.11. Валовой доход предприятия, структура и источники его образования. Факторы, влияющие на величину валового дохода. Методы анализа
- Факторы, влияющие на величину валового дохода:
- 4.12. Расходы предприятия торговли, их экономическое содержание, классификация. Факторы, влияющие на уровень затрат. Экономические методы управления расходами
- Классификация издержек обращения
- По участию в образовании стоимости:
- Номенклатура и состав издержек обращения
- Факторы, влияющие на издержки обращения
- Экономические методы управления расходами
- 4.13. Анализ издержек обращения торгового предприятия. Показатели эффективности использования. Методика планирования основных статей Показатели издержек обращения:
- Направления анализа издержек обращения:
- Планирование издержек обращения
- Методика планирования основных статей
- 4.14. Налогообложение деятельности предприятия торговли. Виды налогов, налогооблагаемая база, налоговые ставки
- 4.15. Налог на прибыль: схема определения налогооблагаемой базы, порядок расчета
- 4.16. Прибыль предприятия. Факторы, влияющие на величину прибыли. Направления использования
- 4.17. Понятие рентабельности предприятия. Система показателей рентабельности. Их экономическая интерпретация
- 4.18. Специальные системы налогообложения малого бизнеса
- Глава 26.1 «Единый сельскохозяйственный налог».
- Глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения».
- Глава 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности».
- 4.19. Хозяйственные риски предприятия. Природа, методы оценки и управления
- Методы оценки рисков
- Методы управления рисками
- 4.20. Цели и задачи анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Система показателей. Ликвидность предприятия, методы определения
- Библиографический список
- 080502 «Экономика и управление на предприятии
- 443036, Г. Самара, ул. Неверова, 87