2.10. Роль малого предпринимательства в торговле. Пути развития в современных условиях. Государственная поддержка малых предприятий
Реализация рыночных реформ во многом связана с развитием малых форм предпринимательства различных организационно-правовых форм.
Этот сектор экономики обеспечивает необходимую мобильность рынка, без чего невозможно его эффективное функционирование.
Малое предпринимательство способно достаточно быстро заполнить свободные рыночные ниши, не требует, как правило, больших инвестиций и имеет короткие сроки окупаемости.
Но главное – малое предпринимательство является фактором формирования конкурентной среды.
Торговля лидирует среди других отраслей экономики, как по количеству малых предприятий, так и по числу занятых на них работников и объему произведенной продукции (табл. 2.1).
Малые предприятия в сфере торговли создают выгодные и дешевые государству рабочие места. Малые предприятия торговли позволили трудоустроить работников других отраслей в период проведения рыночных реформ и реструктуризации экономики.
Основная масса всех торговых предприятий может быть отнесена к категории малых. В Самарской области на долю субъектов малого предпринимательства (с индивидуальными предпринимателями, реализующими товары вне рынков) приходится около 60% оборота розничной торговли.
Таблица 2.1
Число малых предприятий, численность работающих и объем произведенной на них продукции (работ и услуг) по отраслям экономики на 01.01.2002г. (в % к итогу)
Показатели | Число предприятий | Среднесписоная численность | Объем произведенной продукции (работ, услуг) |
Всего: | 100 | 100 | 100 |
промышленность | 15,3 | 21,7 | 27,4 |
сельское хозяйство | 1,6 | 2,6 | 1,3 |
строительство | 14,4 | 20,5 | 23,2 |
торговля и ОП | 44,5 | 35,2 | 25,9 |
прочие отрасли | 24,2 | 20,0 | 22,2 |
В развитых странах Запада одним из ключевых направлений государственной политики является поддержка малых и средних предприятий т.к. малый бизнес играет исключительную роль в народном хозяйстве независимо от господствующего общественно-политического строя. Малый бизнес является центральной движущей силой становления и укрепления рынка.
Очевидно, что в ближайшие годы российская экономика будет многоукладной, что означает сосуществование и конкурирование государственного сектора с частнопредпринимательским и мелкооптовым секторами.
Основная цель предлагаемой правительством схемы развития малого и среднего бизнеса – это создание механизма для формирования стабильных условий финансирования, предоставления юридических услуг и проведения экспертиз проектов, направленных на вовлечение в предпринимательскую деятельность широких слоев населения. Рост числа мелких и средних предприятий позволит снизить угрозу возможной безработицы и сохранить деловой потенциал.
Основные положения Государственной программы заключаются в следующем:
предусмотрено создание и развитие законодательной и нормативной базы предпринимательской деятельности, обеспечение правовой защиты субъектов малого и среднего бизнеса;
совершенствование системы государственного регулирования развития малого предпринимательства, включая введение упрощенных процедур и правил регистрации субъектов малого предпринимательства, учета и отчетности.
Важным аспектом являются меры по прямой финансовой поддержке предпринимателей. В федеральном бюджете предусмотрено выделенные ассигнований Фонду поддержки предпринимательства и развития конкуренции. При этом Фонд сможет оказывать финансовую помощь предприятиям и предпринимателям, выступать гарантом по кредитам коммерческих банков, принимать долевое участие в развитии объектов инфраструктуры, самостоятельно финансировать отдельные проекты.
Создание системы государственного страхования кредитов, которые будут предоставляться малому и среднему бизнесу.
Совершенствование налогового законодательства и проведение особой амортизационной политики по отношению к предприятиям малого и среднего бизнеса.
Особая роль отводится вопросам, связанным с перестройкой процессов управления развитием малого бизнеса, а также созданием многоуровневой информационной системы, дающей возможность иностранным инвесторам получить необходимую информацию о приоритетах в развитии малого предпринимательства в России.
Программой предусматривается делегирование определенных функций региональным фондам поддержки малого предпринимательства. К этим функциям относятся:
содействие проведению государственной политики на местах в части формирования рыночных отношений на основе поддержки предпринимательства и развития конкуренции путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации целевых региональных программ;
участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсных отборов, а также реализации как региональных, так и федеральных и отраслевых, обеспечивающих поддержку предпринимательства, малого и среднего бизнеса;
поддержка инновационной деятельности предпринимательских структур в регионе;
содействие привлечению отечественных и иностранных инвестиций для реализации приоритетных направлений деятельности по созданию конкурентной среды и развитию малого предпринимательства.
Источники формирования средств Регионального фонда должны включать:
средства Федерального фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции;
ассигнования из местного бюджета;
средства, привлеченные путем выпуска ценных бумаг;
добровольные взносы, благотворительные пожертвования и т.д.
Получая финансовые ресурсы, фонды поддержки малого предпринимательства должны, прежде всего, выступать гарантами для коммерческих банков и иных финансово-кредитных учреждений по кредитам, выдаваемым малым предприятиям, а также компенсировать часть процентов за кредит.
Участниками реализации схемы развития малого предпринимательства на региональном уровне должны стать: администрация регионов, кредитно-банковские структуры, фирмы, обеспечивающие юридическую правовую помощь и необходимую подготовку документов для потенциальных предпринимателей.
Для малого бизнеса предусмотрены определенные льготы и преимущества, такие как: создание резервов не облагаемой налогом прибыли; применение специальных норм амортизации; инвестиционные льготы; льготы по НДС и другим налогам; льготные кредиты; предоставление дополнительных экспортных квот и др.
- Общие положения
- 1. Менеджмент
- 1.1. Менеджмент и его роль в условиях перехода к рынку
- 1.2. Эволюция концепций менеджмента
- 1.3. Управленческие решения: понятие, типология, методы принятия
- 1.4. Функции управления, их сущность, состав и значение в системе менеджмента
- 1.5. Организационные структуры управления: типы, особенности проектирования, тенденции развития, критерии выбора
- 1.6. Методы управления: понятие, сущность, состав, их классификация и взаимосвязь
- 1.7. Стили управления, типы менеджеров, психология их личности
- 1.8. Конфликты в системе управления: причины, способы преодоления
- 1.9. Особенности организации управленческого труда. Самоменеджмент руководителя
- 1.10. Эффективность менеджмента
- 1.11. Развитие менеджмента в России. Особенности формирования рыночного механизма
- 1.12. Мотивация трудовой деятельности. Основные задачи процесса мотивации
- 1.13. Стили управления и их адаптация к деловым ситуациям
- 1.14. Основные виды организационной структуры предприятий будущего: интеллектуальные, виртуальные, многомерные организации
- Интеллектуальные организации
- Виртуальные корпорации
- Многомерные организации
- 1.15. Изменения в организации: виды, причины возникновения сопротивления персонала, способы преодоления
- Библиографический список
- 2. Экономика отрасли (торговли)
- 2.1. Роль отрасли торговли в рыночной системе хозяйствования, вклад в ввп страны. Классификация предприятий по подотраслям, их основные функции, формы взаимодействия
- 2.2. Предприятия розничной торговли: функции, задачи, классификация услуг розничной торговли и общие требования к ним. Пути развития в условиях конкуренции
- 2.5. Интеграционные процессы в торговле. Развитие сетевых структур, их конкурентные преимущества. Роль в повышении эффективности отрасли
- 2.6. Особенности региональной структуры отрасли торговля. Актуальные направления ее развития
- 2.8. Особенности и принципы размещения предприятий оптовой, розничной торговли и общественного питания
- 2.9. Ответственность предприятия торговли при работе на потребительском рынке
- 2.10. Роль малого предпринимательства в торговле. Пути развития в современных условиях. Государственная поддержка малых предприятий
- Библиографический список
- 3. Маркетинг
- 3.1. Сущность, цели, задачи и основные направления маркетинговых исследований
- 3.2. Виды и источники маркетинговой информации. Методы сбора первичной и вторичной маркетинговой информации
- 3.3. Сегментирование рынка, выбор целевого рынка, позиционирование
- 3.4. Конкурентоспособность товара и ее оценка
- 3.5. Планирование товарного ассортимента. Матрица бкг
- 3.6. Организационные структуры службы маркетинга и обоснование их выбора
- 3.7. Разработка стратегии развития торгового предприятия. Матрица «товар-рынок»
- 3.8. Товарные стратегии торгового предприятия
- 3.9. Особенности ценовой политики розничного торгового предприятия. Маркетинговый подход к ценообразованию
- 3.10. Маркетинговые коммуникации и их роль в продвижении товаров на рынок
- 3.11. Конкурентоспособность предприятия, факторы ее определяющие
- 3.12. Маркетинговые стратегии по обхвату выбранных сегментов, их преимущества и недостатки
- 3.13. Каналы сбыта и оптимизация их выбора
- 3.14. Жизненный цикл товара и особенности стратегии маркетинга на каждом этапе жцт
- 3.15. Товарная реклама, цели, виды, средства. Общие требования к товарной рекламе
- Библиографический список
- 4. Экономика предприятия
- 4.1. Организация учетной и аналитической деятельности на предприятии Организация учета
- Организация анализа
- 4.2. Планирование на предприятии как основная функция управления. Технология планирования, система планов
- 4.3. Капитал предприятия: структура, формирование, показатели эффективности использования
- 4.4. Основные средства предприятия торговли, их виды и назначение. Порядок учета. Показатели эффективности использования основных средств в торговле и пути ее повышения
- 4.5. Оборотные средства предприятия торговли: понятие, состав, структура, источники образования, показатели эффективности использования
- 4.6. Товарные запасы, их виды и назначение. Анализ и нормирование товарных запасов. Пути ускорения оборачиваемости товаров
- Классификация товарных запасов
- Анализ товарных запасов торгового предприятия
- Методы нормирования товарных запасов
- 4.7 Формы и системы оплаты труда, используемые на предприятиях торговли. Показатели эффективности использования средств на оплату труда
- Показатели эффективности использования средств на оплату труда
- 3. Интегральный показатель эффективности:
- 4.8. Производительность труда в торговле, пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов на предприятиях отрасли
- 4.9. Розничный товарооборот, его состав, структура, анализ, планирование. Факторы, определяющие объем продаж при планировании
- Основные направления анализа товарооборота
- Анализ общего объема товарооборота
- Анализ состава и структуры товарооборота
- Факторный анализ товарооборота
- 4.10. Оптовый товарооборот, понятие, виды, анализ, планирование
- 4.11. Валовой доход предприятия, структура и источники его образования. Факторы, влияющие на величину валового дохода. Методы анализа
- Факторы, влияющие на величину валового дохода:
- 4.12. Расходы предприятия торговли, их экономическое содержание, классификация. Факторы, влияющие на уровень затрат. Экономические методы управления расходами
- Классификация издержек обращения
- По участию в образовании стоимости:
- Номенклатура и состав издержек обращения
- Факторы, влияющие на издержки обращения
- Экономические методы управления расходами
- 4.13. Анализ издержек обращения торгового предприятия. Показатели эффективности использования. Методика планирования основных статей Показатели издержек обращения:
- Направления анализа издержек обращения:
- Планирование издержек обращения
- Методика планирования основных статей
- 4.14. Налогообложение деятельности предприятия торговли. Виды налогов, налогооблагаемая база, налоговые ставки
- 4.15. Налог на прибыль: схема определения налогооблагаемой базы, порядок расчета
- 4.16. Прибыль предприятия. Факторы, влияющие на величину прибыли. Направления использования
- 4.17. Понятие рентабельности предприятия. Система показателей рентабельности. Их экономическая интерпретация
- 4.18. Специальные системы налогообложения малого бизнеса
- Глава 26.1 «Единый сельскохозяйственный налог».
- Глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения».
- Глава 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности».
- 4.19. Хозяйственные риски предприятия. Природа, методы оценки и управления
- Методы оценки рисков
- Методы управления рисками
- 4.20. Цели и задачи анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Система показателей. Ликвидность предприятия, методы определения
- Библиографический список
- 080502 «Экономика и управление на предприятии
- 443036, Г. Самара, ул. Неверова, 87