logo
GAK_OTVET

2.10. Роль малого предпринимательства в торговле. Пути развития в современных условиях. Государственная поддержка малых предприятий

Реализация рыночных реформ во многом связана с развитием малых форм предпринимательства различных организационно-правовых форм.

Этот сектор экономики обеспечивает необходимую мобильность рынка, без чего невозможно его эффективное функционирование.

Малое предпринимательство способно достаточно быстро заполнить свободные рыночные ниши, не требует, как правило, больших инвестиций и имеет короткие сроки окупаемости.

Но главное – малое предпринимательство является фактором формирования конкурентной среды.

Торговля лидирует среди других отраслей экономики, как по количеству малых предприятий, так и по числу занятых на них работников и объему произведенной продукции (табл. 2.1).

Малые предприятия в сфере торговли создают выгодные и дешевые государству рабочие места. Малые предприятия торговли позволили трудоустроить работников других отраслей в период проведения рыночных реформ и реструктуризации экономики.

Основная масса всех торговых предприятий может быть отнесена к категории малых. В Самарской области на долю субъектов малого предпринимательства (с индивидуальными предпринимателями, реализующими товары вне рынков) приходится около 60% оборота розничной торговли.

Таблица 2.1

Число малых предприятий, численность работающих и объем произведенной на них продукции (работ и услуг) по отраслям экономики на 01.01.2002г. (в % к итогу)

Показатели

Число

предприятий

Среднесписоная численность

Объем произведенной продукции

(работ, услуг)

Всего:

100

100

100

промышленность

15,3

21,7

27,4

сельское хозяйство

1,6

2,6

1,3

строительство

14,4

20,5

23,2

торговля и ОП

44,5

35,2

25,9

прочие отрасли

24,2

20,0

22,2

В развитых странах Запада одним из ключевых направлений государственной политики является поддержка малых и средних предприятий т.к. малый бизнес играет исключительную роль в народном хозяйстве независимо от господствующего общественно-политического строя. Малый бизнес является центральной движущей силой становления и укрепления рынка.

Очевидно, что в ближайшие годы российская экономика будет многоукладной, что означает сосуществование и конкурирование государственного сектора с частнопредпринимательским и мелкооптовым секторами.

Основная цель предлагаемой правительством схемы развития малого и среднего бизнеса – это создание механизма для формирования стабильных условий финансирования, предоставления юридических услуг и проведения экспертиз проектов, направленных на вовлечение в предпринимательскую деятельность широких слоев населения. Рост числа мелких и средних предприятий позволит снизить угрозу возможной безработицы и сохранить деловой потенциал.

Основные положения Государственной программы заключаются в следующем:

Важным аспектом являются меры по прямой финансовой поддержке предпринимателей. В федеральном бюджете предусмотрено выделенные ассигнований Фонду поддержки предпринимательства и развития конкуренции. При этом Фонд сможет оказывать финансовую помощь предприятиям и предпринимателям, выступать гарантом по кредитам коммерческих банков, принимать долевое участие в развитии объектов инфраструктуры, самостоятельно финансировать отдельные проекты.

Создание системы государственного страхования кредитов, которые будут предоставляться малому и среднему бизнесу.

Совершенствование налогового законодательства и проведение особой амортизационной политики по отношению к предприятиям малого и среднего бизнеса.

Особая роль отводится вопросам, связанным с перестройкой процессов управления развитием малого бизнеса, а также созданием многоуровневой информационной системы, дающей возможность иностранным инвесторам получить необходимую информацию о приоритетах в развитии малого предпринимательства в России.

Программой предусматривается делегирование определенных функций региональным фондам поддержки малого предпринимательства. К этим функциям относятся:

Источники формирования средств Регионального фонда должны включать:

Получая финансовые ресурсы, фонды поддержки малого предпринимательства должны, прежде всего, выступать гарантами для коммерческих банков и иных финансово-кредитных учреждений по кредитам, выдаваемым малым предприятиям, а также компенсировать часть процентов за кредит.

Участниками реализации схемы развития малого предпринимательства на региональном уровне должны стать: администрация регионов, кредитно-банковские структуры, фирмы, обеспечивающие юридическую правовую помощь и необходимую подготовку документов для потенциальных предпринимателей.

Для малого бизнеса предусмотрены определенные льготы и преимущества, такие как: создание резервов не облагаемой налогом прибыли; применение специальных норм амортизации; инвестиционные льготы; льготы по НДС и другим налогам; льготные кредиты; предоставление дополнительных экспортных квот и др.