4.19. Хозяйственные риски предприятия. Природа, методы оценки и управления
Основой хозяйственной деятельности торгового предприятия является коммерческая (торговая) деятельность. Учитывая это, хозяйственный риск торгового предприятия следует рассматривать как риск, возникающий в сфере товарного обращения и связанный с деятельностью по доведению товара от поставщика до потребителя.
Существование риска в сфере товарного обращения непосредственно связано с наличием неопределенности, которая неоднородна по форме проявления и по содержанию. Источники возникновения неопределенности многообразны. Основными источниками возникновения неопределенности и риска в социально-экономических процессах являются:
факторы, присущие обществу: многовариантный, вероятностный характер;
противоречивость общественных явлений, элементы стихийности, случайности;
факторы, порождаемые спонтанностью природных явлений и процессов, стихийными бедствиями;
факторы, связанные с неполнотой, недостатком информации, сведений об объекте, явлении, процессе, с ограниченностью человека в сборе и переработке информации, с постоянной изменчивостью информации о многих объектах;
факторы, связанные с влиянием научно-технического прогресса на социальную, экономическую, политическую и духовную жизнь;
факторы, обусловленные воздействием субъектов на экономическую жизнь, их взаимодействием между собой в целях реализации своих потребностей, интересов, целей;
факторы, связанные с ограниченностью, недостаточностью материальных, финансовых, трудовых и других ресурсов при принятии и реализации решений;
факторы, связанные с относительностью процесса познания человеком окружающей действительности (каждый новый этап познания открывает новые нерешенные проблемы);
факторы, связанные с невозможностью однозначного понимания объекта при сложившихся в данных условиях уровне и методах научного познания;
факторы, связанные с существующими различиями в социально-психологических установках, намерениях, оценках, стереотипах поведения субъектов.
Кроме того, риск как возможная опасность потерь может быть связан с нереальностью поставленных целей, с просчетами в планировании и прогнозировании, с субъективизмом в оценке ожидаемых результатов.
Таким образом, вероятностная структура среды, в которой находится торговое предприятие, статистический характер и многовариантность, присущие большинству явлений окружающей действительности, порождают риск. Риск имеет место не только в результате незнания предприятием того, к чему оно стремится, или плохого ориентирования в окружающей среде, но и в связи с тем, что непрерывно меняются условия его деятельности, меняется поведение субъектов рынка, а это заставляет проводить быструю переориентацию деловой активности.
Непредсказуемость спроса, насыщенность и дифференцированность потребности, изменение предпочтений покупателей, индивидуализация потребления, усиление конкуренции – все это ведет к повышению риска при принятии решений предприятиями торговли.
Риск предприятий торговли выражается вероятностью получения таких нежелательных результатов, как потери прибыли, нереализованные запасы товаров, снижение эффективности капитальных вложений по сравнению с запланированным уровнем, возникновение убытков при заключении какой-либо сделки, сокращение ресурсной базы и т. д.
Существуют различные классификации рисков. Риск подразделяется:
1) по источнику возникновения на: риск, связанный с деятельностью человека (антропогенный, техногенный); риск, обусловленный природными факторами (природоестественный) и смешанный риск;
2) по природе возникновения на: идентифицируемый, частично идентифицируемый, неидентифицируемый;
3) по причине возникновения на: риск неопределенности будущего, непредсказуемости поведения партнеров, недостатка информации;
4) по среде возникновения на: внутренний риск (связанный с внутренней средой субъекта) и внешний риск (связанный с внешней средой субъекта);
5) по степени предсказуемости (возможности предвидения) на: ожидаемый (предсказуемый, прогнозируемый) и неожидаемый (непредсказуемый, непрогнозируемый);
6) по степени влияния на жизнедеятельность субъекта на: существенный, несущественный;
7) по степени разрешаемости на: разрешаемый, трудно-разрешаемый (частичноразрешаемый), неразрешаемый;
8) по возможностям страхования на: страхуемый, нестрахуемый;
9) по характеру проявления во времени на: временный (разовый), кратковременный (периодический), постоянный;
10) по уровню (величине) риски делятся на: низкий, умеренный, полный;
11) по уровню потерь на: допустимый, критический, катастрофический.
Особый интерес представляют внутренние риски предприятий торговли. Внутренние риски зависят от вида и специфики торгового предприятия, характера его основной и вспомогательной деятельности и состава его партнеров (покупателей, поставщиков и контрагентов).
Основной деятельностью торгового предприятия остается купля-продажа товаров. Риск, возникающий в процессе реализации закупленных товаров и услуг, называется торговым (коммерческим) риском. Сама продажа товаров и услуг осуществляется согласно определенной схеме – торгово-технологическому процессу. Он включает в себя ряд операций (транспортировку, приемку поступающих товаров по количеству и качеству, их хранение, размещение и выкладку в торговых залах, внутримагазинное перемещение, фасовку, упаковку и продажу), каждая из которых сопровождается определенными видами риска.
- Общие положения
- 1. Менеджмент
- 1.1. Менеджмент и его роль в условиях перехода к рынку
- 1.2. Эволюция концепций менеджмента
- 1.3. Управленческие решения: понятие, типология, методы принятия
- 1.4. Функции управления, их сущность, состав и значение в системе менеджмента
- 1.5. Организационные структуры управления: типы, особенности проектирования, тенденции развития, критерии выбора
- 1.6. Методы управления: понятие, сущность, состав, их классификация и взаимосвязь
- 1.7. Стили управления, типы менеджеров, психология их личности
- 1.8. Конфликты в системе управления: причины, способы преодоления
- 1.9. Особенности организации управленческого труда. Самоменеджмент руководителя
- 1.10. Эффективность менеджмента
- 1.11. Развитие менеджмента в России. Особенности формирования рыночного механизма
- 1.12. Мотивация трудовой деятельности. Основные задачи процесса мотивации
- 1.13. Стили управления и их адаптация к деловым ситуациям
- 1.14. Основные виды организационной структуры предприятий будущего: интеллектуальные, виртуальные, многомерные организации
- Интеллектуальные организации
- Виртуальные корпорации
- Многомерные организации
- 1.15. Изменения в организации: виды, причины возникновения сопротивления персонала, способы преодоления
- Библиографический список
- 2. Экономика отрасли (торговли)
- 2.1. Роль отрасли торговли в рыночной системе хозяйствования, вклад в ввп страны. Классификация предприятий по подотраслям, их основные функции, формы взаимодействия
- 2.2. Предприятия розничной торговли: функции, задачи, классификация услуг розничной торговли и общие требования к ним. Пути развития в условиях конкуренции
- 2.5. Интеграционные процессы в торговле. Развитие сетевых структур, их конкурентные преимущества. Роль в повышении эффективности отрасли
- 2.6. Особенности региональной структуры отрасли торговля. Актуальные направления ее развития
- 2.8. Особенности и принципы размещения предприятий оптовой, розничной торговли и общественного питания
- 2.9. Ответственность предприятия торговли при работе на потребительском рынке
- 2.10. Роль малого предпринимательства в торговле. Пути развития в современных условиях. Государственная поддержка малых предприятий
- Библиографический список
- 3. Маркетинг
- 3.1. Сущность, цели, задачи и основные направления маркетинговых исследований
- 3.2. Виды и источники маркетинговой информации. Методы сбора первичной и вторичной маркетинговой информации
- 3.3. Сегментирование рынка, выбор целевого рынка, позиционирование
- 3.4. Конкурентоспособность товара и ее оценка
- 3.5. Планирование товарного ассортимента. Матрица бкг
- 3.6. Организационные структуры службы маркетинга и обоснование их выбора
- 3.7. Разработка стратегии развития торгового предприятия. Матрица «товар-рынок»
- 3.8. Товарные стратегии торгового предприятия
- 3.9. Особенности ценовой политики розничного торгового предприятия. Маркетинговый подход к ценообразованию
- 3.10. Маркетинговые коммуникации и их роль в продвижении товаров на рынок
- 3.11. Конкурентоспособность предприятия, факторы ее определяющие
- 3.12. Маркетинговые стратегии по обхвату выбранных сегментов, их преимущества и недостатки
- 3.13. Каналы сбыта и оптимизация их выбора
- 3.14. Жизненный цикл товара и особенности стратегии маркетинга на каждом этапе жцт
- 3.15. Товарная реклама, цели, виды, средства. Общие требования к товарной рекламе
- Библиографический список
- 4. Экономика предприятия
- 4.1. Организация учетной и аналитической деятельности на предприятии Организация учета
- Организация анализа
- 4.2. Планирование на предприятии как основная функция управления. Технология планирования, система планов
- 4.3. Капитал предприятия: структура, формирование, показатели эффективности использования
- 4.4. Основные средства предприятия торговли, их виды и назначение. Порядок учета. Показатели эффективности использования основных средств в торговле и пути ее повышения
- 4.5. Оборотные средства предприятия торговли: понятие, состав, структура, источники образования, показатели эффективности использования
- 4.6. Товарные запасы, их виды и назначение. Анализ и нормирование товарных запасов. Пути ускорения оборачиваемости товаров
- Классификация товарных запасов
- Анализ товарных запасов торгового предприятия
- Методы нормирования товарных запасов
- 4.7 Формы и системы оплаты труда, используемые на предприятиях торговли. Показатели эффективности использования средств на оплату труда
- Показатели эффективности использования средств на оплату труда
- 3. Интегральный показатель эффективности:
- 4.8. Производительность труда в торговле, пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов на предприятиях отрасли
- 4.9. Розничный товарооборот, его состав, структура, анализ, планирование. Факторы, определяющие объем продаж при планировании
- Основные направления анализа товарооборота
- Анализ общего объема товарооборота
- Анализ состава и структуры товарооборота
- Факторный анализ товарооборота
- 4.10. Оптовый товарооборот, понятие, виды, анализ, планирование
- 4.11. Валовой доход предприятия, структура и источники его образования. Факторы, влияющие на величину валового дохода. Методы анализа
- Факторы, влияющие на величину валового дохода:
- 4.12. Расходы предприятия торговли, их экономическое содержание, классификация. Факторы, влияющие на уровень затрат. Экономические методы управления расходами
- Классификация издержек обращения
- По участию в образовании стоимости:
- Номенклатура и состав издержек обращения
- Факторы, влияющие на издержки обращения
- Экономические методы управления расходами
- 4.13. Анализ издержек обращения торгового предприятия. Показатели эффективности использования. Методика планирования основных статей Показатели издержек обращения:
- Направления анализа издержек обращения:
- Планирование издержек обращения
- Методика планирования основных статей
- 4.14. Налогообложение деятельности предприятия торговли. Виды налогов, налогооблагаемая база, налоговые ставки
- 4.15. Налог на прибыль: схема определения налогооблагаемой базы, порядок расчета
- 4.16. Прибыль предприятия. Факторы, влияющие на величину прибыли. Направления использования
- 4.17. Понятие рентабельности предприятия. Система показателей рентабельности. Их экономическая интерпретация
- 4.18. Специальные системы налогообложения малого бизнеса
- Глава 26.1 «Единый сельскохозяйственный налог».
- Глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения».
- Глава 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности».
- 4.19. Хозяйственные риски предприятия. Природа, методы оценки и управления
- Методы оценки рисков
- Методы управления рисками
- 4.20. Цели и задачи анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Система показателей. Ликвидность предприятия, методы определения
- Библиографический список
- 080502 «Экономика и управление на предприятии
- 443036, Г. Самара, ул. Неверова, 87