4.20. Цели и задачи анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Система показателей. Ликвидность предприятия, методы определения
Целью анализа финансово-хозяйственной деятельности является получение ключевых (наиболее информативных) параметров (показателей), дающих объективную и наиболее точную картину финансового состояния и результатов хозяйственной деятельности предприятия. Цель анализа достигается в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач:
1) оценка структуры имущества организации и источников его формирования;
2) выявление степени сбалансированности между движением материальных и финансовых ресурсов;
3) оценка структуры и потоков собственного и заемного капитала в процессе экономического кругооборота, нацеленного на извлечение максимальной или оптимальной прибыли, повышение финансовой устойчивости, обеспечение платежеспособности и т.п.;
4) оценка правильности использования денежных средств для поддержания эффективной структуры капитала;
5) оценка влияния факторов на финансовые результаты деятельности и эффективность использования активов организации;
6)осуществление контроля за движением финансовых потоков организации, соблюдением норм и нормативов расходования финансовых и материальных ресурсов, целесообразностью осуществления затрат.
Систему показателей, используемых при проведении комплексного анализа, целесообразно построить по схеме (рис. 4.1).
Рис. 4.1. Схема системы показателей при проведении комплексного анализа
Использование системного подхода при анализе деятельности торгового предприятия представлено на рис. 4.2.
Показатели, характеризующие ресурсы предприятия и эффективность их использования, можно разделить на три подгруппы:
1. Показатели, характеризующие финансовые ресурсы предприятия: основные средства (их сумма, состав, показатели эффективности использования); оборотные средства в целом (общая сумма, состав и структура с точки зрения покрытия, показатели оборачиваемости и т.п.); капитал (структура, показатели эффективности использования). Кроме того, целесообразно в эту подгруппу включить показатели финансового состояния предприятия – финансовую устойчивость, ликвидность, платежеспособность.
Рис. 4.2. Схема анализа основных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия на основе системного анализа
2. Показатели, характеризующие трудовые ресурсы предприятия: численность работников (общая численность, структура, показатели движения рабочей силы, производительность труда и т.п.); расходы на оплату труда (сумма, уровень, структура, средняя заработная плата, эффективность использования расходов на оплату труда и т.п.).
3. Показатели, характеризующие материальные ресурсы предприятия: основные фонды (состав, структура); товарные запасы (сумма, состояние на дату, средние запасы, оборачиваемость и т.п.).
Показатели, характеризующие затраты предприятия и эффективность их использования, включают две подгруппы:
1. Показатели по издержкам обращения: издержки обращения (сумма, уровень, темп изменения уровня, структура, сумма абсолютной (относительной) экономии (перерасхода), затратоотдача и другие показатели эффективности использования издержек обращения).
2. Показатели по затратам, не учтенным в основных издержках обращения: затраты на приобретение товаров; внереализационные расходы (сумма, направления расходования, в том числе налоги).
Показатели, характеризующие результат хозяйственной деятельности предприятия, подразделяются на три подгруппы:
1. Показатели объема и структуры товарооборота: товарооборот (объем, состав, показатели динамики, равномерность выполнения и т.п.); структура (ассортимент, ассортиментные сдвиги и т.п.).
2. Показатели доходов: валовой доход (сумма, уровень, факторы и т.п.); операционные доходы (сумма, структура); внереализационные доходы (сумма, структура).
3. Показатели прибыли и рентабельности: прибыль (сумма); рентабельность (система показателей рентабельности).
В качестве обобщающего показателя эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия могут выступать комплексные показатели оценки эффективности торговой деятельности, финансово-хозяйственной деятельности, показатели эффективности хозяйствования торгового предприятия, темпа экономического развития и т.п.
Ликвидность – это способность организации быстро и без потерь обратить активы в денежную форму для возмещения обязательств организации. Она зависит от степени соответствия величины имеющихся платежных средств величине краткосрочных долговых обязательств. Хотя понятие ликвидности довольно близко понятию платежеспособности предприятия, оно несколько шире. От степени ликвидности предприятия зависит его платежеспособность. В то же время ликвидность характеризует как текущее состояние расчетов, так и перспективное.
Анализ ликвидности заключается в сравнении средств по активу баланса организации, сгруппированных по степени убывающей ликвидности, с краткосрочными обязательствами, которые группируются по срочности их погашения.
Первая группа (А1) включает в себя абсолютно ликвидные активы, такие, как денежная наличность и краткосрочные финансовые вложения.
Ко второй группе (А2) относятся быстро реализуемые активы: готовая продукция, товары отгруженные и дебиторская задолженность. Ликвидность этой группы оборотных активов зависит от своевременности отгрузки продукции, оформления банковских документов, скорости платежного документооборота в банках, спроса на продукцию, платежеспособности покупателей и т.д.
К третьей группе (А3) отнесены медленно реализуемые активы: производственные запасы и средства в незавершенном производстве, на превращение которых в готовую продукцию, а затем в денежную наличность требуется значительно больше времени.
Четвертую группу (А4) составляют труднореализуемые активы, куда входят основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения и незавершенное строительство.
Пятая группа (А5)содержит неликвидные активы: безнадежная дебиторская задолженность, расходы будущих периодов.
Соответственно на пять групп разбиваются и обязательства предприятия по степени убывания срочности их погашения.
Группу П1 составляют наиболее срочные обязательства, такие, как текущая задолженность перед персоналом организации, перед бюджетом и внебюджетными фондами, кредиторская задолженность и кредиты, по которым наступил срок платежа.
В группу П2 входят среднесрочные обязательства: краткосрочные кредиты банка и кредиторская задолженность, срок платежа по которой еще не наступил.
Группа П3 включат в себя долгосрочную кредиторскую задолженность, срок платежа по которой наступит не ранее, чем через 12 месяцев.
К группе П4 относится собственный капитал, находящийся постоянно в распоряжении предприятия.
Группу П5 составляют доходы будущих периодов, которые предполагается получить в перспективе.
В идеале для достижения полной ликвидности необходимо выполнение таких неравенств:
А1 > П1; А2 > П2; А3 > П3; А4 < П4; А5 < П5
Первые три неравенства означают необходимость соблюдения неизменного правила ликвидности – превышения активов над обязательствами. Четвертое неравенство говорит о том, что для обеспечения ликвидности величина собственного капитала и других видов постоянных пассивов должна быть достаточна по стоимости или больше стоимости труднореализуемых активов, то есть собственных средств организации должно быть достаточно не только для формирования внеоборотных активов, но и для покрытия не менее 10% потребности в оборотных активах. Изучение соотношений этих групп активов и пассивов за несколько периодов позволяет установить тенденции изменений в структуре баланса и ликвидности организации.
Наряду с абсолютными показателями для оценки ликвидности предприятия рассчитывают следующие относительные показатели: коэффициент текущей ликвидности, коэффициент срочной (быстрой) ликвидности и коэффициент абсолютной ликвидности.
Коэффициент абсолютной ликвидности (норма денежных резервов) определяется отношением денежных средств и краткосрочных финансовых вложений ко всей сумме краткосрочных обязательств предприятия. Оптимальное значение данного показателя находится в пределах от 0,2 до 0,5. Его уровень показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена за счет имеющейся денежной наличности.
Коэффициент срочной (быстрой) ликвидности представляет собой отношение денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и краткосрочной дебиторской задолженности (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев) к сумме краткосрочных финансовых обязательств. Оптимальное значение данного показателя от 0,7 до 1. Он показывает, какую часть краткосрочных обязательств предприятие может погасить в короткие сроки, то есть в течение года.
Коэффициент текущей ликвидности (общий коэффициент покрытия долгов) рассчитывается как отношение всей суммы оборотных активов, включая запасы и незавершенное производство, к общей сумме краткосрочных обязательств. Он показывает степень, в которой оборотные активы покрывают оборотные пассивы. Оптимальное значение показателя в районе 2. Превышение оборотных активов над краткосрочными обязательствами обеспечивает резервный запас для компенсации убытков, которые может понести предприятие при размещении и ликвидации всех оборотных активов. Чем больше величина этого запаса, тем больше уверенность кредиторов, что долги будут погашены.
- Общие положения
- 1. Менеджмент
- 1.1. Менеджмент и его роль в условиях перехода к рынку
- 1.2. Эволюция концепций менеджмента
- 1.3. Управленческие решения: понятие, типология, методы принятия
- 1.4. Функции управления, их сущность, состав и значение в системе менеджмента
- 1.5. Организационные структуры управления: типы, особенности проектирования, тенденции развития, критерии выбора
- 1.6. Методы управления: понятие, сущность, состав, их классификация и взаимосвязь
- 1.7. Стили управления, типы менеджеров, психология их личности
- 1.8. Конфликты в системе управления: причины, способы преодоления
- 1.9. Особенности организации управленческого труда. Самоменеджмент руководителя
- 1.10. Эффективность менеджмента
- 1.11. Развитие менеджмента в России. Особенности формирования рыночного механизма
- 1.12. Мотивация трудовой деятельности. Основные задачи процесса мотивации
- 1.13. Стили управления и их адаптация к деловым ситуациям
- 1.14. Основные виды организационной структуры предприятий будущего: интеллектуальные, виртуальные, многомерные организации
- Интеллектуальные организации
- Виртуальные корпорации
- Многомерные организации
- 1.15. Изменения в организации: виды, причины возникновения сопротивления персонала, способы преодоления
- Библиографический список
- 2. Экономика отрасли (торговли)
- 2.1. Роль отрасли торговли в рыночной системе хозяйствования, вклад в ввп страны. Классификация предприятий по подотраслям, их основные функции, формы взаимодействия
- 2.2. Предприятия розничной торговли: функции, задачи, классификация услуг розничной торговли и общие требования к ним. Пути развития в условиях конкуренции
- 2.5. Интеграционные процессы в торговле. Развитие сетевых структур, их конкурентные преимущества. Роль в повышении эффективности отрасли
- 2.6. Особенности региональной структуры отрасли торговля. Актуальные направления ее развития
- 2.8. Особенности и принципы размещения предприятий оптовой, розничной торговли и общественного питания
- 2.9. Ответственность предприятия торговли при работе на потребительском рынке
- 2.10. Роль малого предпринимательства в торговле. Пути развития в современных условиях. Государственная поддержка малых предприятий
- Библиографический список
- 3. Маркетинг
- 3.1. Сущность, цели, задачи и основные направления маркетинговых исследований
- 3.2. Виды и источники маркетинговой информации. Методы сбора первичной и вторичной маркетинговой информации
- 3.3. Сегментирование рынка, выбор целевого рынка, позиционирование
- 3.4. Конкурентоспособность товара и ее оценка
- 3.5. Планирование товарного ассортимента. Матрица бкг
- 3.6. Организационные структуры службы маркетинга и обоснование их выбора
- 3.7. Разработка стратегии развития торгового предприятия. Матрица «товар-рынок»
- 3.8. Товарные стратегии торгового предприятия
- 3.9. Особенности ценовой политики розничного торгового предприятия. Маркетинговый подход к ценообразованию
- 3.10. Маркетинговые коммуникации и их роль в продвижении товаров на рынок
- 3.11. Конкурентоспособность предприятия, факторы ее определяющие
- 3.12. Маркетинговые стратегии по обхвату выбранных сегментов, их преимущества и недостатки
- 3.13. Каналы сбыта и оптимизация их выбора
- 3.14. Жизненный цикл товара и особенности стратегии маркетинга на каждом этапе жцт
- 3.15. Товарная реклама, цели, виды, средства. Общие требования к товарной рекламе
- Библиографический список
- 4. Экономика предприятия
- 4.1. Организация учетной и аналитической деятельности на предприятии Организация учета
- Организация анализа
- 4.2. Планирование на предприятии как основная функция управления. Технология планирования, система планов
- 4.3. Капитал предприятия: структура, формирование, показатели эффективности использования
- 4.4. Основные средства предприятия торговли, их виды и назначение. Порядок учета. Показатели эффективности использования основных средств в торговле и пути ее повышения
- 4.5. Оборотные средства предприятия торговли: понятие, состав, структура, источники образования, показатели эффективности использования
- 4.6. Товарные запасы, их виды и назначение. Анализ и нормирование товарных запасов. Пути ускорения оборачиваемости товаров
- Классификация товарных запасов
- Анализ товарных запасов торгового предприятия
- Методы нормирования товарных запасов
- 4.7 Формы и системы оплаты труда, используемые на предприятиях торговли. Показатели эффективности использования средств на оплату труда
- Показатели эффективности использования средств на оплату труда
- 3. Интегральный показатель эффективности:
- 4.8. Производительность труда в торговле, пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов на предприятиях отрасли
- 4.9. Розничный товарооборот, его состав, структура, анализ, планирование. Факторы, определяющие объем продаж при планировании
- Основные направления анализа товарооборота
- Анализ общего объема товарооборота
- Анализ состава и структуры товарооборота
- Факторный анализ товарооборота
- 4.10. Оптовый товарооборот, понятие, виды, анализ, планирование
- 4.11. Валовой доход предприятия, структура и источники его образования. Факторы, влияющие на величину валового дохода. Методы анализа
- Факторы, влияющие на величину валового дохода:
- 4.12. Расходы предприятия торговли, их экономическое содержание, классификация. Факторы, влияющие на уровень затрат. Экономические методы управления расходами
- Классификация издержек обращения
- По участию в образовании стоимости:
- Номенклатура и состав издержек обращения
- Факторы, влияющие на издержки обращения
- Экономические методы управления расходами
- 4.13. Анализ издержек обращения торгового предприятия. Показатели эффективности использования. Методика планирования основных статей Показатели издержек обращения:
- Направления анализа издержек обращения:
- Планирование издержек обращения
- Методика планирования основных статей
- 4.14. Налогообложение деятельности предприятия торговли. Виды налогов, налогооблагаемая база, налоговые ставки
- 4.15. Налог на прибыль: схема определения налогооблагаемой базы, порядок расчета
- 4.16. Прибыль предприятия. Факторы, влияющие на величину прибыли. Направления использования
- 4.17. Понятие рентабельности предприятия. Система показателей рентабельности. Их экономическая интерпретация
- 4.18. Специальные системы налогообложения малого бизнеса
- Глава 26.1 «Единый сельскохозяйственный налог».
- Глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения».
- Глава 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности».
- 4.19. Хозяйственные риски предприятия. Природа, методы оценки и управления
- Методы оценки рисков
- Методы управления рисками
- 4.20. Цели и задачи анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Система показателей. Ликвидность предприятия, методы определения
- Библиографический список
- 080502 «Экономика и управление на предприятии
- 443036, Г. Самара, ул. Неверова, 87