3.7. Разработка стратегии развития торгового предприятия. Матрица «товар-рынок»
Разработка стратегии представляет собой вид управленческой деятельности, обеспечивающий концентрацию усилий организации на наиболее перспективных направлениях деятельности.
В деловой жизни под стратегией понимается основное направление деятельности организации, которая отражается в стратегическом плане.
Стратегическое планирование реализуется последовательно, его цикл состоит из 8 этапов.
Процесс стратегического планирования начинается с формулирования миссии.
Миссия – это краткое описание бизнес организации, которое включает ее основную общую цель и четко сформулированную причину существования организации. Значение миссии велико.
Миссия порождает цели. Формулировка цели является одним из наиболее значимых этапов процесса стратегического планирования. Если цели сформулированы и не согласованны, то не ясно, на что ориентироваться при принятии управленческих решений.
Цели – это выработка четких представлений о намерениях предприятия в области предпринимательской деятельности.
Цели должны быть:
конкретными, измеримыми;
ориентированными во времени;
достижимыми;
непротиворечивыми.
Например, в торговом предприятии можно сформулировать следующие стратегические цели:
управления торгово-технологическими процессами;
управления процессами обслуживания;
учетно-аналитические цели;
финансовые цели;
управления персоналом;
цели маркетинга.
После установления миссии и целей организации начинается анализ внешней среды.
Анализ внешней среды представляет собой процесс формирования информационной картины внешнего окружения, раскрывающей возможности и риски для организации.
На крупных и средних предприятиях торговли, анализ следует вести, опираясь на отдельные сегменты рынка. Факторы внешней среды можно анализировать в следующих областях.
Товары и услуги. Анализ этой группы факторов необходим для отбора наиболее перспективных поставщиков и планирования новых видов услуг, предоставляемых торговой организацией. Анализируется динамика среднего уровня цен и размеры ценового диапазона по наблюдаемым группам товаров.
Технологии. На работу торгового предприятия оказывают влияние достижения в области торгово-технологичеких процессов. Анализируется информация о ново введениях в области технологий продаж, информатики, транспортировки, хранения, организации обслуживания, обеспечения сохранности товаров.
Рынки. Изменчивая рыночная среда должна представлять собой область постоянного внимания аналитиков предприятия. Особенно тщательный анализ ведется по потребительскому рынку и рынку производителей.
Конкуренция. Относится к числу наиболее значимых факторов работы организации. Анализируется перечень непосредственных конкурентов и их характеристики: цели и стратегии, сильные и слабые стороны, занимаемое положение на рынке и др.
Информационная среда. Внешняя информационная среда бизнеса представлена средствами массовой информации. Анализируется мнения, точки зрения в отношении товаров, самих организаций способные оказать влияние на развитие бизнеса.
Механизм государственного регулирования деятельности предприятий торговли. Анализируются акты законодательных и исполнительных органов власти, регулирующих деятельность торгового предприятия в рамках выбранного направления.
Следующей важной составляющей стратегического планирования является управленческое обследование сильных и слабых сторон организации. В обследование включается 5 функций: маркетинг, финансы и бухгалтерский учет, производство, культура и образ организации. Цель данного обследования – оценить состояние и эффективность использования ресурсов имеющихся в распоряжение организации.
Данный детальный анализ является исходной базой для реализации следующего этапа стратегического планирования – анализа стратегических альтернатив. В соответствии с направлениями и темпами развития организации могут придерживаться следующих типов стратегий.
Стратегия ограниченного роста. Обеспечивает незначительные темпы роста объемов продаж с учетом сложившихся темпов инфляции. Для большинства предприятий торговли данный тип стратегий наиболее предпочтителен.
Стратегии роста – ее реализация направлена на обеспечение высоких темпов развития. Такая стратегия может быть использована организациями торговли, реализующими новые, перспективные группы товаров, на развивающихся сегментах рынка или в условиях низкого уровня конкуренции. Рост может осуществляться как за счет расширения ассортимента реализуемых товаров, так и за счет освоения новых рынков сбыта.
Стратегия сокращения. Предусматривает сокращение объемов продаж по сравнению с предыдущим периодом или полную ликвидацию предприятия.
Стратегия сочетания. Предусматривает перечисленные выше стратегии. Используется организациями торговли, работающими в нескольких областях деятельности. Наиболее часто используется как способ диверсификации или переориентации специализации продаж.
- Общие положения
- 1. Менеджмент
- 1.1. Менеджмент и его роль в условиях перехода к рынку
- 1.2. Эволюция концепций менеджмента
- 1.3. Управленческие решения: понятие, типология, методы принятия
- 1.4. Функции управления, их сущность, состав и значение в системе менеджмента
- 1.5. Организационные структуры управления: типы, особенности проектирования, тенденции развития, критерии выбора
- 1.6. Методы управления: понятие, сущность, состав, их классификация и взаимосвязь
- 1.7. Стили управления, типы менеджеров, психология их личности
- 1.8. Конфликты в системе управления: причины, способы преодоления
- 1.9. Особенности организации управленческого труда. Самоменеджмент руководителя
- 1.10. Эффективность менеджмента
- 1.11. Развитие менеджмента в России. Особенности формирования рыночного механизма
- 1.12. Мотивация трудовой деятельности. Основные задачи процесса мотивации
- 1.13. Стили управления и их адаптация к деловым ситуациям
- 1.14. Основные виды организационной структуры предприятий будущего: интеллектуальные, виртуальные, многомерные организации
- Интеллектуальные организации
- Виртуальные корпорации
- Многомерные организации
- 1.15. Изменения в организации: виды, причины возникновения сопротивления персонала, способы преодоления
- Библиографический список
- 2. Экономика отрасли (торговли)
- 2.1. Роль отрасли торговли в рыночной системе хозяйствования, вклад в ввп страны. Классификация предприятий по подотраслям, их основные функции, формы взаимодействия
- 2.2. Предприятия розничной торговли: функции, задачи, классификация услуг розничной торговли и общие требования к ним. Пути развития в условиях конкуренции
- 2.5. Интеграционные процессы в торговле. Развитие сетевых структур, их конкурентные преимущества. Роль в повышении эффективности отрасли
- 2.6. Особенности региональной структуры отрасли торговля. Актуальные направления ее развития
- 2.8. Особенности и принципы размещения предприятий оптовой, розничной торговли и общественного питания
- 2.9. Ответственность предприятия торговли при работе на потребительском рынке
- 2.10. Роль малого предпринимательства в торговле. Пути развития в современных условиях. Государственная поддержка малых предприятий
- Библиографический список
- 3. Маркетинг
- 3.1. Сущность, цели, задачи и основные направления маркетинговых исследований
- 3.2. Виды и источники маркетинговой информации. Методы сбора первичной и вторичной маркетинговой информации
- 3.3. Сегментирование рынка, выбор целевого рынка, позиционирование
- 3.4. Конкурентоспособность товара и ее оценка
- 3.5. Планирование товарного ассортимента. Матрица бкг
- 3.6. Организационные структуры службы маркетинга и обоснование их выбора
- 3.7. Разработка стратегии развития торгового предприятия. Матрица «товар-рынок»
- 3.8. Товарные стратегии торгового предприятия
- 3.9. Особенности ценовой политики розничного торгового предприятия. Маркетинговый подход к ценообразованию
- 3.10. Маркетинговые коммуникации и их роль в продвижении товаров на рынок
- 3.11. Конкурентоспособность предприятия, факторы ее определяющие
- 3.12. Маркетинговые стратегии по обхвату выбранных сегментов, их преимущества и недостатки
- 3.13. Каналы сбыта и оптимизация их выбора
- 3.14. Жизненный цикл товара и особенности стратегии маркетинга на каждом этапе жцт
- 3.15. Товарная реклама, цели, виды, средства. Общие требования к товарной рекламе
- Библиографический список
- 4. Экономика предприятия
- 4.1. Организация учетной и аналитической деятельности на предприятии Организация учета
- Организация анализа
- 4.2. Планирование на предприятии как основная функция управления. Технология планирования, система планов
- 4.3. Капитал предприятия: структура, формирование, показатели эффективности использования
- 4.4. Основные средства предприятия торговли, их виды и назначение. Порядок учета. Показатели эффективности использования основных средств в торговле и пути ее повышения
- 4.5. Оборотные средства предприятия торговли: понятие, состав, структура, источники образования, показатели эффективности использования
- 4.6. Товарные запасы, их виды и назначение. Анализ и нормирование товарных запасов. Пути ускорения оборачиваемости товаров
- Классификация товарных запасов
- Анализ товарных запасов торгового предприятия
- Методы нормирования товарных запасов
- 4.7 Формы и системы оплаты труда, используемые на предприятиях торговли. Показатели эффективности использования средств на оплату труда
- Показатели эффективности использования средств на оплату труда
- 3. Интегральный показатель эффективности:
- 4.8. Производительность труда в торговле, пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов на предприятиях отрасли
- 4.9. Розничный товарооборот, его состав, структура, анализ, планирование. Факторы, определяющие объем продаж при планировании
- Основные направления анализа товарооборота
- Анализ общего объема товарооборота
- Анализ состава и структуры товарооборота
- Факторный анализ товарооборота
- 4.10. Оптовый товарооборот, понятие, виды, анализ, планирование
- 4.11. Валовой доход предприятия, структура и источники его образования. Факторы, влияющие на величину валового дохода. Методы анализа
- Факторы, влияющие на величину валового дохода:
- 4.12. Расходы предприятия торговли, их экономическое содержание, классификация. Факторы, влияющие на уровень затрат. Экономические методы управления расходами
- Классификация издержек обращения
- По участию в образовании стоимости:
- Номенклатура и состав издержек обращения
- Факторы, влияющие на издержки обращения
- Экономические методы управления расходами
- 4.13. Анализ издержек обращения торгового предприятия. Показатели эффективности использования. Методика планирования основных статей Показатели издержек обращения:
- Направления анализа издержек обращения:
- Планирование издержек обращения
- Методика планирования основных статей
- 4.14. Налогообложение деятельности предприятия торговли. Виды налогов, налогооблагаемая база, налоговые ставки
- 4.15. Налог на прибыль: схема определения налогооблагаемой базы, порядок расчета
- 4.16. Прибыль предприятия. Факторы, влияющие на величину прибыли. Направления использования
- 4.17. Понятие рентабельности предприятия. Система показателей рентабельности. Их экономическая интерпретация
- 4.18. Специальные системы налогообложения малого бизнеса
- Глава 26.1 «Единый сельскохозяйственный налог».
- Глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения».
- Глава 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности».
- 4.19. Хозяйственные риски предприятия. Природа, методы оценки и управления
- Методы оценки рисков
- Методы управления рисками
- 4.20. Цели и задачи анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Система показателей. Ликвидность предприятия, методы определения
- Библиографический список
- 080502 «Экономика и управление на предприятии
- 443036, Г. Самара, ул. Неверова, 87