1.3. Управленческие решения: понятие, типология, методы принятия
Решение – это выбор альтернативы. Организационное решение – это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Цель организационного решения – обеспечение движения к поставленным перед организацией целям. Управленческое решение – это результат конкретной управленческой деятельности менеджера, основной вид управленческого труда, совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач. Принятие решений является основой управления.
Принятие решений в организации характеризуется следующим:
это сознательная и целенаправленная деятельность, осуществляемая человеком;
это поведение, основанное на фактах и ценностных ориентациях;
это процесс взаимодействия членов организации;
это выбор альтернатив в рамках социального и политического состояния организационной среды;
это часть общего процесса управления;
это неизбежная часть ежедневной работы менеджера;
это важно для выполнения всех других функций управления.
Управленческие решения могут быть классифицированы по большому количеству признаков, которые следует объединить в отдельные группы:
по признакам, отражающим значимость решения, следует классифицировать их в зависимости от того, в какой инстанции принимается решение: оно бывает высшего, среднего или низового уровня;
по масштабу воздействия управленческие решения подразделяются на общие (глобальные) и частные (локальные);
по характеру цели решения подразделяются на стратегические, тактические и оперативные;
по сроку действия последствий: долгосрочные (свыше 5 лет), среднесрочные (от года до 5 лет), краткосрочные решения (до одного года);
по содержательным признакам имеет место несколько классификаций:
по решаемым задачам различают информационные, организационные и оперативные решения;
по широте охвата: общие и специальные;
по сложности: простые и сложные;
по содержанию выделяются научно-технические, экономические и организационные решения. Организационные (управленческие) решения могут быть запрограммированными, незапрограммированными, основанными на суждении, интуитивными;
по качеству и степени приемлемости решения выделяют компромиссные, устраивающие всех, и сильные решения, которые с учетом всех обстоятельств наиболее желательны с точки зрения конечного результата;
по процедурным признакам необходимо рассмотреть целый ряд классификаций:
по источнику возникновения различают решения, принятые по указанию вышестоящего руководителя и инициативные;
по сроку, в течение которого решение считается действующим, различают срочные и бессрочные решения;
по форме подготовки управленческие решения бывают единоличные, групповые и коллективные;
по технологии принятия решения следует также выделить несколько классификаций:
по уровню типизации различают типовые и разовые (индивидуальные) решения;
по принципам выработки решения делятся на алгоритмические, т.е. строго формализованные, и эвристические, выполняющиеся неформальным, творческим путем;
по методам обоснования решения бывают аналитические, статистические, математического программирования и игровые;
по характеру исходной информации различают решения, принятые в условиях определенности (полная информация) и в условиях неопределенности (риска);
по жесткости регламентированности: контурные, структурированные и алгоритмические. Контурные решения лишь приблизительно обозначают схему действия подчиненных и дают им широкий простор для выбора приемов и методов их осуществления. Структурированные – предполагают жесткое регламентирование действий подчиненных. Инициатива же с их стороны может проявляться лишь в решении второстепенных вопросов. Алгоритмические – предельно жестко регламентируют деятельность подчиненных и практически исключают их инициативу.
Требования, предъявляемые к управленческим решениям: целевая направленность; обоснованность; своевременность; компромиссность; соответствие полномочиям лиц, принимающих решение; непротиворечивость и согласованность; экономичность и эффективность.
Существует три правила принятия решений, проверенные практикой менеджмента:
не принимайте на более высоком уровне решение, которое можно принять на более низком уровне;
пространство решений должно быть ограниченным. Это улучшит руководство и качество решений;
решение, принятое на более высоком уровне – это усредненное и не обязательно лучшее решение.
На процесс принятия решения оказывают влияние следующие факторы: организационная структура; распределение полномочий в организации и система их делегирования; участие работников в принятии решений; личностные оценки руководителя; уровень риска, время и изменяющееся окружение; информационные и поведенческие ограничения.
Технология менеджмента рассматривает принятие управленческих решений как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения, принятие решения, реализация решения.
Процедурограмма подготовки и принятия УР включает 7 этапов.
1. Диагностика проблемы.
Первый шаг по пути решения проблемы – определение или диагноз, полный и правильный. Существует два способа рассмотрения проблемы. Согласно одному, проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты, либо проблему можно рассматривать как потенциальную возможность. Поэтому, как принято говорить, правильно определить проблему – значит наполовину решить ее, но это трудно применимо к организационным решениям. В результате – диагноз проблемы сам по себе часто становится процедурой в несколько шагов с принятием промежуточных решений.
Для выявления причин возникновения проблемы необходимо собрать и проанализировать требующуюся внутреннюю и внешнюю информацию. Однако большое количество информации не обязательно повышает качество решения. Необходимо уметь отделять обычную информацию от релевантной (относящейся к делу). На этой же стадии определяется круг лиц (специалистов), которые должны принимать участие в разработке управленческого решения.
2. Формулирование ограничений и критериев для принятия решения.
Ограничения варьируются и зависят от ситуации и конкретных руководителей. Некоторые общие ограничения – это неадекватность средств; недостаточное число работников соответствующей квалификации; потребность в дорогой технологий; исключительно острая конкуренция; законы и этические соображение.
В дополнение к идентификации ограничений, руководителю необходимо определить стандарты (критерии), по которым предстоит оценивать альтернативные варианты выбора и те, которые выступают в качестве рекомендаций по оценке решений.
3. Следующий этап – формулирование набора альтернативных решений проблемы.
Руководитель редко располагает достаточными знаниями и временем, чтобы сформулировать и оценить все возможные альтернативы, он, как правило, ограничивает число вариантов выбора для серьезного рассмотрения всего несколькими альтернативами, которые представляются наиболее желательными. Следует, однако, позаботиться о том, чтобы был учтен достаточно широкий спектр возможных решений.
4. Оценка альтернатив.
При оценке возможных альтернатив руководитель определяет достоинства и недостатки каждой из них, и возможные общие последствия. Все решения следует выражать в определенной форме, как правило, денежном выражении. Заметим, что при оценке возможных решений руководитель пытается спрогнозировать то, что произойдет в будущем. А будущее всегда неопределенно. Поэтому важным моментом в оценке является определение вероятности осуществления каждого возможного решения в соответствии с намерениями.
5. Окончательный выбор.
Принятие решения представляет собой сознательный выбор из имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, состоянием организации. Если проблема была правильно определена, а альтернативные решения тщательно взвешены и оценены, сделать выбор, т.е. принять решение сравнительно просто. Однако если проблема сложна и приходится принимать во внимание множество компромиссов, или, если информация и анализ субъективны, может случиться, что ни одна альтернатива не будет наилучшим выбором. В этом случае главная роль принадлежит хорошему опыту и суждению. Поскольку организованным действиям присущи сложности, а управленческие решения принимаются людьми и влияют на них, при принятии решений необходимо учитывать целый ряд разнообразных факторов, важнейшие из которых – это личностные оценки руководителя, уровень риска, время и изменяющееся окружение, информационные и поведенческие ограничения, отрицательные последствия и взаимозависимость решений.
6. Реализация решения.
Процесс не заканчивается выбором альтернативы. На стадии реализации принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, т.е. ценность решения состоит в том, что оно осуществлено (реализовано). Организация исполнения решений – это специфическая деятельность руководителя, завершающая управленческий цикл. И если на этапе подготовки и принятия решения руководитель оперирует идеальными отображениями предметов и явлений, то в процессе организации исполнения решения он сталкивается с реальной ситуацией, которая чаще всего отличается от идеальной.
Недостаточно опытный руководитель, мысленно оперирующий вещами и событиями, привыкает к легкости манипулирования идеальными представлениями и неосознанно допускает свободную манеру обращения с реальными ситуациями. В результате такого менеджмента принимаемые решения оказываются непосильными и на практике не выполняются. Здесь следует учитывать, что руководитель организует не свою собственную деятельность, а труд других людей. Это суть две разные вещи, ибо организацию исполнения решений также нужно организовывать. Задача состоит в оптимальном построении структуры коммуникаций управленческих работников и исполнителей.
7. Контроль за исполнением решения.
С помощью контроля устанавливается своего рода обратная связь между управляющей и управляемой системами. Главное назначение контроля состоит в своевременном обнаружении возможных отклонений от заданной программы реализации решения, а также своевременном принятии мер по их ликвидации. В процессе контроля первоначальные цели организации могут модифицироваться, уточняться и изменяться с учетом полученной дополнительной информации о выполнении принятых решений.
С помощью контроля не только выявляются отклонения от заданий, сформулированных в решениях, но и определяются причины этих отклонений.
Методы принятия решений. Выделяют следующие методы принятия решений: платежная матрица и дерево решений, мнение жюри, экспертные оценки, методы моделирования и прогнозирования.
Платежная матрица – один из методов статистической теории решений, он позволяет руководителю выбрать один из нескольких вариантов решений и используется при установлении стратегии, которая в наибольшей мере будет способствовать достижению целей.
Дерево целей – используется для выбора из имеющихся вариантов наилучшего направления действий. Это схематическое представление проблемы принятия решений.
Методы моделирования принятия решений используются в сложных ситуациях, когда невозможно проводить эксперименты в реальном мире, когда необходимо планировать будущее. При этом применяются физические, аналоговые и математические модели принятия решений.
Физическая модель – это уменьшенное или увеличенное описание объекта. Например, схема планировки помещений магазина, на которой необходимо определить наилучший вариант размещения оборудования.
Аналоговая модель – это представление исследуемого объекта аналогом, который ведет себя как реальный объект (графики, схемы, организационная структура, отражающая цепочку взаимосвязей).
Математическая модель – это модель, в которой используются символы для описания свойств или характеристик объекта или события.
К основным параметрам качества управленческих решений следует отнести: показатель энтропии, степень риска вложения инвестиций, вероятность реализации решения, степень адекватности теоретической модели фактическим данным.
- Общие положения
- 1. Менеджмент
- 1.1. Менеджмент и его роль в условиях перехода к рынку
- 1.2. Эволюция концепций менеджмента
- 1.3. Управленческие решения: понятие, типология, методы принятия
- 1.4. Функции управления, их сущность, состав и значение в системе менеджмента
- 1.5. Организационные структуры управления: типы, особенности проектирования, тенденции развития, критерии выбора
- 1.6. Методы управления: понятие, сущность, состав, их классификация и взаимосвязь
- 1.7. Стили управления, типы менеджеров, психология их личности
- 1.8. Конфликты в системе управления: причины, способы преодоления
- 1.9. Особенности организации управленческого труда. Самоменеджмент руководителя
- 1.10. Эффективность менеджмента
- 1.11. Развитие менеджмента в России. Особенности формирования рыночного механизма
- 1.12. Мотивация трудовой деятельности. Основные задачи процесса мотивации
- 1.13. Стили управления и их адаптация к деловым ситуациям
- 1.14. Основные виды организационной структуры предприятий будущего: интеллектуальные, виртуальные, многомерные организации
- Интеллектуальные организации
- Виртуальные корпорации
- Многомерные организации
- 1.15. Изменения в организации: виды, причины возникновения сопротивления персонала, способы преодоления
- Библиографический список
- 2. Экономика отрасли (торговли)
- 2.1. Роль отрасли торговли в рыночной системе хозяйствования, вклад в ввп страны. Классификация предприятий по подотраслям, их основные функции, формы взаимодействия
- 2.2. Предприятия розничной торговли: функции, задачи, классификация услуг розничной торговли и общие требования к ним. Пути развития в условиях конкуренции
- 2.5. Интеграционные процессы в торговле. Развитие сетевых структур, их конкурентные преимущества. Роль в повышении эффективности отрасли
- 2.6. Особенности региональной структуры отрасли торговля. Актуальные направления ее развития
- 2.8. Особенности и принципы размещения предприятий оптовой, розничной торговли и общественного питания
- 2.9. Ответственность предприятия торговли при работе на потребительском рынке
- 2.10. Роль малого предпринимательства в торговле. Пути развития в современных условиях. Государственная поддержка малых предприятий
- Библиографический список
- 3. Маркетинг
- 3.1. Сущность, цели, задачи и основные направления маркетинговых исследований
- 3.2. Виды и источники маркетинговой информации. Методы сбора первичной и вторичной маркетинговой информации
- 3.3. Сегментирование рынка, выбор целевого рынка, позиционирование
- 3.4. Конкурентоспособность товара и ее оценка
- 3.5. Планирование товарного ассортимента. Матрица бкг
- 3.6. Организационные структуры службы маркетинга и обоснование их выбора
- 3.7. Разработка стратегии развития торгового предприятия. Матрица «товар-рынок»
- 3.8. Товарные стратегии торгового предприятия
- 3.9. Особенности ценовой политики розничного торгового предприятия. Маркетинговый подход к ценообразованию
- 3.10. Маркетинговые коммуникации и их роль в продвижении товаров на рынок
- 3.11. Конкурентоспособность предприятия, факторы ее определяющие
- 3.12. Маркетинговые стратегии по обхвату выбранных сегментов, их преимущества и недостатки
- 3.13. Каналы сбыта и оптимизация их выбора
- 3.14. Жизненный цикл товара и особенности стратегии маркетинга на каждом этапе жцт
- 3.15. Товарная реклама, цели, виды, средства. Общие требования к товарной рекламе
- Библиографический список
- 4. Экономика предприятия
- 4.1. Организация учетной и аналитической деятельности на предприятии Организация учета
- Организация анализа
- 4.2. Планирование на предприятии как основная функция управления. Технология планирования, система планов
- 4.3. Капитал предприятия: структура, формирование, показатели эффективности использования
- 4.4. Основные средства предприятия торговли, их виды и назначение. Порядок учета. Показатели эффективности использования основных средств в торговле и пути ее повышения
- 4.5. Оборотные средства предприятия торговли: понятие, состав, структура, источники образования, показатели эффективности использования
- 4.6. Товарные запасы, их виды и назначение. Анализ и нормирование товарных запасов. Пути ускорения оборачиваемости товаров
- Классификация товарных запасов
- Анализ товарных запасов торгового предприятия
- Методы нормирования товарных запасов
- 4.7 Формы и системы оплаты труда, используемые на предприятиях торговли. Показатели эффективности использования средств на оплату труда
- Показатели эффективности использования средств на оплату труда
- 3. Интегральный показатель эффективности:
- 4.8. Производительность труда в торговле, пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов на предприятиях отрасли
- 4.9. Розничный товарооборот, его состав, структура, анализ, планирование. Факторы, определяющие объем продаж при планировании
- Основные направления анализа товарооборота
- Анализ общего объема товарооборота
- Анализ состава и структуры товарооборота
- Факторный анализ товарооборота
- 4.10. Оптовый товарооборот, понятие, виды, анализ, планирование
- 4.11. Валовой доход предприятия, структура и источники его образования. Факторы, влияющие на величину валового дохода. Методы анализа
- Факторы, влияющие на величину валового дохода:
- 4.12. Расходы предприятия торговли, их экономическое содержание, классификация. Факторы, влияющие на уровень затрат. Экономические методы управления расходами
- Классификация издержек обращения
- По участию в образовании стоимости:
- Номенклатура и состав издержек обращения
- Факторы, влияющие на издержки обращения
- Экономические методы управления расходами
- 4.13. Анализ издержек обращения торгового предприятия. Показатели эффективности использования. Методика планирования основных статей Показатели издержек обращения:
- Направления анализа издержек обращения:
- Планирование издержек обращения
- Методика планирования основных статей
- 4.14. Налогообложение деятельности предприятия торговли. Виды налогов, налогооблагаемая база, налоговые ставки
- 4.15. Налог на прибыль: схема определения налогооблагаемой базы, порядок расчета
- 4.16. Прибыль предприятия. Факторы, влияющие на величину прибыли. Направления использования
- 4.17. Понятие рентабельности предприятия. Система показателей рентабельности. Их экономическая интерпретация
- 4.18. Специальные системы налогообложения малого бизнеса
- Глава 26.1 «Единый сельскохозяйственный налог».
- Глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения».
- Глава 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности».
- 4.19. Хозяйственные риски предприятия. Природа, методы оценки и управления
- Методы оценки рисков
- Методы управления рисками
- 4.20. Цели и задачи анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Система показателей. Ликвидность предприятия, методы определения
- Библиографический список
- 080502 «Экономика и управление на предприятии
- 443036, Г. Самара, ул. Неверова, 87