Интеллектуальные организации
В исследованиях специалистов по управлению отмечается, что интеллектуальная организация будет формироваться из большого числа мелких взаимодействующих предприятий по принципу скорее «свободного общества», чем «тоталитарного государства». По своей природе такие организации должны быть полностью плюралистическими, т.е. допускающими столкновение конкурирующих точек зрения и борьбу соперничающих поставщиков, что отличает их от затратных организаций, широко практикующих административный контроль.
Такого рода новые организационные формы будут в большей степени опираться на рабочие группы, ориентированные на результат, а не на правила, на выбор, а не команды, поступающие сверху. Рабочие группы будут формироваться вокруг предпринимательской идеи: стремиться к построению оптимальной формы управления предприятием и созданию потока взаимозаменяемых ценностей. Они могут быть относительно независимыми от иерархии, поскольку их деятельность является существенным вкладом в процесс обслуживания потребителей. Это будет совместное сотрудничество, при котором все участники работают вместе, преследуя цель удовлетворения запросов потребителей, однако их внимание сосредоточено на интересах предприятия в целом.
Архитектура интеллектуальных организаций будет гибкой, способной изменяться в зависимости от новых задач и реагировать на местные условия. Не проектировщики организации, находящиеся на самом её верху, а решения работников среднего и нижнего уровней управления, которые свободно выбирают способы координации работы группы с работой организации в целом, сделают организацию дееспособной и адаптивной. Такие гибкие системы требуют новых форм дисциплины труда и контроля с широким вовлечением работников в процесс принятия решений для того, чтобы лучше определить, какие связи и группы связей работают и становятся выгодными, а какие являются неэффективными. Этим системам также нужны гарантии того, что свобода выбора не будет ограничена, чтобы каждый работник мог проявить на практике свои таланты и навыки, свой интеллект.
Главной качественной характеристикой интеллектуальной организации становится переход от административного контроля и координации к прямой ответственности и контролю исполнителей, работающих во взаимосвязанных группах, состоящих из равных по рангу людей, В любых организациях исполнителям необходим, с одной стороны, высокий уровень индивидуальной и групповой автономии для стимулирования их личной инициативы. С другой же стороны, они нуждаются в широких связях внутри группы и вне ее, чтобы иметь необходимую информацию для принятия решений.
Наиболее важные факторы, определяющие интеллектуальную организацию, взаимосвязаны. Вот почему во взаимоотношениях любого плана следует одновременно учитывать необходимость, как свободы, так и взаимозависимости. Интеллект наиболее эффективен, если имеется надежная информация. Руководство интеллектуальной организации информирует сотрудников по следующим вопросам: полный финансовый отчет; текущие мероприятия по эффективности труда; потребности и пожелания потребителей; доля фирмы на рынке и информация о конкуренции; стратегия организации; соотношение стратегии с местными приоритетами; показатели качества; данные об удовлетворении запросов потребителя; новая продукция и услуги, находящиеся в разработке; загрязнение окружающей среды, отходы и стоимость использованной энергии (ресурсов). Открытость управленческой информации – это только предпосылка, информационный поток от руководства усиливается информационным потоком, связанным с общением равных по рангу сотрудников и взаимодействием всех подразделений организации. Свободный поток информации, необходимый для формирования интеллектуального потенциала организации, не возникнет, если уровни иерархической лестницы сохраняют право блокировать доступ к информации, По этой причине сотрудникам организации должны быть гарантированы права обмена информацией друг с другом и свободного перемещения для сбора необходимой информации. Если сотрудники не имеют права высказываться и обсуждать вопросы со своими коллегами и партнерами, система перестает отвечать реальности, совершает грубейшие и дорогостоящие ошибки.
В интеллектуальной организации каждый работник использует личный интеллект, чтобы установить, какие проблемы и с кем надо решать, как выполнять работу, и должен иметь возможность проявить свой талант, знания и опыт. В определенном смысле фактически вся работа, основанная на знаниях, заключается в том, чтобы сделать выбор – где найти информацию, какие методы применить, какому источнику информации можно доверять. Человек без свободы действий не может применить в «полной мере» свою интуицию, разум или опыт. Без свободы выбора и принятия совместных решений, без права действовать на основании этих решений рабочие группы также оказываются непродуктивными. Таким образом, интеллектуальные организации защищают свободу предпринимательства каждого участника, создавая системы, в которых работники знают, что необходимо делать, всегда смогут найти способ добиться исполнения необходимого.
- Общие положения
- 1. Менеджмент
- 1.1. Менеджмент и его роль в условиях перехода к рынку
- 1.2. Эволюция концепций менеджмента
- 1.3. Управленческие решения: понятие, типология, методы принятия
- 1.4. Функции управления, их сущность, состав и значение в системе менеджмента
- 1.5. Организационные структуры управления: типы, особенности проектирования, тенденции развития, критерии выбора
- 1.6. Методы управления: понятие, сущность, состав, их классификация и взаимосвязь
- 1.7. Стили управления, типы менеджеров, психология их личности
- 1.8. Конфликты в системе управления: причины, способы преодоления
- 1.9. Особенности организации управленческого труда. Самоменеджмент руководителя
- 1.10. Эффективность менеджмента
- 1.11. Развитие менеджмента в России. Особенности формирования рыночного механизма
- 1.12. Мотивация трудовой деятельности. Основные задачи процесса мотивации
- 1.13. Стили управления и их адаптация к деловым ситуациям
- 1.14. Основные виды организационной структуры предприятий будущего: интеллектуальные, виртуальные, многомерные организации
- Интеллектуальные организации
- Виртуальные корпорации
- Многомерные организации
- 1.15. Изменения в организации: виды, причины возникновения сопротивления персонала, способы преодоления
- Библиографический список
- 2. Экономика отрасли (торговли)
- 2.1. Роль отрасли торговли в рыночной системе хозяйствования, вклад в ввп страны. Классификация предприятий по подотраслям, их основные функции, формы взаимодействия
- 2.2. Предприятия розничной торговли: функции, задачи, классификация услуг розничной торговли и общие требования к ним. Пути развития в условиях конкуренции
- 2.5. Интеграционные процессы в торговле. Развитие сетевых структур, их конкурентные преимущества. Роль в повышении эффективности отрасли
- 2.6. Особенности региональной структуры отрасли торговля. Актуальные направления ее развития
- 2.8. Особенности и принципы размещения предприятий оптовой, розничной торговли и общественного питания
- 2.9. Ответственность предприятия торговли при работе на потребительском рынке
- 2.10. Роль малого предпринимательства в торговле. Пути развития в современных условиях. Государственная поддержка малых предприятий
- Библиографический список
- 3. Маркетинг
- 3.1. Сущность, цели, задачи и основные направления маркетинговых исследований
- 3.2. Виды и источники маркетинговой информации. Методы сбора первичной и вторичной маркетинговой информации
- 3.3. Сегментирование рынка, выбор целевого рынка, позиционирование
- 3.4. Конкурентоспособность товара и ее оценка
- 3.5. Планирование товарного ассортимента. Матрица бкг
- 3.6. Организационные структуры службы маркетинга и обоснование их выбора
- 3.7. Разработка стратегии развития торгового предприятия. Матрица «товар-рынок»
- 3.8. Товарные стратегии торгового предприятия
- 3.9. Особенности ценовой политики розничного торгового предприятия. Маркетинговый подход к ценообразованию
- 3.10. Маркетинговые коммуникации и их роль в продвижении товаров на рынок
- 3.11. Конкурентоспособность предприятия, факторы ее определяющие
- 3.12. Маркетинговые стратегии по обхвату выбранных сегментов, их преимущества и недостатки
- 3.13. Каналы сбыта и оптимизация их выбора
- 3.14. Жизненный цикл товара и особенности стратегии маркетинга на каждом этапе жцт
- 3.15. Товарная реклама, цели, виды, средства. Общие требования к товарной рекламе
- Библиографический список
- 4. Экономика предприятия
- 4.1. Организация учетной и аналитической деятельности на предприятии Организация учета
- Организация анализа
- 4.2. Планирование на предприятии как основная функция управления. Технология планирования, система планов
- 4.3. Капитал предприятия: структура, формирование, показатели эффективности использования
- 4.4. Основные средства предприятия торговли, их виды и назначение. Порядок учета. Показатели эффективности использования основных средств в торговле и пути ее повышения
- 4.5. Оборотные средства предприятия торговли: понятие, состав, структура, источники образования, показатели эффективности использования
- 4.6. Товарные запасы, их виды и назначение. Анализ и нормирование товарных запасов. Пути ускорения оборачиваемости товаров
- Классификация товарных запасов
- Анализ товарных запасов торгового предприятия
- Методы нормирования товарных запасов
- 4.7 Формы и системы оплаты труда, используемые на предприятиях торговли. Показатели эффективности использования средств на оплату труда
- Показатели эффективности использования средств на оплату труда
- 3. Интегральный показатель эффективности:
- 4.8. Производительность труда в торговле, пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов на предприятиях отрасли
- 4.9. Розничный товарооборот, его состав, структура, анализ, планирование. Факторы, определяющие объем продаж при планировании
- Основные направления анализа товарооборота
- Анализ общего объема товарооборота
- Анализ состава и структуры товарооборота
- Факторный анализ товарооборота
- 4.10. Оптовый товарооборот, понятие, виды, анализ, планирование
- 4.11. Валовой доход предприятия, структура и источники его образования. Факторы, влияющие на величину валового дохода. Методы анализа
- Факторы, влияющие на величину валового дохода:
- 4.12. Расходы предприятия торговли, их экономическое содержание, классификация. Факторы, влияющие на уровень затрат. Экономические методы управления расходами
- Классификация издержек обращения
- По участию в образовании стоимости:
- Номенклатура и состав издержек обращения
- Факторы, влияющие на издержки обращения
- Экономические методы управления расходами
- 4.13. Анализ издержек обращения торгового предприятия. Показатели эффективности использования. Методика планирования основных статей Показатели издержек обращения:
- Направления анализа издержек обращения:
- Планирование издержек обращения
- Методика планирования основных статей
- 4.14. Налогообложение деятельности предприятия торговли. Виды налогов, налогооблагаемая база, налоговые ставки
- 4.15. Налог на прибыль: схема определения налогооблагаемой базы, порядок расчета
- 4.16. Прибыль предприятия. Факторы, влияющие на величину прибыли. Направления использования
- 4.17. Понятие рентабельности предприятия. Система показателей рентабельности. Их экономическая интерпретация
- 4.18. Специальные системы налогообложения малого бизнеса
- Глава 26.1 «Единый сельскохозяйственный налог».
- Глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения».
- Глава 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности».
- 4.19. Хозяйственные риски предприятия. Природа, методы оценки и управления
- Методы оценки рисков
- Методы управления рисками
- 4.20. Цели и задачи анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Система показателей. Ликвидность предприятия, методы определения
- Библиографический список
- 080502 «Экономика и управление на предприятии
- 443036, Г. Самара, ул. Неверова, 87