2.8. Особенности и принципы размещения предприятий оптовой, розничной торговли и общественного питания
Каждая отрасль экономики отличается спецификой размещения производственных мощностей и размерами предприятий. Выбор подходящего размещения зависит от многих факторов.
Среди них наиболее важными являются следующие:
зависимость производственной деятельности от природных условий и ресурсов;
размер относительных затрат на производство на различных территориях, сбалансированных относительно сбытовых затрат (отдельные территории могут быть более предпочтительны в силу низкой стоимости труда, наличия квалифицированных рабочих, доступа к необходимым факторам производства или даже возможности получения субсидий для осуществления инвестиций);
важность минимального расстояния до потребителей как основа создания относительных преимуществ перед остальными конкурентами;
наличие качественных систем связи и транспорта;
привязка к непосредственным местам сосредоточения потребителей.
При этом предприятия предпочтительно располагать в том месте, где производственные и сбытовые затраты минимизируются.
Торговля относится к так называемым раздробленным отраслям, в которых предприятия должны располагаться в непосредственной близости от мест расположения потребителей. Она состоит из тысяч мелких и средних предприятий, в основном частных, и ни одно из них не играет решающей роли в общем объеме продаж отрасли. Отличительной чертой раздробленных отраслей является отсутствие операторов, обладающих лидерством и признанных всеми покупателями.
В розничной торговле наличие большого количества операторов можно объяснить перечисленными ниже факторами.
Низкие входные барьеры позволяют мелким фирмам легко войти в бизнес, поскольку для открытия дела не требуется значительных средств, большого торгового помещения и дорогостоящего оборудования.
Спрос на рынке разнообразен как по товарному ассортименту, так и по ценовому диапазону, что позволяет существовать большому количеству фирм, специализирующихся на разных сегментах рынка.
Обслуживаемые группы населения ограничены географически (пешеходная доступность, район города, город), поэтому местные предприятия, особенно мелкие торговцы, легче проникают на небольшие участки сбыта и более чутко реагируют на малейшее изменение спроса, лучше знают вкусы и потребности своих покупателей, что создает соответствующие конкурентные преимущества.
Отсутствие существенной экономии на масштабах деятельности одиночного предприятия в связи с ограничением экономически разумного радиуса привлечения покупателей позволяет мелким предприятиям конкурировать с крупными неассоциированными предприятиями. Несмотря на то, что розничная торговля как отрасль традиционно относится к «раздробленной» и остается таковой, по мере накопления капитала для получения экономии от масштаба начинают применяться сетевые технологии, позволяющие получать конкурентные преимущества за счет максимизации выручки, получения ценовых скидок на оптовые закупки продукции у производителей и предложения собственных торговых марок.
При этом низкие барьеры входа превращают возможность появления новых конкурентов в постоянно действующий фактор, и сама конкурентная борьба в «раздробленных» отраслях варьируется от умеренно сильной до ожесточенной.
Размещение предприятий оптовой торговли предполагает три основных схемы, что связано с масштабами деятельности конкретного оптового предприятия.
При первой схеме демонстрационный зал и офис находятся в территориальном удалении от складских помещений (как правило, офис – в центре города, складские помещения – за пределами города). Такое решение вопроса организации оптовой торговли обусловлено следующими факторами:
коэффициент деловой активности в центре города значительно выше, чем на окраине;
затраты на аренду или приобретение складских помещений требуемой площади в пределах городской черты значительно выше, чем затраты по организации складских помещений за пределами города либо на окраине. Более того, предприятие не всегда может изыскать требуемую площадь в центре города;
насыщенность транспортных потоков за пределами города значительно меньше, что, в свою очередь, облегчает проезд транспорта покупателя к складским помещениям;
доступ грузового транспорта в центр города ограничен. При организации товаропотоков предприятию необходимо предусмотреть возможность доставки больших партий товара, соблюдая при этом требования властей города (уплата соответствующего сбора, оформление необходимых документов, пр.).
Вторая схема предусматривает расположение демонстрационного зала, офиса и склада в одном помещении (как правило, в черте города). Эта схема представляется наиболее экономически привлекательной для средних предприятий, так как для обеспечения их товарооборота не требуется больших площадей. В числе особенностей можно отметить следующие:
возможность приобретения одного помещения требуемой площади в черте города. При прочих равных условиях затраты на обслуживание одного помещения меньше, чем затраты на обслуживание нескольких;
оперативность оформления и исполнения заказа – покупатель не несет дополнительных транспортных расходов, сокращается: время ожидания заказа;
упрощение документооборота – нет необходимости выписывать дополнительные накладные, есть возможность переоформления заказа в случае изменения его клиентом;
мобильность в управлении складской службой по обеспечению товарных запасов.
Третья схема представляет собой сочетание первой и второй схем, суть которого состоит в наличии оперативного склада при офисе в черте города и основного склада за пределами. Такая комбинация представляется оптимальной для крупных торговых предприятий.
Экономическая привлекательность этой схемы выражается, прежде всего, в том, что у предприятия есть возможность обеспечить товаром разные категории покупателей. Так, если покупателю требуются небольшие партии товара, товар отпускается с оперативного склада, в то же время покупатель, которому необходимы большие партии товара, обслуживается на основном складе.
Следует отметить, что затраты предприятия на приобретение складского помещения большой мощности в черте города и за пределами несоразмерны. Зачастую совокупность затрат на приобретение в черте города складского помещения, необходимого для хранения небольших партий товаров, и складского помещения, приспособленного под хранение больших партий товара, значительно меньше, чем затраты на оборудование одного склада большой мощности.
Важным условием эффективности функционирования сети розничной торговли и общественного питания является рациональное размещение предприятий на территории города.
При размещении предприятий розничной торговли и общественного питания в городах следует учитывать ряд факторов:
градостроительные – величина города, форма плана (компактная, расчлененная и др.), функциональное зонирование его территории (селитебная, промышленная, коммунально-складская, транспортная и другие зоны), плотность населения, размещение административных и культурных центров, спортивных комплексов, мест приложения труда;
транспортные – направление и интенсивность основных потоков движения, развитие средств общественного и индивидуального транспорта, размещение трамвайных, автобусных остановок, станций метро;
социальные – необходимость снижения совокупных затрат времени на посещение магазинов, достижения высокого уровня обслуживания;
экономические – обеспечение эффективности использования инвестиций, развитие торговой сети и оптимального уровня доходности магазинов.
Вопросы размещения каждого конкретного предприятия нельзя решать в отрыве от всей структуры торговой сети. Они должны рассматриваться комплексно, с учетом различного назначения каждого магазина, его взаимосвязи с другими и роли в общей системе торгового обслуживания.
Система размещения розничной торговой сети в городах базируется на некоторых общих принципах. К таким принципам относятся: равномерное размещение магазинов, групповое, ступенчатое.
Равномерное размещение магазинов означает их расположение равномерно по всей территории города с учетом плотности населения. Этот принцип применим не ко всей торговой сети, а лишь к однотипным магазинам, и, прежде всего, к магазинам по продаже товаров повседневного и частого спроса, к которым относится значительная часть продовольственных товаров. Такие магазины обслуживают в основном постоянный контингент покупателей.
Групповое размещение магазинов вытекает из необходимости территориального сближения магазинов различного товарного профиля, осуществляющих продажу товаров, связанных комплексностью спроса или взаимозаменяемых. Такое комплексное размещение небольших магазинов по продаже хлеба, молока, мяса, рыбы, овощей при отсутствии универсального продовольственного магазина, супермаркета или гипермаркета позволяет сократить затраты времени покупателей на приобретение товаров.
Ступенчатое размещение магазинов основано на особенностях формирования ассортимента товаров в магазинах, предусматривающих концентрацию широкого ассортимента товаров или только товаров периодического и редкого спроса в магазинах общегородского значения и максимальное приближение товаров частого и повседневного спроса к месту жительства покупателей.
Таким образом, создаются как бы две ступени обслуживания. При этом магазины, торгующие товарами повседневного и частого спроса, имеют небольшой радиус обслуживания, в то время как магазины, торгующие максимально широким ассортиментом товаров или только товарами периодического и редкого спроса, имеют значительно больший радиус деятельности, включающий и районы деятельности магазинов первой ступени.
На основе этих основных принципов, действующих одновременно, в настоящее время сложилась так называемая функциональная система размещения торговой сети. В соответствии с этой системой торговая сеть города подразделяется на две взаимосвязанные группы магазинов: местного и городского значения.
Основное требование, предъявляемое к магазинам местного значения, заключается в обеспечении населения основными продовольственными и непродовольственными товарами повседневного и частого спроса с минимальными затратами времени на посещение и обслуживание. Поэтому такие магазины размещают относительно равномерно в жилой зоне города (микрорайонах, жилых районах, жилых комплексах и других жилых образованиях) с учетом остановок общественного транспорта и основных направлений пешеходных потоков, и обслуживают они население в пределах пешеходной доступности.
Главным требованием к магазинам городского значения является предоставление населению максимального выбора товаров и услуг, удовлетворяющих разнообразные запросы и отвечающих вкусам людей.
Их размещают в общегородском центре, центрах планировочных районов, на площадях и главных магистралях города с учетом транспортной доступности.
Перспективным направлением в организации розничной торговой сети является размещение магазинов в составе торговых центров.
Торговый центр – это совокупность торговых предприятий и предприятий по оказанию услуг, реализующих универсальный ассортимент товаров и услуг. Торговый центр расположен на определенной территории, спланирован, построен и управляется как единое целое и предоставляет в границах своей территории стоянку для автомашин.
Правильное размещение торговой сети должно обеспечить:
оптимальное соотношение различных видов розничной торговой сети, позволяющих использовать магазинные и внемагазинные формы продажи товаров;
рациональное использование торговых площадей за счет внедрения оптимальной номенклатуры типов различных торговых объектов;
рационализацию товарного ассортимента за счет организации крупных торговых объектов;
рационализацию торговых процессов за счет внедрения современных форм торгового обслуживания, а также организации дополнительных торговых услуг населению.
- Общие положения
- 1. Менеджмент
- 1.1. Менеджмент и его роль в условиях перехода к рынку
- 1.2. Эволюция концепций менеджмента
- 1.3. Управленческие решения: понятие, типология, методы принятия
- 1.4. Функции управления, их сущность, состав и значение в системе менеджмента
- 1.5. Организационные структуры управления: типы, особенности проектирования, тенденции развития, критерии выбора
- 1.6. Методы управления: понятие, сущность, состав, их классификация и взаимосвязь
- 1.7. Стили управления, типы менеджеров, психология их личности
- 1.8. Конфликты в системе управления: причины, способы преодоления
- 1.9. Особенности организации управленческого труда. Самоменеджмент руководителя
- 1.10. Эффективность менеджмента
- 1.11. Развитие менеджмента в России. Особенности формирования рыночного механизма
- 1.12. Мотивация трудовой деятельности. Основные задачи процесса мотивации
- 1.13. Стили управления и их адаптация к деловым ситуациям
- 1.14. Основные виды организационной структуры предприятий будущего: интеллектуальные, виртуальные, многомерные организации
- Интеллектуальные организации
- Виртуальные корпорации
- Многомерные организации
- 1.15. Изменения в организации: виды, причины возникновения сопротивления персонала, способы преодоления
- Библиографический список
- 2. Экономика отрасли (торговли)
- 2.1. Роль отрасли торговли в рыночной системе хозяйствования, вклад в ввп страны. Классификация предприятий по подотраслям, их основные функции, формы взаимодействия
- 2.2. Предприятия розничной торговли: функции, задачи, классификация услуг розничной торговли и общие требования к ним. Пути развития в условиях конкуренции
- 2.5. Интеграционные процессы в торговле. Развитие сетевых структур, их конкурентные преимущества. Роль в повышении эффективности отрасли
- 2.6. Особенности региональной структуры отрасли торговля. Актуальные направления ее развития
- 2.8. Особенности и принципы размещения предприятий оптовой, розничной торговли и общественного питания
- 2.9. Ответственность предприятия торговли при работе на потребительском рынке
- 2.10. Роль малого предпринимательства в торговле. Пути развития в современных условиях. Государственная поддержка малых предприятий
- Библиографический список
- 3. Маркетинг
- 3.1. Сущность, цели, задачи и основные направления маркетинговых исследований
- 3.2. Виды и источники маркетинговой информации. Методы сбора первичной и вторичной маркетинговой информации
- 3.3. Сегментирование рынка, выбор целевого рынка, позиционирование
- 3.4. Конкурентоспособность товара и ее оценка
- 3.5. Планирование товарного ассортимента. Матрица бкг
- 3.6. Организационные структуры службы маркетинга и обоснование их выбора
- 3.7. Разработка стратегии развития торгового предприятия. Матрица «товар-рынок»
- 3.8. Товарные стратегии торгового предприятия
- 3.9. Особенности ценовой политики розничного торгового предприятия. Маркетинговый подход к ценообразованию
- 3.10. Маркетинговые коммуникации и их роль в продвижении товаров на рынок
- 3.11. Конкурентоспособность предприятия, факторы ее определяющие
- 3.12. Маркетинговые стратегии по обхвату выбранных сегментов, их преимущества и недостатки
- 3.13. Каналы сбыта и оптимизация их выбора
- 3.14. Жизненный цикл товара и особенности стратегии маркетинга на каждом этапе жцт
- 3.15. Товарная реклама, цели, виды, средства. Общие требования к товарной рекламе
- Библиографический список
- 4. Экономика предприятия
- 4.1. Организация учетной и аналитической деятельности на предприятии Организация учета
- Организация анализа
- 4.2. Планирование на предприятии как основная функция управления. Технология планирования, система планов
- 4.3. Капитал предприятия: структура, формирование, показатели эффективности использования
- 4.4. Основные средства предприятия торговли, их виды и назначение. Порядок учета. Показатели эффективности использования основных средств в торговле и пути ее повышения
- 4.5. Оборотные средства предприятия торговли: понятие, состав, структура, источники образования, показатели эффективности использования
- 4.6. Товарные запасы, их виды и назначение. Анализ и нормирование товарных запасов. Пути ускорения оборачиваемости товаров
- Классификация товарных запасов
- Анализ товарных запасов торгового предприятия
- Методы нормирования товарных запасов
- 4.7 Формы и системы оплаты труда, используемые на предприятиях торговли. Показатели эффективности использования средств на оплату труда
- Показатели эффективности использования средств на оплату труда
- 3. Интегральный показатель эффективности:
- 4.8. Производительность труда в торговле, пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов на предприятиях отрасли
- 4.9. Розничный товарооборот, его состав, структура, анализ, планирование. Факторы, определяющие объем продаж при планировании
- Основные направления анализа товарооборота
- Анализ общего объема товарооборота
- Анализ состава и структуры товарооборота
- Факторный анализ товарооборота
- 4.10. Оптовый товарооборот, понятие, виды, анализ, планирование
- 4.11. Валовой доход предприятия, структура и источники его образования. Факторы, влияющие на величину валового дохода. Методы анализа
- Факторы, влияющие на величину валового дохода:
- 4.12. Расходы предприятия торговли, их экономическое содержание, классификация. Факторы, влияющие на уровень затрат. Экономические методы управления расходами
- Классификация издержек обращения
- По участию в образовании стоимости:
- Номенклатура и состав издержек обращения
- Факторы, влияющие на издержки обращения
- Экономические методы управления расходами
- 4.13. Анализ издержек обращения торгового предприятия. Показатели эффективности использования. Методика планирования основных статей Показатели издержек обращения:
- Направления анализа издержек обращения:
- Планирование издержек обращения
- Методика планирования основных статей
- 4.14. Налогообложение деятельности предприятия торговли. Виды налогов, налогооблагаемая база, налоговые ставки
- 4.15. Налог на прибыль: схема определения налогооблагаемой базы, порядок расчета
- 4.16. Прибыль предприятия. Факторы, влияющие на величину прибыли. Направления использования
- 4.17. Понятие рентабельности предприятия. Система показателей рентабельности. Их экономическая интерпретация
- 4.18. Специальные системы налогообложения малого бизнеса
- Глава 26.1 «Единый сельскохозяйственный налог».
- Глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения».
- Глава 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности».
- 4.19. Хозяйственные риски предприятия. Природа, методы оценки и управления
- Методы оценки рисков
- Методы управления рисками
- 4.20. Цели и задачи анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Система показателей. Ликвидность предприятия, методы определения
- Библиографический список
- 080502 «Экономика и управление на предприятии
- 443036, Г. Самара, ул. Неверова, 87