1.7. Стили управления, типы менеджеров, психология их личности
Личность – это индивид, который приобретает системные качества во взаимодействии с социальным окружением, протекающим в трех ведущих формах: общении, познании и совместной деятельности.
Каждая личность обладает только ей присущими чертами, составляющими своеобразие человека, его отличие от других людей. К ним относятся: направленность, способности, психологический темперамент, характер, воля, эмоции. Эти качества находятся под влиянием индивидуальных особенностей людей, положения человека в окружении, пола, отношений с руководителями, коллегами, клиентами и т.д.
Личность условно можно разделить на две составляющие – биологическую и социальную. Биологическая составляющая отражает нервно-психическую организацию человека, его анатомические и психофизиологические особенности. Эти особенности (качества) практически передаются генетически и оказывают существенное влияние на формирование личности. Психологические качества личности отражают характер, темперамент, чувства, волю, эмоции, способности. Социальная составляющая отражает направленность личности, его мотивы, интересы, склонности, убеждения, идеалы. Она формируется и изменяется в процессе окружения, производственной деятельности личности.
На каждом этапе своего развития человек ориентируется на определенный набор потребностей, удовлетворение которых является для него наиболее значимым. Каждая личность устанавливает свою иерархию ценностей, ими могут быть: комфортная жизнь, безопасность семьи, свобода, уверенность в завтрашнем дне, самоуважение, социальное признание и т.д.
При осознании потребностей у человека возникает желание их удовлетворить, а, следовательно, интерес к тому, что позволит это сделать – т.е. внутренняя побудительная сила по отношению к конкретной деятельности, но только в том случае, если человек уверен, что достичь желаемое ему по силам. Появляются интересы, влияющие на поведение человека, которые могут стать его мотивами в случае реальной возможности их осуществить.
Таким образом, под личностью понимается система взаимосвязанных, устойчивых социально значимых качеств человека, позволяющих ему активно познавать и преобразовывать мир. Условно эти качества можно разделить на две группы: врожденные (генетически передаваемые) и социальные (приобретенные в процессе производственной или иной деятельности).
Рассмотрим подробнее качества личности.
Индивидуальные особенности личности характеризуются физическим и психическим состоянием, интеллектом, взглядами, интересами, эмоциями.
Положение человека предопределяется его статусом, социальной ролью, ответственностью, доступом к информации, перспективой продвижения по службе, спецификой окружающей обстановки, характером отношений с коллегами, партнерами, руководителями. Следует учитывать также и наличие психологических различий между мужчинами и женщинами, которые могут оказывать большое влияние на формирование личности. Женщины обладают более открытым характером, их поведение, как правило, эмоциональное, в тоже время они обладают повышенной наблюдательностью и точностью в оценке ситуаций и гибким отношением к окружающим.
Направленность личности – свойство, обеспечивающее устойчивую ориентацию поведения человека, его мотивы и цели вне зависимости от сложившейся ситуации.
Способности – совокупность определенных качеств человека, необходимых для определенного вида деятельности, склонность к тому или иному виду деятельности, позволяющая добиться успеха. Выделяют способности физические (сила, ловкость, выносливость), психические (решительность, настойчивость, критичность), специальные (аналитические, конструктивные, интерсоциальные), т.е. необходимые для определенного характера деятельности.
Темперамент – совокупность психических свойств личности, определяющих форму его поведения (эмоциональность, уравновешенность лили неуравновешенность, подвижность или инертность, активность или пассивность, чувства). По этому качеству выделяются холерики, сангвиники, меланхолики, флегматики.
Характер – совокупность сравнительно устойчивых, постоянных, ярко выраженных психологических черт. Характер проявляется в морально-волевых качествах человека, манере поведения, отношении к окружающим и самому себе, к своим обязанностям.
Личность и ее окружение. В процессе производственной деятельности формирование личности происходит под влиянием окружения. Занимая определенную должность, человек приобретает официальный статус, обусловленный служебным положением, которое предоставляет ему и определенные права, организационные возможности, дополнительные социальные блага.
Таким образом, и психологические и социальные факторы в структуре личности образуют единство и оказывают существенное влияние на ее поведение, характер, отнесение личности к тому или иному типу.
Многочисленные научные исследования, связанные с выявлением наиболее значимых личностных факторов эффективности руководителя позволили сформировать обширный перечень характеристик, которые могут выступать в качестве факторов эффективного руководства и условно выделить типы руководителей и стили управления.
Для эффективного управления предприятием руководитель должен обладать определенным авторитетом. Авторитет – это заслуженное доверие, которым пользуется руководитель у подчиненных, вышестоящего руководства и коллег по работе, это признание личности, оценка коллективом соответствия субъективных качеств менеджера объективным требованиям. Руководитель, пользующийся авторитетом, располагает к себе людей, положительно влияет на них и добивается высоких результатов деятельности.
Авторитет субъекта основан на его высокооцениваемых личных качествах: знания, опыт, нравственность, культурный уровень, личные связи. Авторитет формируется постепенно, целенаправленно, его росту способствует достойное поведение, справедливое отношение к людям, умение держать слово, готовность решать проблемы. Авторитет является мерой того, насколько подчиненные считаются с указаниями, приказами, мнением и советами руководителя.
Лидерство – способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их действовать для достижения определенных целей.
Лидерство не существует вне управления. Лидеры, в отличие от руководителей, не обладают властью, не контролируют, не командуют, но выполняют функции, ожидаемые коллективом. Они ставят цели и ведут за собой, поддерживают, вдохновляют, вселяют уверенность. Лидер психологически признается окружающими как единственный, кто способен обеспечить удовлетворение их потребностей, взять на себя большую ответственность.
Выделяют четыре группы лидерских качеств: физические (рост, фигура, приятная внешность, хорошее здоровье, голос, энергичность, представительность); психологические (темперамент, агрессивность, амбициозность, властность смелость, независимость, стремление к творчеству, самоутверждению); интеллектуальные (ум, логика, память, интуиция, чувство юмора, проницательность, быстрота и последовательность мышления); личностные (организованность, инициативность, дисциплинированность, ответственность, честность, порядочность, доброжелательность, убежденность, внимательность, коммуникабельность, тактичность, умение рисковать).
Наиболее широкое и общепризнанное выделение стилей лидерства получила система, разработанная американским психологом Р. Лайкертом. Он выделил четыре стиля лидерства: эксплуататорско-авторитарный, благожелательно-авторитарный, консультативно-демократический и демократический. Вместе с тем выводы Лайкерта применимы не ко всем ситуациям. Так, помимо стиля руководства, балансирующего между демократией и автократией, выделяют также стили, ориентирующиеся на условия или результаты работы либо на человека, благоприятный климат в коллективе. Подобную классификацию стилей предложили Р. Блэйк и Дж. Моутон из Техасского университета. Она представляет собой так называемую управленческую сетку или решетку, которая включает пять основных стилей руководства. Каждый из этих стилей отражает характер взаимоотношений в системе руководитель – подчиненный, определяет поведение персонала через использование различных форм власти и влияния.
Каждому стилю руководства соответствует определенный тип руководителя: 1.1 – руководитель, ни на что не ориентированный; 1.9 – руководитель, максимально заботящийся о людях и минимально о производстве; 9.1 – руководитель, сочетающий заботу о производстве с безразличием к людям; 9.9 – руководитель, осуществляющий синтез приоритетов (максимально заботится и о людях и о производстве); 5.5 – руководитель промежуточного типа, уделяющий равное внимание производству и людям.
Стиль руководства, если его правильно применять, всегда повышает степень удовлетворенности, а большая удовлетворенность всегда ведет к более высокой производительности труда и таким образом влияет на качество работы организации.
По уровню управленческой иерархии можно выделить руководителей высшего, среднего и низового звена. По видам выполняемой деятельности можно выделить линейных и функциональных руководителей. Линейные руководители несут ответственность за выработку стратегических решений, функциональные руководители эти решения конкретизируют и передают для исполнения своим подчиненным.
Стиль руководства определяется типом менеджера. По темпераменту и характеру можно выделить следующие основные типы менеджеров: автократы, демократы, либералы. Необходимо иметь представление об авторитарном (автократичном, единоличном), демократичном (коллегиальном) и либеральном стилях руководства, условиях использования того или иного стиля, их различиях, недостатках и преимуществах. Однако сложно встретить чисто либеральный, демократический или автократический стиль руководства. Как правило применяется оптимальное сочетание стилей в зависимости от характера, конкретных условий, опыта и личных качеств руководителя.
- Общие положения
- 1. Менеджмент
- 1.1. Менеджмент и его роль в условиях перехода к рынку
- 1.2. Эволюция концепций менеджмента
- 1.3. Управленческие решения: понятие, типология, методы принятия
- 1.4. Функции управления, их сущность, состав и значение в системе менеджмента
- 1.5. Организационные структуры управления: типы, особенности проектирования, тенденции развития, критерии выбора
- 1.6. Методы управления: понятие, сущность, состав, их классификация и взаимосвязь
- 1.7. Стили управления, типы менеджеров, психология их личности
- 1.8. Конфликты в системе управления: причины, способы преодоления
- 1.9. Особенности организации управленческого труда. Самоменеджмент руководителя
- 1.10. Эффективность менеджмента
- 1.11. Развитие менеджмента в России. Особенности формирования рыночного механизма
- 1.12. Мотивация трудовой деятельности. Основные задачи процесса мотивации
- 1.13. Стили управления и их адаптация к деловым ситуациям
- 1.14. Основные виды организационной структуры предприятий будущего: интеллектуальные, виртуальные, многомерные организации
- Интеллектуальные организации
- Виртуальные корпорации
- Многомерные организации
- 1.15. Изменения в организации: виды, причины возникновения сопротивления персонала, способы преодоления
- Библиографический список
- 2. Экономика отрасли (торговли)
- 2.1. Роль отрасли торговли в рыночной системе хозяйствования, вклад в ввп страны. Классификация предприятий по подотраслям, их основные функции, формы взаимодействия
- 2.2. Предприятия розничной торговли: функции, задачи, классификация услуг розничной торговли и общие требования к ним. Пути развития в условиях конкуренции
- 2.5. Интеграционные процессы в торговле. Развитие сетевых структур, их конкурентные преимущества. Роль в повышении эффективности отрасли
- 2.6. Особенности региональной структуры отрасли торговля. Актуальные направления ее развития
- 2.8. Особенности и принципы размещения предприятий оптовой, розничной торговли и общественного питания
- 2.9. Ответственность предприятия торговли при работе на потребительском рынке
- 2.10. Роль малого предпринимательства в торговле. Пути развития в современных условиях. Государственная поддержка малых предприятий
- Библиографический список
- 3. Маркетинг
- 3.1. Сущность, цели, задачи и основные направления маркетинговых исследований
- 3.2. Виды и источники маркетинговой информации. Методы сбора первичной и вторичной маркетинговой информации
- 3.3. Сегментирование рынка, выбор целевого рынка, позиционирование
- 3.4. Конкурентоспособность товара и ее оценка
- 3.5. Планирование товарного ассортимента. Матрица бкг
- 3.6. Организационные структуры службы маркетинга и обоснование их выбора
- 3.7. Разработка стратегии развития торгового предприятия. Матрица «товар-рынок»
- 3.8. Товарные стратегии торгового предприятия
- 3.9. Особенности ценовой политики розничного торгового предприятия. Маркетинговый подход к ценообразованию
- 3.10. Маркетинговые коммуникации и их роль в продвижении товаров на рынок
- 3.11. Конкурентоспособность предприятия, факторы ее определяющие
- 3.12. Маркетинговые стратегии по обхвату выбранных сегментов, их преимущества и недостатки
- 3.13. Каналы сбыта и оптимизация их выбора
- 3.14. Жизненный цикл товара и особенности стратегии маркетинга на каждом этапе жцт
- 3.15. Товарная реклама, цели, виды, средства. Общие требования к товарной рекламе
- Библиографический список
- 4. Экономика предприятия
- 4.1. Организация учетной и аналитической деятельности на предприятии Организация учета
- Организация анализа
- 4.2. Планирование на предприятии как основная функция управления. Технология планирования, система планов
- 4.3. Капитал предприятия: структура, формирование, показатели эффективности использования
- 4.4. Основные средства предприятия торговли, их виды и назначение. Порядок учета. Показатели эффективности использования основных средств в торговле и пути ее повышения
- 4.5. Оборотные средства предприятия торговли: понятие, состав, структура, источники образования, показатели эффективности использования
- 4.6. Товарные запасы, их виды и назначение. Анализ и нормирование товарных запасов. Пути ускорения оборачиваемости товаров
- Классификация товарных запасов
- Анализ товарных запасов торгового предприятия
- Методы нормирования товарных запасов
- 4.7 Формы и системы оплаты труда, используемые на предприятиях торговли. Показатели эффективности использования средств на оплату труда
- Показатели эффективности использования средств на оплату труда
- 3. Интегральный показатель эффективности:
- 4.8. Производительность труда в торговле, пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов на предприятиях отрасли
- 4.9. Розничный товарооборот, его состав, структура, анализ, планирование. Факторы, определяющие объем продаж при планировании
- Основные направления анализа товарооборота
- Анализ общего объема товарооборота
- Анализ состава и структуры товарооборота
- Факторный анализ товарооборота
- 4.10. Оптовый товарооборот, понятие, виды, анализ, планирование
- 4.11. Валовой доход предприятия, структура и источники его образования. Факторы, влияющие на величину валового дохода. Методы анализа
- Факторы, влияющие на величину валового дохода:
- 4.12. Расходы предприятия торговли, их экономическое содержание, классификация. Факторы, влияющие на уровень затрат. Экономические методы управления расходами
- Классификация издержек обращения
- По участию в образовании стоимости:
- Номенклатура и состав издержек обращения
- Факторы, влияющие на издержки обращения
- Экономические методы управления расходами
- 4.13. Анализ издержек обращения торгового предприятия. Показатели эффективности использования. Методика планирования основных статей Показатели издержек обращения:
- Направления анализа издержек обращения:
- Планирование издержек обращения
- Методика планирования основных статей
- 4.14. Налогообложение деятельности предприятия торговли. Виды налогов, налогооблагаемая база, налоговые ставки
- 4.15. Налог на прибыль: схема определения налогооблагаемой базы, порядок расчета
- 4.16. Прибыль предприятия. Факторы, влияющие на величину прибыли. Направления использования
- 4.17. Понятие рентабельности предприятия. Система показателей рентабельности. Их экономическая интерпретация
- 4.18. Специальные системы налогообложения малого бизнеса
- Глава 26.1 «Единый сельскохозяйственный налог».
- Глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения».
- Глава 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности».
- 4.19. Хозяйственные риски предприятия. Природа, методы оценки и управления
- Методы оценки рисков
- Методы управления рисками
- 4.20. Цели и задачи анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Система показателей. Ликвидность предприятия, методы определения
- Библиографический список
- 080502 «Экономика и управление на предприятии
- 443036, Г. Самара, ул. Неверова, 87