4.4. Основные средства предприятия торговли, их виды и назначение. Порядок учета. Показатели эффективности использования основных средств в торговле и пути ее повышения
Основные фонды – это совокупность средств труда, функционирующих в неизменной натуральной форме в течение длительного времени (более года) и переносящих свою стоимость на вновь созданный продукт по частям по мере изнашивания.
Принята следующая классификация основных фондов по группам1:
производственные здания;
сооружения и передаточные устройства (скважины, плотины, линии электропередач);
силовые машины и оборудование (генераторы, трансформаторы);
рабочие машины и оборудование (станки, литейные машины, автоматические линии);
измерительные и регулирующие приборы всех видов, лабораторное оборудование;
транспортные средства;
вычислительная техника;
инструмент;
производственный и хозяйственный инвентарь;
прочие виды основных фондов.
Также основные фонды торговли можно классифицировать по ряду других признаков.
По экономическому назначению и характеру функционирования основные фонды подразделяются на производственные и непроизводственные. Производственные основные фонды представляют собой фонды, участвующие в процессе реализации товаров. К ним относятся здания, сооружения, торговое оборудование, транспортные средства. Непроизводственные фонды – это фонды коммунального и культурно-бытового назначения, такие как здания и сооружения здравоохранения, жилого фонда.
По роли в производственно-технологических процессах основные фонды подразделяются на активные и пассивные. Активные основные фонды в натурально-вещественной форме включают машины, торгово-технологическое, подъемно-транспортное, холодильное оборудование, механизмы и т.п. Пассивные фонды представлены зданиями магазинов, павильонов, складов, баз и т.д.
По принадлежности основные фонды делятся на собственные и привлеченные (арендованные); по характеру использования – на действующие, недействующие (снятые с эксплуатации в результате физического или морального износа), вновь приобретенные (готовые к установке, требующие монтажа).
Для учета и планирования основных фондов применяются натуральные и стоимостные показатели. Натуральные показатели используются для расчета производственных мощностей, составления балансов наличия оборудования, определения технического состава и состояния основных фондов. Стоимостные показатели необходимы для учета динамики основных фондов, планирования расширенного производства, установления износа, начисления амортизации и включения ее суммы в издержки.
Для учета, планирования и воспроизводства основных фондов применяются три вида их оценки:
1. По первоначальной стоимости, т.е. фактической стоимости приобретения, доставки и монтажа либо сооружения и изготовления. К фактическим затратам относятся суммы, уплачиваемые поставщику; суммы, уплачиваемые сторонним организациям за осуществление работ строительного подряда и иным договорам; суммы оплаты за информационные и консалтинговые услуги, связанные с приобретением основных средств; регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, приобретенные в связи с приобретением прав на объект основных средств; иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением основных средств.
При безвозмездном получении основных средств их первоначальная стоимость определяется на основе рыночных цен на дату приобретения, в том числе допускается экспертная оценка основных средств.
Оценка стоимости основных средств, полученных по договору обмена, производится по стоимости передаваемых в обмен собственных ценностей организации.
Первоначальная стоимость основных средств на момент их ввода в эксплуатацию должна быть окончательно сформирована; в дальнейшем она обычно используется для расчета амортизации. Первоначальная стоимость объектов основных средств может изменяться в случае проведения на них работ по достройке, дооборудованию, реконструкции, а также в случае их частичной ликвидации.
2. По восстановительной стоимости, которая определяется по результатам переоценки основных фондов и представляет собой затраты, необходимые для приобретения данного средства в настоящее время. Она служит для отражения реальной рыночной стоимости основных средств на отчетную дату. Для расчета восстановительной стоимости объектов основных средств используют метод прямой оценки, то есть методом прямого пересчета стоимости отдельных объектов по документально подтвержденным рыночным ценам на аналогичные оцениваемым новые объекты. Для подтверждения сложившихся рыночных цен можно использовать данные о ценах на аналогичные объекты, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, полученные в органах государственной статистики, торговых инспекциях и организациях, по роду деятельности имеющих такие сведения; сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации, специальной литературе, каталогах, рекламных объявлениях; экспертные заключения о рыночной стоимости объектов основных средств и других материалов, подтверждающих рыночную стоимость основных средств.
3. По остаточной стоимости, которая представляет собой первоначальную стоимость за вычетом сумм начисленной амортизации. Остаточная стоимость служит для отражения основных средств в бухгалтерском балансе.
Основные фонды подвергаются физическому и моральному износу.
Физический износ – это потеря средствами труда своих первоначальных качеств. Он может быть эксплуатационным и естественным.
Эксплуатационный физический износ связан с производственным потреблением основных фондов в процессе эксплуатации. Естественный износ происходит под воздействием различного рода внешних факторов: время, влажность и т.п., т.е. основные фонды изнашиваются даже при условии их бездействия.
Моральный износ основных фондов обусловлен научно-техническим прогрессом: совершенствование и обновление методов, технологии и организации производства, внедрение прогрессивной техники.
К основным фондам относятся основные средства и нематериальные активы.
Основные средства – это часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев.
Важным источником финансирования обновления основных фондов являются собственные средства предприятия в виде амортизационных отчислений.
Амортизация – это процесс перенесения стоимости изношенной части основных фондов на создаваемую продукцию, выполняемую работу, оказываемые услуги. Сумма амортизации – это величина износа основных фондов, выраженная в денежной форме, за определенный период.
Сумма амортизации рассчитывается по формуле
, (4.3)
где – первоначальная стоимость основных фондов;
– норма амортизации.
Норма амортизации – это установленный в процентах размер амортизационных отчислений по каждому виду основных фондов за определенный период. Обычно норма амортизационных отчислений устанавливается в расчете на год и показывает, какая доля стоимости основных фондов будет списана на издержки обращения.
В РФ законодательно в целях бухгалтерского учета разрешены к применению следующие способы начисления амортизации2:
Линейный способ. Сумма годовых амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования объекта основных средств.
Способ уменьшаемого остатка. Это разновидность ускоренной амортизации. Сумма рассчитывается исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования объекта основных средств.
Способ списания стоимости по сумме чисел лет полезного использования. Сумма амортизации рассчитывается исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и годового соотношения, где в числителе число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе – сумма чисел лет срока службы объекта.
Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). Начисление амортизационных отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.
Для оценки состояния основных средств в организации рассчитывают коэффициент годности и коэффициент физического износа основных фондов.
Коэффициент физического износа определяется по формуле
, (4.4)
где – сумма износа,
– первоначальная стоимость основных фондов,
и – соответственно фактический и нормативный срок службы объекта.
Коэффициент годности основных фондов, характеризующий их состояние на определенную дату, рассчитывается по формуле:
. (4.5)
Данные коэффициенты необходимо изучать на начало и конец периода. Чем меньше величина коэффициента износа, тем лучше техническое состояние основных фондов.
Основными показателями эффективности использования основных фондов являются фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность.
Фондоотдача – это товарооборот на 1 рубль основных фондов по предприятию
, (4.6)
где – среднегодовая стоимость основных фондов;
– товарооборот за период.
Фондоотдача показывает, какой объем товарооборота способен принести каждый рубль, вложенный в основные фонды.
Фондоемкость – показатель обратный фондоотдаче.
(4.7)
Фондоемкость характеризует стоимость необходимых основных фондов для выполнения единицы объема работ (получения одного рубля товарооборота).
Фондовооруженность – это показатель, характеризующий степень вооруженности рабочих основными фондами:
, (4.8)
где – среднегодовая стоимость основных фондов;
– среднесписочная численность работников за год.
Показатели использования оборудования характеризуют также показатели его использования во времени (экстенсивная нагрузка) и по мощности (интенсивная нагрузка).
Экстенсивная нагрузка характеризуется двумя показателями: коэффициентом использования календарного фонда времени и коэффициентом использования планового фонда времени.
Коэффициент использования календарного фонда времени рассчитывается как отношение фактического времени работы оборудования к календарному времени его работы.
Коэффициент использования планового фонда времени рассчитывается как отношение фактического времени работы оборудования к запланированному времени его работы.
Интенсивную нагрузку характеризует коэффициент использования оборудования по мощности, который определяется как отношение фактической часовой производительности объекта основных средств к его паспортной (нормативной) часовой производительности.
Для общей оценки эффективности использования основных фондов целесообразно рассчитать также интегральный показатель
, (4.9)
где – фондоотдача;
– рентабельность основных фондов;
– прибыль.
Пути повышения эффективности использования основных фондов следующие:
техническое перевооружение и модернизация оборудования, направленные на замену устаревшего оборудования;
автоматизация погрузо-разгрузочных работ;
повышение удельного веса действующего оборудования и увеличение активной части основных фондов;
сокращение простоев оборудования, внедрение новых технологических процессов, повышающих эффективность работы оборудования.
- Общие положения
- 1. Менеджмент
- 1.1. Менеджмент и его роль в условиях перехода к рынку
- 1.2. Эволюция концепций менеджмента
- 1.3. Управленческие решения: понятие, типология, методы принятия
- 1.4. Функции управления, их сущность, состав и значение в системе менеджмента
- 1.5. Организационные структуры управления: типы, особенности проектирования, тенденции развития, критерии выбора
- 1.6. Методы управления: понятие, сущность, состав, их классификация и взаимосвязь
- 1.7. Стили управления, типы менеджеров, психология их личности
- 1.8. Конфликты в системе управления: причины, способы преодоления
- 1.9. Особенности организации управленческого труда. Самоменеджмент руководителя
- 1.10. Эффективность менеджмента
- 1.11. Развитие менеджмента в России. Особенности формирования рыночного механизма
- 1.12. Мотивация трудовой деятельности. Основные задачи процесса мотивации
- 1.13. Стили управления и их адаптация к деловым ситуациям
- 1.14. Основные виды организационной структуры предприятий будущего: интеллектуальные, виртуальные, многомерные организации
- Интеллектуальные организации
- Виртуальные корпорации
- Многомерные организации
- 1.15. Изменения в организации: виды, причины возникновения сопротивления персонала, способы преодоления
- Библиографический список
- 2. Экономика отрасли (торговли)
- 2.1. Роль отрасли торговли в рыночной системе хозяйствования, вклад в ввп страны. Классификация предприятий по подотраслям, их основные функции, формы взаимодействия
- 2.2. Предприятия розничной торговли: функции, задачи, классификация услуг розничной торговли и общие требования к ним. Пути развития в условиях конкуренции
- 2.5. Интеграционные процессы в торговле. Развитие сетевых структур, их конкурентные преимущества. Роль в повышении эффективности отрасли
- 2.6. Особенности региональной структуры отрасли торговля. Актуальные направления ее развития
- 2.8. Особенности и принципы размещения предприятий оптовой, розничной торговли и общественного питания
- 2.9. Ответственность предприятия торговли при работе на потребительском рынке
- 2.10. Роль малого предпринимательства в торговле. Пути развития в современных условиях. Государственная поддержка малых предприятий
- Библиографический список
- 3. Маркетинг
- 3.1. Сущность, цели, задачи и основные направления маркетинговых исследований
- 3.2. Виды и источники маркетинговой информации. Методы сбора первичной и вторичной маркетинговой информации
- 3.3. Сегментирование рынка, выбор целевого рынка, позиционирование
- 3.4. Конкурентоспособность товара и ее оценка
- 3.5. Планирование товарного ассортимента. Матрица бкг
- 3.6. Организационные структуры службы маркетинга и обоснование их выбора
- 3.7. Разработка стратегии развития торгового предприятия. Матрица «товар-рынок»
- 3.8. Товарные стратегии торгового предприятия
- 3.9. Особенности ценовой политики розничного торгового предприятия. Маркетинговый подход к ценообразованию
- 3.10. Маркетинговые коммуникации и их роль в продвижении товаров на рынок
- 3.11. Конкурентоспособность предприятия, факторы ее определяющие
- 3.12. Маркетинговые стратегии по обхвату выбранных сегментов, их преимущества и недостатки
- 3.13. Каналы сбыта и оптимизация их выбора
- 3.14. Жизненный цикл товара и особенности стратегии маркетинга на каждом этапе жцт
- 3.15. Товарная реклама, цели, виды, средства. Общие требования к товарной рекламе
- Библиографический список
- 4. Экономика предприятия
- 4.1. Организация учетной и аналитической деятельности на предприятии Организация учета
- Организация анализа
- 4.2. Планирование на предприятии как основная функция управления. Технология планирования, система планов
- 4.3. Капитал предприятия: структура, формирование, показатели эффективности использования
- 4.4. Основные средства предприятия торговли, их виды и назначение. Порядок учета. Показатели эффективности использования основных средств в торговле и пути ее повышения
- 4.5. Оборотные средства предприятия торговли: понятие, состав, структура, источники образования, показатели эффективности использования
- 4.6. Товарные запасы, их виды и назначение. Анализ и нормирование товарных запасов. Пути ускорения оборачиваемости товаров
- Классификация товарных запасов
- Анализ товарных запасов торгового предприятия
- Методы нормирования товарных запасов
- 4.7 Формы и системы оплаты труда, используемые на предприятиях торговли. Показатели эффективности использования средств на оплату труда
- Показатели эффективности использования средств на оплату труда
- 3. Интегральный показатель эффективности:
- 4.8. Производительность труда в торговле, пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов на предприятиях отрасли
- 4.9. Розничный товарооборот, его состав, структура, анализ, планирование. Факторы, определяющие объем продаж при планировании
- Основные направления анализа товарооборота
- Анализ общего объема товарооборота
- Анализ состава и структуры товарооборота
- Факторный анализ товарооборота
- 4.10. Оптовый товарооборот, понятие, виды, анализ, планирование
- 4.11. Валовой доход предприятия, структура и источники его образования. Факторы, влияющие на величину валового дохода. Методы анализа
- Факторы, влияющие на величину валового дохода:
- 4.12. Расходы предприятия торговли, их экономическое содержание, классификация. Факторы, влияющие на уровень затрат. Экономические методы управления расходами
- Классификация издержек обращения
- По участию в образовании стоимости:
- Номенклатура и состав издержек обращения
- Факторы, влияющие на издержки обращения
- Экономические методы управления расходами
- 4.13. Анализ издержек обращения торгового предприятия. Показатели эффективности использования. Методика планирования основных статей Показатели издержек обращения:
- Направления анализа издержек обращения:
- Планирование издержек обращения
- Методика планирования основных статей
- 4.14. Налогообложение деятельности предприятия торговли. Виды налогов, налогооблагаемая база, налоговые ставки
- 4.15. Налог на прибыль: схема определения налогооблагаемой базы, порядок расчета
- 4.16. Прибыль предприятия. Факторы, влияющие на величину прибыли. Направления использования
- 4.17. Понятие рентабельности предприятия. Система показателей рентабельности. Их экономическая интерпретация
- 4.18. Специальные системы налогообложения малого бизнеса
- Глава 26.1 «Единый сельскохозяйственный налог».
- Глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения».
- Глава 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности».
- 4.19. Хозяйственные риски предприятия. Природа, методы оценки и управления
- Методы оценки рисков
- Методы управления рисками
- 4.20. Цели и задачи анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Система показателей. Ликвидность предприятия, методы определения
- Библиографический список
- 080502 «Экономика и управление на предприятии
- 443036, Г. Самара, ул. Неверова, 87