logo
GAK_OTVET

3.14. Жизненный цикл товара и особенности стратегии маркетинга на каждом этапе жцт

Концепция жизненного цикла товара (ЖЦТ) была предложена в 1965 году. Концепция ЖЦТ описывает поведение товара с момента первоначального появления на рынке до полного прекращения реализации на данном рынке.

Таким образом, смысл концепции ЖЦТ заключается в том, что каждый товар имеет определенный период рыночной устойчивости, то есть он рано или поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным или более дешевым.

Графически ЖЦТ может быть представлен кривой, выражающей зависимость объема продаж от времени. ЖЦТ содержит несколько этапов, в классическом случае 4:

  1. внедрение (выход на рынок);

  2. рост;

  3. зрелость;

  4. спад.

В зависимости от этапа ЖЦТ определяется особенности стратегии маркетинга.

Задачи маркетинга на стадии выхода на рынок:

Задачи маркетинга на стадии роста:

Задачи маркетинга на стадии зрелости:

Задачи маркетинга на стадии спада:

Многие ученые придерживаются мнения, согласно которому в ЖЦТ необходимо включать и стадию разработки товара. На этой стадии производится изучение потребности и оценка характеристик рынка.

Практическое значение теории ЖЦТ не вызывает сомнений. Этот факт можно объяснить тем, что она может быть использована для решения широкого диапазона практических задач – от создания новых перспективных товаров, грамотного управления их развитием и своевременного изъятия товара из ассортимента, если они уже исчерпали свои рыночные возможности.