logo
GAK_OTVET

2.9. Ответственность предприятия торговли при работе на потребительском рынке

В условиях развитой рыночной экономики имеет место самостоятельное регулирование хозяйственных взаимоотношений между партнерами по договору на базе правовых норм гражданского законодательства.

Гражданский кодекс РФ определяет ответственность предприятий торговли перед покупателями и поставщиками товаров.

Договор поставки товаров является основным документом, определяющим права и обязанности сторон по организации поставки товаров. По договору поставки, покупатель в лице торгового предприятия обязан принять продукцию и оплатить ее по установленным и согласованным между поставщиком и покупателем ценам. Переход к практике долгосрочных договоров создает условия для стабильной работы торгового предприятия на потребительском рынке.

Основные формы ответственности предприятий торговли при работе на потребительском рынке связаны непосредственно с процессом купли-продажи товаров.

По договору купли-продажи продавец обязуется передать товар в собственность покупателя, а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную цену.

Правовое регулирование отношений купли-продажи определено гл. 30 ГК РФ. Кроме гражданской ответственности, которая является имущественной, торговые предприятия при работе на потребительском рынке могут нести также административную и уголовную ответственность.

Глава 14 Кодекса об административных правонарушениях РФ содержит статьи имеющие прямое отношение к административным нарушениям в торговле: «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации», «Незаконная продажа товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена», «Продажа товаров населению ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил», «Обман покупателей» и др. за соответствующие нарушения на торговые предприятия налагается административный штраф.

Важнейшим документом, регулирующим отношения между субъектами сферы обращения, является Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г. № 2300-1 (в последующих редакциях).

В нем декларировано право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества, безопасных для жизни и здоровья. Закон наделил потребителей правом получения информации о товарах, их изготовителях, продавцах; гарантировал государственную и общественную защиту интересов потребителей и определения механизма реализации этих прав.

В Законе указана ответственность продавца за нарушение прав потребителей. Торговые предприятия несут ответственность при продаже товара ненадлежащего качества, просрочку выполнения требований потребителя, за нарушения прав потребителей на информацию о производителе, продавце, товаре и т.д.

Так, продавец обязан заменить товар ненадлежащего качества в семидневный срок со дня предъявления указанного требования потребителем. При возникновении спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет.

«Концепция развития внутренней торговли РФ» уделяет особое внимание вопросу правового обеспечения развития торговли. В документе подчеркивается необходимость разумного ограничения количества правовых актов, регулирующих правоотношения в торговле. Роль специального правового акта, согласно Концепции, мог бы выполнить Федеральный закон «О государственном регулировании внутренней торговли».