logo
GAK_OTVET

Методы управления рисками

Риск можно значительно уменьшить квалифицированной и эффективной работой в области управления, используя для этого различные методы.

Методы минимизации убытков нередко называют методами контроля за риском. Применение всех этих методов предотвращения и сокращения потерь связано с определенными затратами, которые не должны превышать возможных размеров ущерба.

Затраты по предотвращению и минимизации потерь складываются из прямых и косвенных затрат. Прямые затраты – это расходы на приобретение и эксплуатацию необходимого оборудования, материалов; оплату труда менеджера по риску, инженера по техники безопасности. Косвенные затраты могут выражаться в снижении производительности труда, сокращении объемов деятельности по каким-то направлениям вследствие ограничений, привносимых мероприятиями по обеспечению безопасности.

1. Уклонение от риска. Торговое предприятие может просто уклониться от деятель­ности, содержащей определенный риск. Полностью устранить возможность убытков чрезвычайно трудно, поэтому на практике это означает: не брать на себя риск выше привычного уровня. Постоянный отказ от совершения рисковых операций для предприятия означает стагнацию деловой активности и чаще всего снижает прибыль.

2. Предотвращение убытков. Предприятие торговли может попытаться уменьшить, но не полностью устранить конкретные убытки. Предупреждение потерь означает возможность уберечься от случайностей при помощи конкретного набора превентивных действий. Под превентивными мерами понимают меры, направленные на предупреждение непредвиденных событий с целью снижения вероятности и величины убытков. Обычно для предотвращения убытков применяются такие меры, как осуществление программы техники безопасности; приобретение и установка оборудования, позволяющего снизить травматизм; установка огнетушителей для предотвращения убытков от пожара, сигнализации для предотвращения краж; постоянный контроль за наличием и сохранностью имущества и пр. Каждое торговое предприятие заинтересовано в предупредительной деятельности, однако ее осуществление не всегда возможно по техническим и экономическим причинам и нередко связано со значительными затратами.

3. Минимизация потерь. Торговое предприятие может попытаться предотвратить значительную часть убытков. Соблюдая все правила, установленные правительством (законодательством), оно может избежать дополнительных штрафных санкций в случае какого-либо инцидента в своей деятельности. Поддерживая хорошие отношения с потребителями и организациями, их представляющими, предприятие может уменьшить размеры финансовых претензий, которые оно будет вынуждено удовлетворить. Методами минимизации потерь являются диверсификация, лимитирование и создание на предприятии систем качества.

Диверсификацияэто метод, направленный на снижение риска, при котором предприятие использует свои средства в разных сферах, чтобы в случае потери в одной из них компенсировать это за счет другой сферы. Существуют различные виды диверсификации. Для предприятий торговли характерна: диверсификация хозяйственной деятельности; различных проектов развития; инвестиций; портфеля своих поставщиков: портфеля покупателей; портфеля ценных бумаг.

Лимитирование это установление предельных сумм (лимита) расходов, продажи, кредита и т. п. Лимитирование может применяться торговыми предприятиями при продаже товаров в кредит, при предоставлении займов и ссуд другим хозяйствующим субъектам или своим работникам, определении сумм вложения капитала по конкретном) направлению вложения и др. К этому методу снижения риска можно отнести установление лимитов выдачи денежных средств под отчет материально ответственным лицам, определение норм на «забывчивость» покупателей и др.

Одним из методов минимизации потерь является создание и функционирование на предприятии торговли эффективной системы качества.

Современная система качества на предприятии торговли охватывает: маркетинг, поиск и изучение рынка; материально-техническое снабжение; закупку и формирование товарных запасов (товарного ассортимента); транспортировку товаров с учетом обеспечения качества товаров; реализацию товаров и предоставление услуг; упаковку, фасовку и хранение; деятельность после продажи (послепродажное обслуживание). Кроме того, эта система включает управление персоналом; развитие взаимовыгодных партнерских отношений по всей цепи поставки (поставщик – торговое предприятие – покупатель) с активным воздействием на все процессы, обратной связью и формированием четких целей и требований.

4. Поиск информации – это метод, направленный на снижение риска путем нахождения и использования необходимой информации для принятия торговым предприятием рискового решения.

Принятие ошибочных решений в большинстве случаев связано с отсутствием или недостатком информации. Асимметричность информации, когда отдельные участники рынка имеют доступ к важной информации, которой не имеют остальные заинтересованные лица, мешает экономическим субъектам вести себя рациональным образом и является барьером на пути эффективного использования ресурсов и средств.

Методы возмещения (с наименьшими затратами) убытков применяются тогда, когда предприятие торговли несет убытки, несмотря на усилия по минимизации убытков.

1. Передача риска. Торговое предприятие может предпочесть покрытие убытков за счет средств, полученных из внешних источников. Чаще всего передача риска другим экономическим субъектам происходит путем хеджирования и страхования.

Хеджирование – это система заключения срочных контрактов и сделок, учитывающая вероятные в будущем изменения цен, курсов и преследующая цель избежать неблагоприятных последствий этих изменений. Сущность хеджирования состоит в покупке (продаже) срочных контрактов одновременно с продажей (покупкой) реального товара с тем же сроком поставки и проведения обратной операции с наступлением срока фактической продажи товара. В результате происходит сглаживание резких колебаний цен. В настоящее время в нашей стране хеджирование предприятиями торговли практически не используется.

Страхование – это метод, направленный на снижение риска путем превращения случайных убытков в относительно небольшие постоянные издержки. Покупая страховку (заключая договор страхования), торговые предприятия передают риск страховой компании, которая возмещает разного рода потери, ущербы, вызванные неблагоприятными событиями, путем выплаты страхового возмещения и страховых сумм. За эти услуги она получает от торговых предприятий гонорар (страховую премию).

2. Передача контроля за риском. Предприятие торговли может передать контроль за риском другому лицу или группе лиц путем передачи:

Предприятие торговли может продать какие-либо ценные бумаги, чтобы избежать инвестиционного риска, или другое имущество, владение которым связано с риском. Оно может передать свое имущество (ценные бумаги, объекты недвижимости, денежные средства и др.) в доверительное управление профессионалам (трастовым компаниям, инвестиционным компаниям, финансовым брокерам, банкам и др.), тем самым передав все риски, связанные с этим имуществом и деятельностью по управлению им.

Смысл концепции передачи ответственности состоит в следующем. При продаже товаров и при их повреждении или исчезновении при транспортировке в результате несчастного случая или случайности должен быть решен вопрос о моменте перехода юридической ответственности за возможный материальный ущерб от продавца к покупателю. Эта проблема связана с выяснением того, кто – покупатель или продавец несет риск ответственности за причинение материального ущерба.

3. Распределение риска это метод, при котором риск вероятного ущерба или потерь делится между участниками так, что возможные потери каждого невелики (например, распределение риска между предприятиями – участниками товародвижения).

4. Принятие риска (поглощение риска). Торговое предприятие может удержать риск (т. е. принять на себя, оставить на своей ответственности) в случаях, когда: во-первых, потенциальная потеря слишком незначительна; во-вторых, затраты на страхование очень велики; в-третьих, эффективный менеджмент может снизить риск; в-четвертых, других возможностей защиты от риска нет. Решение о размере удержания риска зависит от многих факторов, в частности, от размера собственного капитала и ликвидности активов. Одним из методов принятия риска является самострахование.

Самострахование – это механизм, с помощью которого предприятие страхует само себя, самостоятельно накапливая средства для покрытия любых убытков.

Принятие риска означает, что все ущербы, возникающие в результате реализации принятого на себя риска, будут компенсированы предприятием самостоятельно за свой счет. Собственные возможности компенсации ущерба на торговом предприятии таковы: