Методы управления рисками
Риск можно значительно уменьшить квалифицированной и эффективной работой в области управления, используя для этого различные методы.
Методы минимизации убытков нередко называют методами контроля за риском. Применение всех этих методов предотвращения и сокращения потерь связано с определенными затратами, которые не должны превышать возможных размеров ущерба.
Затраты по предотвращению и минимизации потерь складываются из прямых и косвенных затрат. Прямые затраты – это расходы на приобретение и эксплуатацию необходимого оборудования, материалов; оплату труда менеджера по риску, инженера по техники безопасности. Косвенные затраты могут выражаться в снижении производительности труда, сокращении объемов деятельности по каким-то направлениям вследствие ограничений, привносимых мероприятиями по обеспечению безопасности.
1. Уклонение от риска. Торговое предприятие может просто уклониться от деятельности, содержащей определенный риск. Полностью устранить возможность убытков чрезвычайно трудно, поэтому на практике это означает: не брать на себя риск выше привычного уровня. Постоянный отказ от совершения рисковых операций для предприятия означает стагнацию деловой активности и чаще всего снижает прибыль.
2. Предотвращение убытков. Предприятие торговли может попытаться уменьшить, но не полностью устранить конкретные убытки. Предупреждение потерь означает возможность уберечься от случайностей при помощи конкретного набора превентивных действий. Под превентивными мерами понимают меры, направленные на предупреждение непредвиденных событий с целью снижения вероятности и величины убытков. Обычно для предотвращения убытков применяются такие меры, как осуществление программы техники безопасности; приобретение и установка оборудования, позволяющего снизить травматизм; установка огнетушителей для предотвращения убытков от пожара, сигнализации для предотвращения краж; постоянный контроль за наличием и сохранностью имущества и пр. Каждое торговое предприятие заинтересовано в предупредительной деятельности, однако ее осуществление не всегда возможно по техническим и экономическим причинам и нередко связано со значительными затратами.
3. Минимизация потерь. Торговое предприятие может попытаться предотвратить значительную часть убытков. Соблюдая все правила, установленные правительством (законодательством), оно может избежать дополнительных штрафных санкций в случае какого-либо инцидента в своей деятельности. Поддерживая хорошие отношения с потребителями и организациями, их представляющими, предприятие может уменьшить размеры финансовых претензий, которые оно будет вынуждено удовлетворить. Методами минимизации потерь являются диверсификация, лимитирование и создание на предприятии систем качества.
Диверсификация – это метод, направленный на снижение риска, при котором предприятие использует свои средства в разных сферах, чтобы в случае потери в одной из них компенсировать это за счет другой сферы. Существуют различные виды диверсификации. Для предприятий торговли характерна: диверсификация хозяйственной деятельности; различных проектов развития; инвестиций; портфеля своих поставщиков: портфеля покупателей; портфеля ценных бумаг.
Лимитирование – это установление предельных сумм (лимита) расходов, продажи, кредита и т. п. Лимитирование может применяться торговыми предприятиями при продаже товаров в кредит, при предоставлении займов и ссуд другим хозяйствующим субъектам или своим работникам, определении сумм вложения капитала по конкретном) направлению вложения и др. К этому методу снижения риска можно отнести установление лимитов выдачи денежных средств под отчет материально ответственным лицам, определение норм на «забывчивость» покупателей и др.
Одним из методов минимизации потерь является создание и функционирование на предприятии торговли эффективной системы качества.
Современная система качества на предприятии торговли охватывает: маркетинг, поиск и изучение рынка; материально-техническое снабжение; закупку и формирование товарных запасов (товарного ассортимента); транспортировку товаров с учетом обеспечения качества товаров; реализацию товаров и предоставление услуг; упаковку, фасовку и хранение; деятельность после продажи (послепродажное обслуживание). Кроме того, эта система включает управление персоналом; развитие взаимовыгодных партнерских отношений по всей цепи поставки (поставщик – торговое предприятие – покупатель) с активным воздействием на все процессы, обратной связью и формированием четких целей и требований.
4. Поиск информации – это метод, направленный на снижение риска путем нахождения и использования необходимой информации для принятия торговым предприятием рискового решения.
Принятие ошибочных решений в большинстве случаев связано с отсутствием или недостатком информации. Асимметричность информации, когда отдельные участники рынка имеют доступ к важной информации, которой не имеют остальные заинтересованные лица, мешает экономическим субъектам вести себя рациональным образом и является барьером на пути эффективного использования ресурсов и средств.
Методы возмещения (с наименьшими затратами) убытков применяются тогда, когда предприятие торговли несет убытки, несмотря на усилия по минимизации убытков.
1. Передача риска. Торговое предприятие может предпочесть покрытие убытков за счет средств, полученных из внешних источников. Чаще всего передача риска другим экономическим субъектам происходит путем хеджирования и страхования.
Хеджирование – это система заключения срочных контрактов и сделок, учитывающая вероятные в будущем изменения цен, курсов и преследующая цель избежать неблагоприятных последствий этих изменений. Сущность хеджирования состоит в покупке (продаже) срочных контрактов одновременно с продажей (покупкой) реального товара с тем же сроком поставки и проведения обратной операции с наступлением срока фактической продажи товара. В результате происходит сглаживание резких колебаний цен. В настоящее время в нашей стране хеджирование предприятиями торговли практически не используется.
Страхование – это метод, направленный на снижение риска путем превращения случайных убытков в относительно небольшие постоянные издержки. Покупая страховку (заключая договор страхования), торговые предприятия передают риск страховой компании, которая возмещает разного рода потери, ущербы, вызванные неблагоприятными событиями, путем выплаты страхового возмещения и страховых сумм. За эти услуги она получает от торговых предприятий гонорар (страховую премию).
2. Передача контроля за риском. Предприятие торговли может передать контроль за риском другому лицу или группе лиц путем передачи:
реальной собственности или направлений деятельности, связанной с риском;
ответственности за риск.
Предприятие торговли может продать какие-либо ценные бумаги, чтобы избежать инвестиционного риска, или другое имущество, владение которым связано с риском. Оно может передать свое имущество (ценные бумаги, объекты недвижимости, денежные средства и др.) в доверительное управление профессионалам (трастовым компаниям, инвестиционным компаниям, финансовым брокерам, банкам и др.), тем самым передав все риски, связанные с этим имуществом и деятельностью по управлению им.
Смысл концепции передачи ответственности состоит в следующем. При продаже товаров и при их повреждении или исчезновении при транспортировке в результате несчастного случая или случайности должен быть решен вопрос о моменте перехода юридической ответственности за возможный материальный ущерб от продавца к покупателю. Эта проблема связана с выяснением того, кто – покупатель или продавец несет риск ответственности за причинение материального ущерба.
3. Распределение риска – это метод, при котором риск вероятного ущерба или потерь делится между участниками так, что возможные потери каждого невелики (например, распределение риска между предприятиями – участниками товародвижения).
4. Принятие риска (поглощение риска). Торговое предприятие может удержать риск (т. е. принять на себя, оставить на своей ответственности) в случаях, когда: во-первых, потенциальная потеря слишком незначительна; во-вторых, затраты на страхование очень велики; в-третьих, эффективный менеджмент может снизить риск; в-четвертых, других возможностей защиты от риска нет. Решение о размере удержания риска зависит от многих факторов, в частности, от размера собственного капитала и ликвидности активов. Одним из методов принятия риска является самострахование.
Самострахование – это механизм, с помощью которого предприятие страхует само себя, самостоятельно накапливая средства для покрытия любых убытков.
Принятие риска означает, что все ущербы, возникающие в результате реализации принятого на себя риска, будут компенсированы предприятием самостоятельно за свой счет. Собственные возможности компенсации ущерба на торговом предприятии таковы:
использование текущей прибыли;
создание специальных фондов риска на предприятии;
получение кредита или займа на покрытие ущерба;
получение необходимых средств за счет продажи части активов;
включение мелких ущербов, в цену продукции и услуг.
- Общие положения
- 1. Менеджмент
- 1.1. Менеджмент и его роль в условиях перехода к рынку
- 1.2. Эволюция концепций менеджмента
- 1.3. Управленческие решения: понятие, типология, методы принятия
- 1.4. Функции управления, их сущность, состав и значение в системе менеджмента
- 1.5. Организационные структуры управления: типы, особенности проектирования, тенденции развития, критерии выбора
- 1.6. Методы управления: понятие, сущность, состав, их классификация и взаимосвязь
- 1.7. Стили управления, типы менеджеров, психология их личности
- 1.8. Конфликты в системе управления: причины, способы преодоления
- 1.9. Особенности организации управленческого труда. Самоменеджмент руководителя
- 1.10. Эффективность менеджмента
- 1.11. Развитие менеджмента в России. Особенности формирования рыночного механизма
- 1.12. Мотивация трудовой деятельности. Основные задачи процесса мотивации
- 1.13. Стили управления и их адаптация к деловым ситуациям
- 1.14. Основные виды организационной структуры предприятий будущего: интеллектуальные, виртуальные, многомерные организации
- Интеллектуальные организации
- Виртуальные корпорации
- Многомерные организации
- 1.15. Изменения в организации: виды, причины возникновения сопротивления персонала, способы преодоления
- Библиографический список
- 2. Экономика отрасли (торговли)
- 2.1. Роль отрасли торговли в рыночной системе хозяйствования, вклад в ввп страны. Классификация предприятий по подотраслям, их основные функции, формы взаимодействия
- 2.2. Предприятия розничной торговли: функции, задачи, классификация услуг розничной торговли и общие требования к ним. Пути развития в условиях конкуренции
- 2.5. Интеграционные процессы в торговле. Развитие сетевых структур, их конкурентные преимущества. Роль в повышении эффективности отрасли
- 2.6. Особенности региональной структуры отрасли торговля. Актуальные направления ее развития
- 2.8. Особенности и принципы размещения предприятий оптовой, розничной торговли и общественного питания
- 2.9. Ответственность предприятия торговли при работе на потребительском рынке
- 2.10. Роль малого предпринимательства в торговле. Пути развития в современных условиях. Государственная поддержка малых предприятий
- Библиографический список
- 3. Маркетинг
- 3.1. Сущность, цели, задачи и основные направления маркетинговых исследований
- 3.2. Виды и источники маркетинговой информации. Методы сбора первичной и вторичной маркетинговой информации
- 3.3. Сегментирование рынка, выбор целевого рынка, позиционирование
- 3.4. Конкурентоспособность товара и ее оценка
- 3.5. Планирование товарного ассортимента. Матрица бкг
- 3.6. Организационные структуры службы маркетинга и обоснование их выбора
- 3.7. Разработка стратегии развития торгового предприятия. Матрица «товар-рынок»
- 3.8. Товарные стратегии торгового предприятия
- 3.9. Особенности ценовой политики розничного торгового предприятия. Маркетинговый подход к ценообразованию
- 3.10. Маркетинговые коммуникации и их роль в продвижении товаров на рынок
- 3.11. Конкурентоспособность предприятия, факторы ее определяющие
- 3.12. Маркетинговые стратегии по обхвату выбранных сегментов, их преимущества и недостатки
- 3.13. Каналы сбыта и оптимизация их выбора
- 3.14. Жизненный цикл товара и особенности стратегии маркетинга на каждом этапе жцт
- 3.15. Товарная реклама, цели, виды, средства. Общие требования к товарной рекламе
- Библиографический список
- 4. Экономика предприятия
- 4.1. Организация учетной и аналитической деятельности на предприятии Организация учета
- Организация анализа
- 4.2. Планирование на предприятии как основная функция управления. Технология планирования, система планов
- 4.3. Капитал предприятия: структура, формирование, показатели эффективности использования
- 4.4. Основные средства предприятия торговли, их виды и назначение. Порядок учета. Показатели эффективности использования основных средств в торговле и пути ее повышения
- 4.5. Оборотные средства предприятия торговли: понятие, состав, структура, источники образования, показатели эффективности использования
- 4.6. Товарные запасы, их виды и назначение. Анализ и нормирование товарных запасов. Пути ускорения оборачиваемости товаров
- Классификация товарных запасов
- Анализ товарных запасов торгового предприятия
- Методы нормирования товарных запасов
- 4.7 Формы и системы оплаты труда, используемые на предприятиях торговли. Показатели эффективности использования средств на оплату труда
- Показатели эффективности использования средств на оплату труда
- 3. Интегральный показатель эффективности:
- 4.8. Производительность труда в торговле, пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов на предприятиях отрасли
- 4.9. Розничный товарооборот, его состав, структура, анализ, планирование. Факторы, определяющие объем продаж при планировании
- Основные направления анализа товарооборота
- Анализ общего объема товарооборота
- Анализ состава и структуры товарооборота
- Факторный анализ товарооборота
- 4.10. Оптовый товарооборот, понятие, виды, анализ, планирование
- 4.11. Валовой доход предприятия, структура и источники его образования. Факторы, влияющие на величину валового дохода. Методы анализа
- Факторы, влияющие на величину валового дохода:
- 4.12. Расходы предприятия торговли, их экономическое содержание, классификация. Факторы, влияющие на уровень затрат. Экономические методы управления расходами
- Классификация издержек обращения
- По участию в образовании стоимости:
- Номенклатура и состав издержек обращения
- Факторы, влияющие на издержки обращения
- Экономические методы управления расходами
- 4.13. Анализ издержек обращения торгового предприятия. Показатели эффективности использования. Методика планирования основных статей Показатели издержек обращения:
- Направления анализа издержек обращения:
- Планирование издержек обращения
- Методика планирования основных статей
- 4.14. Налогообложение деятельности предприятия торговли. Виды налогов, налогооблагаемая база, налоговые ставки
- 4.15. Налог на прибыль: схема определения налогооблагаемой базы, порядок расчета
- 4.16. Прибыль предприятия. Факторы, влияющие на величину прибыли. Направления использования
- 4.17. Понятие рентабельности предприятия. Система показателей рентабельности. Их экономическая интерпретация
- 4.18. Специальные системы налогообложения малого бизнеса
- Глава 26.1 «Единый сельскохозяйственный налог».
- Глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения».
- Глава 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности».
- 4.19. Хозяйственные риски предприятия. Природа, методы оценки и управления
- Методы оценки рисков
- Методы управления рисками
- 4.20. Цели и задачи анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Система показателей. Ликвидность предприятия, методы определения
- Библиографический список
- 080502 «Экономика и управление на предприятии
- 443036, Г. Самара, ул. Неверова, 87