logo
GAK_OTVET

3.4. Конкурентоспособность товара и ее оценка

Одним из аспектов товарной политики является обеспечение конкурентоспособности товара. Вопрос конкурентоспособности товара стоит достаточно остро в силу того, что в последние годы на рынке существует широкое разнообразие товаров, предлагаемых потенциальному потребителю.

Как правило, под конкурентоспособностью товара понимают некую характеристику, отражающую его отличие от товара-конкурента и, соответственно, определяющую его привлекательность для потребителя.

Важнейшими признаками товаров-конкурентов являются:

Для оценки конкурентоспособности используются косвенные критерии, которые можно подразделить на две основные группы:

К потребительским критериям относятся:

К экономическим критериям относятся:

Конкурентоспособность товара является мерой прибыли т.к. увеличение конкурентоспособности обусловливает возрастание объема продаж. Поэтому оценка конкурентоспособности играет важную роль в определении и достижении прибыли как одной из целей организации.

Оценка конкурентоспособности товара – совокупность операций по выбору критериев (показателей) конкурентоспособности, установление действительных значений этих показателей для товаров конкурентов и сопоставление значений показателей с товарами, принятыми в качестве базовых.

В зависимости от целей оценки может быть определена прогнозируемая или реальная конкурентоспособность.

Прогнозируемая конкурентоспособность – ожидаемая способность товара удовлетворять потребности.

Реальная конкурентоспособность – фактическая способность товара удовлетворять потребности.

Для оценки прогнозируемой конкурентоспособности могут быть применены следующие показатели: нормативы, стандарты и Т.У.

Для оценки реальной конкурентоспособности должны определяться действительные значения показателей с помощью эмпирических и эвристических методов (органолептических, измерительных, экспертных и т.д.).

В отличие от производства в сфере торговли усилия исполнителей направлены на сохранение достигнутого уровня качества, предотвращение количественных и качественных потерь. Однако за счет этого нельзя повысить конкурентоспособность реализуемых товаров и услуг.

В то же время существуют определенные пути повышения их конкурентоспособности, связанные с экономическими критериями:

Все это позволит установить более низкие цены при реализации товаров и услуг. Одним из путей повышения конкурентоспособности товаров и услуг является обеспечение их организационного и информационного подкрепления в сфере предоставления дополнительных сервисных услуг, а также доведение до потребителей необходимой и достоверной информации.