3.1. Сущность, цели, задачи и основные направления маркетинговых исследований
Маркетинговые исследования являются одной из важнейших функций маркетинга.
Маркетинговые исследования представляют собой сбор, обработку и анализ информации, необходимой для постановки и решения маркетинговой проблемы.
Маркетинговые исследования выполняют функцию установления связи между потребителем, обществом и маркетологом посредством сбора информации используемой для определения рыночных проблем и возможностей, корректировки и оценки маркетинговых мероприятий, мониторинга маркетинговой деятельности.
Цель маркетингового исследования вытекает из стратегических установок маркетинговой деятельности предприятия и направлена на снижение уровня неопределенности в принятии управленческих решений.
Маркетинговые исследования всегда нацелены на решение какой-либо конкретной проблемы. Если цель – общая постановка задачи, то определение проблематики – совокупность частных задач, вытекающих из главной задачи. Так, проблематика маркетингового исследования может вытекать из основных направлений маркетинговых исследований.
Исследованиям подвергаются:
рынок;
конкуренты;
потребитель;
цены;
внутренний потенциал предприятия.
По данным Филиппа Котлера, структура маркетинговых исследований представлена в табл. 3.1.
Методологические основы маркетинга складываются из современных приемов и методов различных научных дисциплин.
Процедура маркетингового исследования состоит из комплекса последовательных частных действий (этапов).
Можно выделить основные этапы.
Разработка концепции исследования.
Определение целей.
Постановка проблемы.
Формирование рабочей гипотезы.
Определение системы показателей.
Таблица 3.1
Направления маркетинговых исследований
№ п/п | Направления маркетинговых исследований | Удельный вес фирм проводящих исследования, % |
1 | 2 | 3 |
1. | Сбыт и рынки |
|
1.1. | Замеры потенциальных возможностей рынка | 93 |
1.2. | Изучение характеристики рынка | 93 |
1.3. | Анализ распределения долей рынка между фирмами | 92 |
1.4. | Анализ сбыта | 89 |
1.5. | Определение квот и территорий сбыта | 75 |
1.6. | Изучение каналов распределения | 69 |
1.7. | Пробный маркетинг | 54 |
1.8. | Изучение стратегий стимулирования сбыта | 52 |
2. | Коммерческая деятельность и ее анализ |
|
2.1. | Изучение тенденций деловой активности | 86 |
2.2. | Краткосрочное прогнозирование | 85 |
2.3. | Долгосрочное прогнозирование | 82 |
2.4. | Изучение политики цен | 81 |
2.5. | Система информирования руководства | 72 |
2.6. | Изучение принципов расположения предприятий и складов | 71 |
2.7. | Изучение товарной номенклатуры | 51 |
2.8. | Изучение международных рынков | 51 |
3. | Разработка товаров |
|
3.1. | Изучение товаров конкурентов | 85 |
3.2. | Изучение реакции на новый товар и его потенциала | 84 |
3.3. | Тестирование товаров | 75 |
3.4. | Изучение проблем создания упаковки | 60 |
4. | Реклама |
|
4.1. | Изучение эффективности рекламных объявлений | 67 |
4.2. | Изучение средств рекламы | 61 |
4.3. | Исследование рекламных текстов | 49 |
4.4. | Исследование потребительских мотиваций | 48 |
5. | Ответственность фирмы |
|
5.1. | Изучение законодательных ограничений в области рекламы и стимулирования | 51 |
5.2. | Изучение общественных ценностей и проблем социальной политики | 40 |
5.3. | Изучение воздействия на окружающую среду | 33 |
5.4. | Изучение проблем информирования потребителей | 26 |
Источник: Котлер Ф. Основы маркетинга. М. Экономика, 1990г. с.118-119. Адаптировано.
Получение и анализ эмпирических данных.
Разработка рабочего инструментария.
Процесс получения данных.
Обработка и анализ данных.
Формулирование основных выводов и оформление результатов исследования.
Разработка выводов и рекомендаций.
Оформление результатов исследования.
Получить данные для маркетингового исследования можно из различных источников информации: (первичные и вторичные). Вторичные источники – это информация, которая уже существует, будучи собранной ранее для других целей. Первичные источники – неопубликованная информация, данные, которые исследователь должен получить сам для решения какой-либо конкретной задачи.
- Общие положения
- 1. Менеджмент
- 1.1. Менеджмент и его роль в условиях перехода к рынку
- 1.2. Эволюция концепций менеджмента
- 1.3. Управленческие решения: понятие, типология, методы принятия
- 1.4. Функции управления, их сущность, состав и значение в системе менеджмента
- 1.5. Организационные структуры управления: типы, особенности проектирования, тенденции развития, критерии выбора
- 1.6. Методы управления: понятие, сущность, состав, их классификация и взаимосвязь
- 1.7. Стили управления, типы менеджеров, психология их личности
- 1.8. Конфликты в системе управления: причины, способы преодоления
- 1.9. Особенности организации управленческого труда. Самоменеджмент руководителя
- 1.10. Эффективность менеджмента
- 1.11. Развитие менеджмента в России. Особенности формирования рыночного механизма
- 1.12. Мотивация трудовой деятельности. Основные задачи процесса мотивации
- 1.13. Стили управления и их адаптация к деловым ситуациям
- 1.14. Основные виды организационной структуры предприятий будущего: интеллектуальные, виртуальные, многомерные организации
- Интеллектуальные организации
- Виртуальные корпорации
- Многомерные организации
- 1.15. Изменения в организации: виды, причины возникновения сопротивления персонала, способы преодоления
- Библиографический список
- 2. Экономика отрасли (торговли)
- 2.1. Роль отрасли торговли в рыночной системе хозяйствования, вклад в ввп страны. Классификация предприятий по подотраслям, их основные функции, формы взаимодействия
- 2.2. Предприятия розничной торговли: функции, задачи, классификация услуг розничной торговли и общие требования к ним. Пути развития в условиях конкуренции
- 2.5. Интеграционные процессы в торговле. Развитие сетевых структур, их конкурентные преимущества. Роль в повышении эффективности отрасли
- 2.6. Особенности региональной структуры отрасли торговля. Актуальные направления ее развития
- 2.8. Особенности и принципы размещения предприятий оптовой, розничной торговли и общественного питания
- 2.9. Ответственность предприятия торговли при работе на потребительском рынке
- 2.10. Роль малого предпринимательства в торговле. Пути развития в современных условиях. Государственная поддержка малых предприятий
- Библиографический список
- 3. Маркетинг
- 3.1. Сущность, цели, задачи и основные направления маркетинговых исследований
- 3.2. Виды и источники маркетинговой информации. Методы сбора первичной и вторичной маркетинговой информации
- 3.3. Сегментирование рынка, выбор целевого рынка, позиционирование
- 3.4. Конкурентоспособность товара и ее оценка
- 3.5. Планирование товарного ассортимента. Матрица бкг
- 3.6. Организационные структуры службы маркетинга и обоснование их выбора
- 3.7. Разработка стратегии развития торгового предприятия. Матрица «товар-рынок»
- 3.8. Товарные стратегии торгового предприятия
- 3.9. Особенности ценовой политики розничного торгового предприятия. Маркетинговый подход к ценообразованию
- 3.10. Маркетинговые коммуникации и их роль в продвижении товаров на рынок
- 3.11. Конкурентоспособность предприятия, факторы ее определяющие
- 3.12. Маркетинговые стратегии по обхвату выбранных сегментов, их преимущества и недостатки
- 3.13. Каналы сбыта и оптимизация их выбора
- 3.14. Жизненный цикл товара и особенности стратегии маркетинга на каждом этапе жцт
- 3.15. Товарная реклама, цели, виды, средства. Общие требования к товарной рекламе
- Библиографический список
- 4. Экономика предприятия
- 4.1. Организация учетной и аналитической деятельности на предприятии Организация учета
- Организация анализа
- 4.2. Планирование на предприятии как основная функция управления. Технология планирования, система планов
- 4.3. Капитал предприятия: структура, формирование, показатели эффективности использования
- 4.4. Основные средства предприятия торговли, их виды и назначение. Порядок учета. Показатели эффективности использования основных средств в торговле и пути ее повышения
- 4.5. Оборотные средства предприятия торговли: понятие, состав, структура, источники образования, показатели эффективности использования
- 4.6. Товарные запасы, их виды и назначение. Анализ и нормирование товарных запасов. Пути ускорения оборачиваемости товаров
- Классификация товарных запасов
- Анализ товарных запасов торгового предприятия
- Методы нормирования товарных запасов
- 4.7 Формы и системы оплаты труда, используемые на предприятиях торговли. Показатели эффективности использования средств на оплату труда
- Показатели эффективности использования средств на оплату труда
- 3. Интегральный показатель эффективности:
- 4.8. Производительность труда в торговле, пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов на предприятиях отрасли
- 4.9. Розничный товарооборот, его состав, структура, анализ, планирование. Факторы, определяющие объем продаж при планировании
- Основные направления анализа товарооборота
- Анализ общего объема товарооборота
- Анализ состава и структуры товарооборота
- Факторный анализ товарооборота
- 4.10. Оптовый товарооборот, понятие, виды, анализ, планирование
- 4.11. Валовой доход предприятия, структура и источники его образования. Факторы, влияющие на величину валового дохода. Методы анализа
- Факторы, влияющие на величину валового дохода:
- 4.12. Расходы предприятия торговли, их экономическое содержание, классификация. Факторы, влияющие на уровень затрат. Экономические методы управления расходами
- Классификация издержек обращения
- По участию в образовании стоимости:
- Номенклатура и состав издержек обращения
- Факторы, влияющие на издержки обращения
- Экономические методы управления расходами
- 4.13. Анализ издержек обращения торгового предприятия. Показатели эффективности использования. Методика планирования основных статей Показатели издержек обращения:
- Направления анализа издержек обращения:
- Планирование издержек обращения
- Методика планирования основных статей
- 4.14. Налогообложение деятельности предприятия торговли. Виды налогов, налогооблагаемая база, налоговые ставки
- 4.15. Налог на прибыль: схема определения налогооблагаемой базы, порядок расчета
- 4.16. Прибыль предприятия. Факторы, влияющие на величину прибыли. Направления использования
- 4.17. Понятие рентабельности предприятия. Система показателей рентабельности. Их экономическая интерпретация
- 4.18. Специальные системы налогообложения малого бизнеса
- Глава 26.1 «Единый сельскохозяйственный налог».
- Глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения».
- Глава 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности».
- 4.19. Хозяйственные риски предприятия. Природа, методы оценки и управления
- Методы оценки рисков
- Методы управления рисками
- 4.20. Цели и задачи анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Система показателей. Ликвидность предприятия, методы определения
- Библиографический список
- 080502 «Экономика и управление на предприятии
- 443036, Г. Самара, ул. Неверова, 87