logo search
GAK_OTVET

4.17. Понятие рентабельности предприятия. Система показателей рентабельности. Их экономическая интерпретация

Для оценки эффективности деятельности торгового предприятия используется относительный показатель прибыльности – рентабельность, отражающий, насколько эффективно предприятие использует свои средства в целях получения прибыли.

Система показателей рентабельности и их экономическая интерпретация.

Рентабельность активов представляет собой отношение чистой прибыли к активам предприятия. Используется в качестве основного (обобщающего) показателя, позволяющего оценить эффективность суммарных капиталовложений по всем финансовым источникам вне зависимости от сравнительных размеров этих средств. Показывает величину чистой прибыли, приходящейся на единицу активов предприятия.

Рентабельность собственного капитала определяется отношением величины чистой прибыли к средней за период величине источников собственных средств предприятия по балансу и показывает эффективность использования собственного капитала. Этот показатель характеризует величину чистой прибыли, приходящейся на 1 рубль собственного капитала.

Рентабельность продаж определяется отношением прибыли от реализации к выручке от реализации (товарообороту), характеризуя прибыльность единицы товарооборота.

Рентабельность финансово-хозяйственной деятельности (уровень балансовой прибыли) представляет собой отношение балансовой прибыли к выручке от реализации товаров и показывает величину балансовой прибыли, приходящейся на 1 рубль товарооборота.

Рентабельность издержек обращения (эффективность торговой деятельности) представляет собой отношение прибыли от реализации к сумме издержек обращения и показывает величину прибыли, приходящейся на 1 рубль издержек обращения.

Рентабельность затрат на оплату труда представляет собой отношение прибыли от реализации к сумме расходов предприятия на оплату труда и характеризует эффективность издержек организации, связанных с оплатой труда работников.

Прибыль на одного работника определяется отношением прибыли от реализации к среднесписочной численности работников предприятия и характеризуют прибыль, приносимую каждым сотрудником.