logo search
Вопросы и ответы ГЭК

Общение: перцептивная, интерактивная и коммуникативная стороны. Особенности управленческого общения

Перцептивная. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Это восприятие другого человека: его внешних признаков, соотнесение его с личностными характеристиками воспринимающего индивида и интерпретация его поступков.

Сложность процесса восприятия прямо зависит от оценки моего Я с точки зрения других лиц. В силу того, что само восприятие неразрывно связано с анализом информационной обработкой связи. Выделяют: 1. Открытую зону – сведения об индивиде, известные ему о самом себе и окружающим, зона доверительных отношений индивида с партнерами по общению.

2. слепая зона – содержит информацию об индивиде, кот.есть у других людей, но не известная ему самому, мнение окружающих о личности в процессе общения с ни.

3. Скрытая зона ему известна о себе, но скрыта от окружающих.

4. Неизвестная зона – сведения об индивиде, которые ни ему ни окружающими не известны, потенциал может проявляется в экстремальных ситуациях.

В восприятии партнера выделяют 3 типа модальности: визуалы любят зрительно предъявляемое, конкретность, склонны к обвинительным утверждениям. Аудиалы воспринимают через слуховую речь, музыку. Кинестетич воспринимают через состояние своего тела.

Эти особенности в восприятии другого человека создают предпосылки к конфликтам в управлении ими. Нужно учесть факторы: 1. Адекватности восприятия к.с., т.е. достаточно точный, неискаженный личным пристрастием намерение как партнера так и собств. 2. Открытости и эффективности общения, готовности к осуждению проблемы, когда участники честно высказывает свое понимание информации и пути выхода. 3. Создание атмосферы взаимного доверия и сотрудничества.

Интерактивная. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). Интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий ха­рактеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Коммуникативная сторона общения, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. В ходе совместной деятельности члены малой группы обмениваются собой различными мнениями, интересами, чувствами. Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации. На обыденном языке это правило вынется в словах: «все должны говорить на одном языке».

Средства коммуникативного общения можно разделить на вербальные (словесные) – передача информации, и невербальные – передача отношения к партнеру по общению.

Невербальное поведение служит средством выражения психического состояния человека. Невербальные средства общения включают: кинесические средства – зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении; средства общения, связанные с голосом (просодика и экстралингвистика); такесические средства – тактильное воздействие; проксемические средства – пространственная ориентация.

Особенности управленческого общения

Управленческое общение – это общение с целью руководить людьми, т.е. изменять их деятельность в определенном направлении, поддерживать в заданном или формировать в необходимом направлении.

Руководитель вступает в управленческое общение с подчиненными, чтобы: отдать распоряжения, указания, что-либо порекомендовать, посоветовать; получить «обратную» (контрольную) информацию от подчиненного о выполнении задания; дать оценку выполнения задания подчиненным.

Функция управленческого общения – выдача распорядительной информации – не только наиболее часто осуществляется по сравнению с другими функциями, но и оказывает наибольшее влияние на эффективность деятельности организации. От того, как руководитель отдаст распоряжение, зависит и качество исполнительской деятельности.

Распорядительная информация по форме бывает директивной и демократической. К директивным формам относятся: приказ (директива), указание, распоряжение, требование; к демократическим – рекомендация, совет, просьба. При этом следует заметить, что хотя сочетание слов «просьба» и «распорядительная информация» для некоторых руководителей может показаться не совсем обычным, в принципе любое распоряжение руководителя может быть представлено в форме просьбы.