1.1. Менеджмент и его роль в условиях перехода к рынку
Термин «менеджмент» получил широкое распространение в условиях перехода российской экономики на цивилизованные рыночные методы хозяйствования.
Менеджмент – это управление предприятием на основе использования современных технологий и техники. Следует отметить, что термин «менеджмент» – аналог термина «управление». Но термин «управление» значительно шире, поскольку охватывает все стороны деятельности человека – от функций хозяйствующего субъекта до уровня государственного и отраслевого управления. Термин «управление» рассматривается как управление социально-экономическими процессами, т.е. как система взаимосвязанных мероприятий, организационных и управленческих рычагов, обеспечивающих направляющее, координирующее и стимулирующее воздействие общества на участников производства.
Предметом науки управления экономикой в целом и торговлей как ее составной частью являются закономерности управления, под влиянием которых формируются и развиваются управленческие отношения.
Менеджмент рассматривается как самостоятельный вид профессиональной деятельности, которая направлена на рациональное использование материальных, финансовых, информационных и организационных ресурсов предприятия, эффективное управление им и его персоналом на основе применения многообразных принципов, функций и методов управления.
Менеджмент – это междисциплинарная отрасль знаний, сочетающая в себе достижения экономических, социологических, психологических, правовых, технических и других дисциплин, использующая опыт управленческого искусства. Он также включает теорию и практику управления, гибкое и активное применение которых обеспечивает успех.
Наиболее часто в характеристике менеджмента используются подходы, которые трактуют его как науку управления, процесс управления, искусство управления, функцию управления, органы или аппарат управления, людей, управляющих организацией.
Менеджмент – это наука, имеющая свой предмет, свои специфические проблемы, методы и способы их решения. Основная задача менеджмента, как науки управления представляет собой стремление каждого руководителя повысить практическую значимость исследований, проводимых по всем сферам деятельности, а также ориентировать на разработку принципов и методов, дающих возможность практически решать все проблемы функционирования предприятия в конкретных условиях. Наука о менеджменте относится к экономическим наукам, изучает отношения людей в процессе управления, методологически основывается на диалектическом материализме.
Широко распространено понимание менеджмента как искусства. Оно базируется на том, что хозяйственные организации представляют сложные системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные факторы внешней и внутренней среды. Поэтому умение управлять столь сложным механизмом требует более серьезной профессиональной подготовки.
Менеджмент в торговле – это управление торговой организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики, что предполагает ориентацию хозяйствующего субъекта на спрос потребителей рынка и получение прибыли при осуществлении хозяйственной деятельности.
Современный менеджмент – это скорее система наиболее общих представлений об организациях, новая «управленческая философия», нежели свод готовых рекомендаций.
Менеджмент как система представляет собой совокупность элементов и связей между ними, образующих определенную целостность, единство.
Система управления состоит из субъекта (тот, кто управляет) и объекта (тот, кем управляют). В систему управления в качестве ее структурообразующих элементов и факторов входят:
законы управления;
функции управления;
методы управленческого воздействия на объект управления;
инструментарий управления (задания, должностные инструкции, стимулы);
организационная структура;
процесс управления (совокупность последовательных управленческих действий, необходимых для достижения поставленных перед системой целей).
В системе менеджмента принято выделять различные виды:
производственный менеджмент;
кадровый менеджмент;
инновационный менеджмент;
информационный менеджмент;
финансовый менеджмент;
торговый менеджмент;
менеджмент маркетинга;
рекламный менеджмент;
налоговый менеджмент;
международный менеджмент.
Для современного менеджмента характерным является:
стабильное стремление к повышению эффективности производства и бизнеса в целом;
широкая хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решения тем, кто несет ответственность за конечные результаты функционирования на рынке фирмы или ее подразделений;
постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка, изменений внешней среды;
ориентация на достижение запланированного конечного результата деятельности фирмы;
использование современной информационной базы для многовариантных расчетов при принятии управленческих решений;
изменение функции планирования – от текущего к перспективному;
упор на все основные факторы улучшения деятельности фирмы;
оценка управления работы в целом только на фундаменте реально достигнутых конечных результатов;
максимальное применение математических методов и достижений информатики на базе ЭВМ;
привлечение всех сотрудников компании к управлению ею;
осуществление управления на основе предвидения изменений, гибких решений;
опора на инновации в каждом сегменте работы фирмы, нестандартные решения;
проведение глубокого экономического анализа каждого управленческого решения;
способность разумно рисковать и управлять риском;
возрастание роли маркетинга до ключевой.
Менеджмент как управление в условиях рынка обеспечивает ориентацию компании на удовлетворение потребностей рынка, на запросы конкретных потребителей, на организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и способны приносить фирме прибыль.
Следовательно, в менеджменте имеются две очень важные сферы маркетинг и инновация. Следует иметь в виду, что маркетинг – это не просто продажа производимых товаров. Данное понятие охватывает все сферы работы предприятия по реализации продукции от исследований и разработок до послепродажного обслуживания. Система маркетинга занимает превалирующее значение во всех сферах деятельности предприятия. Поэтому разработку и утверждение маркетинговой концепции надо отнести к компетенции высшего руководства предприятия.
Инновация – это разработка новых товаров и услуг, технологий и управленческих процессов более высокого качества, нежели существующие. Они включают в себя не только технические исследования и разработки, но и все изменения в лучшую сторону в стиле работы предприятия, его организации (разработка новых видов услуг, установление более низкой цены или других более выгодных для клиентов условий и др.). Менеджмент – явление творческое, достаточно быстро преобразующееся в совершенно новые формы и направления.
Менеджмент предполагает выполнение ряда требований, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих поставленным целям. Поэтому менеджмент нередко идентифицируется с менеджерами, а также с органами или аппаратом управления.
- Общие положения
- 1. Менеджмент
- 1.1. Менеджмент и его роль в условиях перехода к рынку
- 1.2. Эволюция концепций менеджмента
- 1.3. Управленческие решения: понятие, типология, методы принятия
- 1.4. Функции управления, их сущность, состав и значение в системе менеджмента
- 1.5. Организационные структуры управления: типы, особенности проектирования, тенденции развития, критерии выбора
- 1.6. Методы управления: понятие, сущность, состав, их классификация и взаимосвязь
- 1.7. Стили управления, типы менеджеров, психология их личности
- 1.8. Конфликты в системе управления: причины, способы преодоления
- 1.9. Особенности организации управленческого труда. Самоменеджмент руководителя
- 1.10. Эффективность менеджмента
- 1.11. Развитие менеджмента в России. Особенности формирования рыночного механизма
- 1.12. Мотивация трудовой деятельности. Основные задачи процесса мотивации
- 1.13. Стили управления и их адаптация к деловым ситуациям
- 1.14. Основные виды организационной структуры предприятий будущего: интеллектуальные, виртуальные, многомерные организации
- Интеллектуальные организации
- Виртуальные корпорации
- Многомерные организации
- 1.15. Изменения в организации: виды, причины возникновения сопротивления персонала, способы преодоления
- Библиографический список
- 2. Экономика отрасли (торговли)
- 2.1. Роль отрасли торговли в рыночной системе хозяйствования, вклад в ввп страны. Классификация предприятий по подотраслям, их основные функции, формы взаимодействия
- 2.2. Предприятия розничной торговли: функции, задачи, классификация услуг розничной торговли и общие требования к ним. Пути развития в условиях конкуренции
- 2.5. Интеграционные процессы в торговле. Развитие сетевых структур, их конкурентные преимущества. Роль в повышении эффективности отрасли
- 2.6. Особенности региональной структуры отрасли торговля. Актуальные направления ее развития
- 2.8. Особенности и принципы размещения предприятий оптовой, розничной торговли и общественного питания
- 2.9. Ответственность предприятия торговли при работе на потребительском рынке
- 2.10. Роль малого предпринимательства в торговле. Пути развития в современных условиях. Государственная поддержка малых предприятий
- Библиографический список
- 3. Маркетинг
- 3.1. Сущность, цели, задачи и основные направления маркетинговых исследований
- 3.2. Виды и источники маркетинговой информации. Методы сбора первичной и вторичной маркетинговой информации
- 3.3. Сегментирование рынка, выбор целевого рынка, позиционирование
- 3.4. Конкурентоспособность товара и ее оценка
- 3.5. Планирование товарного ассортимента. Матрица бкг
- 3.6. Организационные структуры службы маркетинга и обоснование их выбора
- 3.7. Разработка стратегии развития торгового предприятия. Матрица «товар-рынок»
- 3.8. Товарные стратегии торгового предприятия
- 3.9. Особенности ценовой политики розничного торгового предприятия. Маркетинговый подход к ценообразованию
- 3.10. Маркетинговые коммуникации и их роль в продвижении товаров на рынок
- 3.11. Конкурентоспособность предприятия, факторы ее определяющие
- 3.12. Маркетинговые стратегии по обхвату выбранных сегментов, их преимущества и недостатки
- 3.13. Каналы сбыта и оптимизация их выбора
- 3.14. Жизненный цикл товара и особенности стратегии маркетинга на каждом этапе жцт
- 3.15. Товарная реклама, цели, виды, средства. Общие требования к товарной рекламе
- Библиографический список
- 4. Экономика предприятия
- 4.1. Организация учетной и аналитической деятельности на предприятии Организация учета
- Организация анализа
- 4.2. Планирование на предприятии как основная функция управления. Технология планирования, система планов
- 4.3. Капитал предприятия: структура, формирование, показатели эффективности использования
- 4.4. Основные средства предприятия торговли, их виды и назначение. Порядок учета. Показатели эффективности использования основных средств в торговле и пути ее повышения
- 4.5. Оборотные средства предприятия торговли: понятие, состав, структура, источники образования, показатели эффективности использования
- 4.6. Товарные запасы, их виды и назначение. Анализ и нормирование товарных запасов. Пути ускорения оборачиваемости товаров
- Классификация товарных запасов
- Анализ товарных запасов торгового предприятия
- Методы нормирования товарных запасов
- 4.7 Формы и системы оплаты труда, используемые на предприятиях торговли. Показатели эффективности использования средств на оплату труда
- Показатели эффективности использования средств на оплату труда
- 3. Интегральный показатель эффективности:
- 4.8. Производительность труда в торговле, пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов на предприятиях отрасли
- 4.9. Розничный товарооборот, его состав, структура, анализ, планирование. Факторы, определяющие объем продаж при планировании
- Основные направления анализа товарооборота
- Анализ общего объема товарооборота
- Анализ состава и структуры товарооборота
- Факторный анализ товарооборота
- 4.10. Оптовый товарооборот, понятие, виды, анализ, планирование
- 4.11. Валовой доход предприятия, структура и источники его образования. Факторы, влияющие на величину валового дохода. Методы анализа
- Факторы, влияющие на величину валового дохода:
- 4.12. Расходы предприятия торговли, их экономическое содержание, классификация. Факторы, влияющие на уровень затрат. Экономические методы управления расходами
- Классификация издержек обращения
- По участию в образовании стоимости:
- Номенклатура и состав издержек обращения
- Факторы, влияющие на издержки обращения
- Экономические методы управления расходами
- 4.13. Анализ издержек обращения торгового предприятия. Показатели эффективности использования. Методика планирования основных статей Показатели издержек обращения:
- Направления анализа издержек обращения:
- Планирование издержек обращения
- Методика планирования основных статей
- 4.14. Налогообложение деятельности предприятия торговли. Виды налогов, налогооблагаемая база, налоговые ставки
- 4.15. Налог на прибыль: схема определения налогооблагаемой базы, порядок расчета
- 4.16. Прибыль предприятия. Факторы, влияющие на величину прибыли. Направления использования
- 4.17. Понятие рентабельности предприятия. Система показателей рентабельности. Их экономическая интерпретация
- 4.18. Специальные системы налогообложения малого бизнеса
- Глава 26.1 «Единый сельскохозяйственный налог».
- Глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения».
- Глава 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности».
- 4.19. Хозяйственные риски предприятия. Природа, методы оценки и управления
- Методы оценки рисков
- Методы управления рисками
- 4.20. Цели и задачи анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Система показателей. Ликвидность предприятия, методы определения
- Библиографический список
- 080502 «Экономика и управление на предприятии
- 443036, Г. Самара, ул. Неверова, 87