logo search
Этика деловых отношений Черноскутов, Парфенова,

Роли поведения и тактика ведения беседы17

Роли поведения

Характеристика

Тактика ведения беседы

«Борец за свободу», «Правдоруб», «Кляузник», «Хронический жалобщик»

Относящиеся к этому типу люди всегда чем-то недовольны: оборудованием, заработной платой, коллегами. Все это они связывают с экономической политикой государства. Деятельностью правоохранительных органов, «зарвавшимися олигархами» и т.д. Они жалуются на всех подряд: на своего непосредственного начальника, на вышестоящее руководство. На коллег, на друзей и родственников. Особенность такого поведения в том, что жалобщики постоянно требуют разбирательств, что отвлекает т принятого производственного ритма

Лучшее средство нейтрализации представителей данного типа – доброжелательная шутка в начале беседы, а также проявление терпимости к странностям их характера. Важно дать понять, что даже обоснованные, но частые жалобы, портят настроение окружающим и руководству в том числе

«Самолюбивый человек», «Казанская сирота», «Догматик»

Он характеризуется частым раздражением всякий раз, когда ему предлагают какое-либо задание, новую работу, которая по какой - либо причине ему не по душе. Он считает, что его мало ценят на работе, не прислушиваются к его советам, и об этом он заявляет при беседе. Возможно, что у такого человека есть объективные причины для раздражения

Руководитель сможет найти правильный подход к этому человеку, если поймёт, в чём причина его уязвлённого самолюбия. Нужно обеспечить ему условия для самоутверждения в коллективе, применить формы морального поощрения. Выделить участок самостоятельной работы

«Лодырь», «Нарушитель дисциплины», «Лентяй», «Прогульщик»

Это человек, который постоянно опаздывает, без разрешения уходит раньше с работы, часто мотивируя свое поведение какими-то мифическими происшествиями в семье или еще где-то, а также тем, что с работой он справляется, хотя это не соответствует действительности. В порядке нормы для него нарушение правил внутреннего трудового распорядка дня и философии организации

Такие люди – «крест» руководителя. Им нужно в беседе подчеркивать, что нарушение дисциплины и неполное служебное соответствие наказываются в административном порядке. Желательно, чтобы этот человек услышал из уст руководителя, что людей, нарушающих дисциплину труда и отлынивающих от работы, в коллективе не держат. Иногда это помогает. В большинстве случаев с этим типом работников от бесед необходимо переходить к делу, т.е. просто расставаться

«Завистник», «Кляузник», «Ёрш»

Как тип поведения довольно труден для общения в связи с тем, что тактика его поведения скрывается под маской психологической защиты. Она носит характер периодических атак на руководство или широкого оповещения сотрудников о неудачах и ошибках руководства и коллег

Необходимо помнить, что поведение завистников основано на тщеславных устремлениях и эгоистичных желаниях устранить конкурентов. Важно дать ему понять, что вы понимаете его тактику и знаете ему цену, лишить его уверенности в его превосходстве. При безуспешности морального воздействия, необходимо применять административные взыскания

«Забывчивый», «Инопланетянин»

Он постоянно обо всем забывает, у него часто пропадает важный материал. На работе находится в состоянии умиления, отрешенности, забывчивости

К такому сотруднику необходим индивидуальный подход, необходимо повышать к нему требования, напоминать, предупреждать. В случае необходимость с такого сотрудника нужно взыскивать за забывчивость. Наказание полезно обсудить на собрании с коллегами. Его руководителем должен быть хорошо организованный администратор.

«Сплетник», «Связной», «Информатор», «Комментатор»

Стремится завоевать благосклонность начальства, осведомляя его обо всех событиях, нередко очерняя других в глазах руководства

Слабые руководители поощряют подобное поведение. Желая знать о подчиненных больше, руководители сами открываются такому человеку, в итоге становясь его же заложником. В беседе с таким человеком необходимо пояснить, что подобное поведение не приветствуется в коллективе и таким образом невозможно завоевать доверие и уважение руководства и коллег

«Важная птица», «Индивидуалист», «Себе на уме», «Наполеон»

Стремится выделиться и всегда поступает по-своему. На критику реагируют агрессивно или замыкаются в себе. Занимаются преимущественно личными делами, используя свое положение. За свои промахи склонны винить других. У них притуплено чувство самокритики. Они считают себя во всем правыми, а свое поведение безупречным

В беседе с такими сотрудниками необходимо помочь им оценить свои поступки. Необходимо четко ставить на место при переходе границ допустимого поведения или злоупотреблении служебным положением. Можно поручить им какое-то важное дело, требующее большой самостоятельности и ответственности. В личной беседе, каков бы ни был вопрос, необходимо переводить линию разговора именно на конкретные результаты

Несмотря на различные подходы к разным типам собеседников, существуют определенные правила, которые необходимо применять в любой беседе с любым партнером (таблица 5.2).

Таблица 5.2